Слайд 1Педагогика в системе наук о человеке
Слайд 2Основные вопросы
Педагогика как антропологическая наука
Возникновение и развитие педагогической науки
Отрасли педагогической
науки
Связь педагогики с другими науками
Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм
в мировой педагогической практике
Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности
Методы и виды педагогических исследований
Слайд 3Педагогика относится к антропологическим наукам
Объект педагогики –реальности жизни государства и
общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц,
оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни
Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития
Слайд 4Основные категории (понятия) педагогики
Слайд 5Педагогическая наука возникла в XVII веке
Основоположником педагогики является великий чешский
педагог Ян Амос Коменский
Основные педагогические принципы и закономерности он изложил
в книге «Великая Дидактика».
Слайд 6Классики мировой педагогики
Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий
философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к
осознанию противоречий и самопознанию
Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения
Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена
Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания
И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания
И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели
Слайд 7Классики мировой педагогики
А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ,
создатель теории развивающего и воспитывающего обучения
К. Д. Ушинский (1824 –
1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании
П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых
Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики
А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива
В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания
Слайд 8Педагогические источники
Народная педагогика
Педагогический опыт
Научно-педагогическая литература
Учебная и учебно-методическая литература
Художественная и мемуарная
литература
Произведения изобразительного искусства
Видео- и аудиоисточники
Педагогическая периодическая печать
и др.
Слайд 9Основные отрасли педагогики
Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и
обучения человека. Имеет разделы:
1) дидактика – теория обучения и
образования;
2) теория воспитания
История педагогики изучает развитие педагогических
учений и практики с древнейших времен до наших дней
Философия образования разрабатывает методологию
(основные идеи, принципы, методы) педагогической науки
Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин
Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах
Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий
Слайд 10Основные отрасли педагогики
Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей
с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых)
Социальная педагогика
изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы:
- семейная педагогика;
- внешкольное воспитание и образование;
- перевоспитание правонарушителей
Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы:
- дошкольная педагогика;
- школьная педагогика (педагогика начальной,
средней, высшей школ);
- андрогогика – педагогика взрослых
Слайд 11Межпредметные связи педагогики
Философия
Психология
Физиология
История
Генетика
Кибернетика
Социология
Экономика
Политология
Слайд 12Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике
знаниевая и культурологическая
технократическая и гуманистическая
социетарная
и человеко-ориентированная
педоцентристская и детоцентристская
Слайд 13Функции методологии педагогической науки
гносеологическая (познавательная)
праксеологическая (преобразовательная)
аксиологическая (оценочная) или
функция критики
рефлексивная
нормативного предписания
эвристическая (творческая)
Слайд 14Основные методологические подходы в педагогике
системный
личностный
деятельностный
полисубъектный (диалогический)
аксиологический
культурологический
антропологический
этнопедагогический
Слайд 15Методы научно-педагогических исследований
Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций
и др.)
Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной
и вузовской документации и др.)
Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)
Слайд 16Виды научно-педагогических исследований
Фундаментальные
Опытно-экспериментальные
Прикладные
Методические разработки