Слайд 1Тема 15. Педагогика как теория обучения
Слайд 2Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Предмет, объект и принципы дидактики
Вопрос 2. Процесс
обучения как целостная система
Вопрос 3. Принципы и методы обучения
Вопрос 4.
Классификация методов обучения
Вопрос 5. Словесные методы
Вопрос 6. Наглядные методы
Вопрос 7. Практические методы
Слайд 3Вопрос 1. Предмет, объект и принципы дидактики
Дидактика является одной из
важнейших составных частей педагогики (от гр. didaktikos — «поучающий») —
теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения -- компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, технологии, формы учебного процесса. Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин, имеет тесную связь с частными методиками преподавания конкретных дисциплин. Эта взаимосвязь проявляется в том, что дидактика, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, частные методики же, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.
Под объектом дидактики понимают целенаправленный процесс подготовки специалиста высшей квалификации на основе овладения системой современного научного знания, способного к креативной деятельности в определенной сфере производства, культуры, просвещения, науки.
Предметом дидактики являются структура, содержание, движущие силы, методы и формы эффективного взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе, нацеленном на формирование личности специалиста.
Слайд 4Дидактика разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школ,
сузов и вузов новых методов, новых учебных материалов.
Дидактика в конечном
счете должна дать ответ на три наиболее общих вопроса: «Для чего учить?» «Чему учить?» и «Как учить?»
Слайд 5Принцип личностного целеполагания студента: образование студента происходит на основе и
с учетом его личных учебных целей.
Принцип выбора индивидуальной образовательной
траектории: осознанный выбор уровней своего образования (бакалавриат, специалист с дипломом, магистратура).
Принцип метапредметных основ образовательного процесса (греч. meta — «стоящие за»): основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, выходящие за рамки обычных учебных дисциплин.
Принцип продуктивности обучения.
Принцип первичности образовательной продукции студента: создаваемое студентом личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение студентов и поиск их решения. Преподаватель сопровождает студента в его образовательном движении.
Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Дидактика опирается на ряд специфических принципов:
Слайд 6Вопрос 2. Процесс обучения как целостная система
Процесс обучения – это
центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет.
Цель обучения –
это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся.
Закономерности процесса обучения:
обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства.
является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.
зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых.
закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.).
Слайд 7Специфика процесса обучения в следующем:
обучение протекает под руководством педагога;
источником знаний
являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, СМИ,
информация, полученная от других людей, собственный опыт обучаемых и т.д.;
обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;
практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний;
в единстве с обучением и на его основе формируется научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся
Слайд 8Процесс обучения включает повторяющиеся этапы или звенья:
Установление делового контакта, оценка
психологической атмосферы и уровня готовности, актуализация имеющихся знаний.
Постановка цели и
познавательных задач.
Восприятие обучаемыми нового материала. Используются разные приемы его изложения.
Осмысление нового материала.
Закрепление воспринятой информации (обобщение и установление связей с имеющейся информацией).
Применение нового материала (выполнение упражнений).
Контроль качества усвоения знаний и формирования навыков и умений.
Коррекция процесса обучения (когда требуется изменение методик либо средств обучения по результатам контроля).
Обобщение изученной информации (систематизация знаний по предмету, установление внутрепредметных и межпредметных связей).
Слайд 9В дидактике - принципы обучения:
Сознательности, активности и самостоятельности в
обучении (осознание обучаемым целей, задач и значения обучения, использование методов,
стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы в учебной работы);
Наглядности и доступности обучения (единство абстрактного и конкретного, учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых);
Систематичности, последовательности и комплексности в обучении (строгая логическую система знаний, связывание материал с ранее изученным, контроль хода процесса обучения, планирование занятий);
Обучения на высоком уровне трудности (воспитание обучаемых преодолению трудностей в учебной деятельности)
Вопрос 3. Принципы и методы обучения
Слайд 10• прочности овладения знаниями, умениями и навыками (разъяснение значения материала для
практики);
• группового и индивидуального подхода в обучении (обучение совместной деятельности и
формирование благоприятного психологического климата);
• гуманистической направленности обучения (формирования развитой личности с учетом индивидуальности и соц условий);
• научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся (соответствие содержания образования современным требованиям);
• преемственности и перспективности в обучении (использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учащихся к восприятию более трудного материала).
Ззз
Слайд 11Вопрос 4. Классификация методов обучения
Слайд 12Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Слайд 14Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Слайд 15Вопрос 5. Словесные методы
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное
изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах
школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Слайд 16Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств
изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение − это монологическая форма изложения.
К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Слайд 17Беседа − диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала
или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.
Слайд 18Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по
определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или
опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слайд 19Лекция. Лекция − монологический способ изложения объемного материала. Используется, как
правило, в старших классах и занимает весь или почти весь
урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Слайд 20Работа с учебником и книгой − важнейший метод обучения. В
начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках
под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.
Слайд 21Вопрос 6. Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие
методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Слайд 22Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин,
карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Слайд 23Вопрос 7. Практические методы
Основаны на практической деятельности учащихся. Этими
методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся
упражнения, лабораторные и практические работы.
Слайд 24Упражнения по своему характеру подразделяются:
Устные упражнения способствуют развитию логического
мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не
требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
Слайд 25К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей,
графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при
проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Слайд 26Лабораторные работы − это проведение учащимися по заданию учителя опытов
с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений,
т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Слайд 27Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят
обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но
и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.