Слайд 1Тема 5. Совокупный спрос и модель мультипликатора
Раздел А. Аналитические основы
совокупного спроса.
Раздел Б. Модель мультипликатора.
Слайд 2Раздел А. Аналитические основы совокупного спроса
Совокупный спрос (AD) — это
общее количество продукции, которое потребители готовы купить при данном уровне
цен и при неизменных прочих факторах.
Т.е. AD составляют расходы во всех 4-х секторах экономики в которых может быть использована продукция (C, I, G, X).
Слайд 3Рис. 5-1. Компоненты совокупного спроса.
На рис. 5-1 изображена кривая AD
и её четыре компонента. Сумма четырёх потоков расходов при определённом
уровне цен — это совокупные расходы или совокупный спрос при данном уровне цен.
AD
ВВП
Р
X
С
I
G
Р*
Слайд 4Факторы, влияющие на совокупный спрос
I. Политические переменные.
II. Внешние переменные
(переменные,
обусловленные факторами, находящимися за рамками модели AS, AD).
Слайд 5I. Политические переменные.
Фискальная политика, монетарная политика, внешнеэкономическая политика, политика доходов.
Рост предложения денег ведёт к понижению нормы % и способствует
улучшению условий кредитования, стимулируя рост инвестиций и потребление товаров длительного пользования.
Сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей повышает доход и стимулирует более высокое потребление.
Слайд 6II. Внешние переменные
Выпуск в других странах.
Стоимость активов.
Мировые цены
на нефть.
Технологический прогресс.
Прочие факторы: Различные политические события (революции, войны),
либерализация или ограничение свободной торговли.
Слайд 7Относительная значимость факторов,
оказывающих воздействие на совокупный спрос.
Монетаристский подход:
Предложение денег
– важнейший определитель общей денежной стоимости расходов. Существует жёсткая взаимосвязь
между денежной стоимостью всех покупок и количеством доступных денег.
Кейнсиаский подход:
Особое значение придаётся внешним факторам (например – технологический прогресс является ключевым определителем бумов и спадов).
Эклектический подход:
В разные периоды экономика приводится в движение различными политическими и внешними силами.
Слайд 8Раздел Б. Модель мультипликатора
Модель мультипликатора используется для определения степени изменения
выпуска. Т.е. эта модель показывает, что рост инвестиций увеличивает ВВП
на сумму большую, чем прирост самих инвестиций.
Модель мультипликатора объясняет как изменения в инвестициях, в объёмах внешней торговли, в налоговой системе, в политике расходов влияют на выпуск и занятость.
Слайд 9Мультипликатор — это величина, на которую надо умножить прирост инвестиций
для того, чтобы определить конечное изменение в совокупном выпуске.
Слайд 10
Первичная инвестиция приводит в действие бесконечную, но постоянно убывающую цепь
потребительских расходов. Складывая звенья этой цепи мы получим конечную величину
совокупного выпуска, ставшую реальной благодаря первичной инвестиции.
Располагаемый доход делится на сбережения и потребление. Чем больше доля потребления, тем больше дополнительный потребительский расход и значит мультипликатор. Чем больше утечка в дополнительные сбережения на каждом раунде расходов, тем меньше конечный мультипликатор.
Слайд 11Рис. 5-2. Работа мультипликатора
I
S
300
200
ВВПп
3900
3600
ВВП
II
I’I’
E’
E
100
300
Слайд 12Предположим, что серия новых изобретений создаёт благоприятные возможности для дополнительных
инвестиций на сумму $ 100 млн.
Если мультипликатор = 3,
то новый равновесный уровень ВВП будет = 3900 (до инвестирования он был = 3600).
Прежняя кривая инвестиций I сдвинется вверх на $ 100 млн. к I’.
Новой точкой равновесия (пересечения кривых сбережения и инвестиций) является точка Е’.
Горизонтальная стрелка показывает, что прирост ВВП в 3 раза больше прироста инвестиций.
Слайд 13Мультипликационный анализ применим к ситуациям, когда реальный объём производства меньше
потенциального, т.е. когда существуют неиспользованные ресурсы. В этом случае рост
совокупного спроса может вызвать увеличение уровня производства.
И наоборот: если экономика производит на уровне максимума потенциальных возможностей, просто нет ресурсов для роста производства. => например в условиях полной занятости увеличение совокупного спроса в основном приводит к росту цен, а не к росту объёма производства.
Слайд 14Когда происходит приток инвестиций в экономику с избыточными производственными мощностями
и незанятыми рабочими большая часть прироста инвестиций реализуется в добавочном
выпуске, а цены растут незначительно.
Однако, когда ВВП достигает потенциального уровня, увеличивать производство становится всё труднее и цены начинают быстро расти. Это — ограничение модели мультипликатора.
Т.о., модель мультипликатора полезна при описании спадов производства, но она не может применяться к периодам полной занятости, когда реальный ВВП достигает уровня потенциального производства.
QP > QR => Mr > 1. QP = QR => Mr = 1.