Разделы презентаций


Педагогика в средние века и эпоху Возрождения

Содержание

1. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние векаВ 476 г. пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в начале XVII века. В ту эпоху

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика в средние века и эпоху Возрождения

Педагогика в средние века  и эпоху Возрождения

Слайд 21. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние века
В 476

г. пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета

европейского Средневековья, которое завершилось в начале XVII века. В ту эпоху действовали факторы, которые создавали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания
Первым и главным фактором являлась христианская традиция. Второй фактор –влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания)
Средневековье условно подразделяют на три периода:
V – X вв. – раннее Средневековье; XI – XIII вв. – развитое
Средневековье; XIV – XVI вв. – позднее Средневековье,
больше известное как Эпоха Возрождения или Ренессанс
1. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние векаВ 476 г. пала Римская (Западная) империя. Эта дата

Слайд 3
Возникновение средневекового образования традиционно связывается с развитием христианской церковной культуры

и ее ролью в обществе
Религиозность определяла образ мыслей, уклад

жизни и, конечно же, цели и содержание воспитания. Католическая церковь стала духовным центром западноевропейского Средневековья и монополизировала сферу образования
Проповедуя общечеловеческие нравственные заповеди – любовь к людям, равенство, справедливость, христианство ориентировало на небесную жизнь, рассматривая земной путь как подготовку к спасению души
Поэтому философско-педагогическая мысль европейского Средневековья цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало
Возникновение средневекового образования традиционно связывается с развитием христианской церковной культуры и ее ролью в обществе Религиозность

Слайд 4Главной книгой, источником любых знаний для христиан стала Библия, которая

состоит из Ветхого и Нового Завета. Основными учебными книгами были

Абецедарий и Псалтирь
 Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры
Работа с учащимися по этому пособию сопровождалась устными наставлениями на родном языке
Главной книгой, источником любых знаний для христиан стала Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета. Основными

Слайд 5Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения

алфавита) читали. Такой способ обучения был вызван господством схоластики (от

греч. shcolastikos – школьный, ученый) в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв.
Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Такой способ обучения был вызван

Слайд 6 Создание новой идеологии, обучения и воспитания
Пьер Абеляр (1079–1142) пытался соединить

веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью

образования, утверждая, что знание – результат прежде всего самостоятельной работы
Создание новой идеологии, обучения и воспитанияПьер Абеляр (1079–1142) пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного

Слайд 7Гуго Сен-Викторский (1096–1141) подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским

началами в воспитании

Гуго Сен-Викторский (1096–1141) подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании

Слайд 8Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании на первое место ставил

нравственность

Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании на первое место ставил нравственность

Слайд 9Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой

среде. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые

становились для него даровыми работниками
Во многих договорах об ученичестве обусловливалось, что мастер позволил ученику посещать в течение одного года или двух лет школу или сам выучит его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем и работал у мастера за плату пока не открывал собственное дело
Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за определенную плату

Слайд 10Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования

подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию, программа которого включала "семь рыцарских

добродетелей": владение копьем и мечом, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца
Но сначала юношей обучали военному искусству. Обучение грамоте не было обязательным. Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, кодекс чести, идеи эстетического и физического развития рыцарства переступали узко-сословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию, программа которого

Слайд 112. Средневековые школы и университеты
В целом в раннесредневековой Европе сложились

несколько типов церковных школ: монастырские, приходские, соборные (епископальные, кафедральные) школы.

Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов
Бытовало убеждение, что усидчивость – наилучший способ овладения христианским школьным знанием. "Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу", – таков был девиз школы
2. Средневековые школы и университеты В целом в раннесредневековой Европе сложились несколько типов церковных школ: монастырские, приходские,

Слайд 12В период с XII по XV в. школьное образование постепенно

выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это

выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов
Городские школы рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы

В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В

Слайд 13Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале

XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные

учебные центры, которые затем становятся первыми университетами ( Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме, подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290)). Во второй половине XIII в. в университетах появились факультеты или колледжи

Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась

Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы

Слайд 14 Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения
Прекрасной страницей в истории мировой культуры,

педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV –

начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Особенностями культуры и образования Эпохи Возрождения стали их светский характер, гуманистическая философия и обращение к античному наследию
Гуманистическая педагогика эпохи ВозрожденияПрекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья

Слайд 15 Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью

на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в

человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно, физически и эстетически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталонами мудрости, нравственности, духовности
Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания,

Слайд 16К новым направлениям в развитии педагогической мысли этого периода относятся:
четкое

представление идеала воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, которое

базируется на трех слагаемых: классическое образование, интенсивное физическое развитие и духовно-гражданское воспитание (педагогическая триада Эпохи Возрождения);
провозглашение принципа уважения личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям;
выдвижение на первый план нравственного воспитания с целью формирования у детей таких качеств, как жизненная активность, способность к выполнению гражданского долга, почитание старших, благочестие;
новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, развивающего активность и самостоятельность учащихся;
обогащение программы классического образования за счет введения греческого, правильного латинского и родного языков, античной литературы, а также расширения естественного цикла знаний;
осознание важной роли учителя в обучении и воспитании детей, который должен быть высокообразованным, доброжелательным, проницательным и хорошо разбираться в детской природе, учитывать индивидуальные особенности детей.
К новым направлениям в развитии педагогической мысли этого периода относятся:четкое представление идеала воспитания – всестороннее и гармоничное

Слайд 18Ян Амос Коменский
(1592—1670)
Подготовила: Вагнер К.Р.

Чешский ученый, основоположник классической

педагогики

Ян Амос Коменский (1592—1670)Подготовила: Вагнер К.Р. Чешский ученый, основоположник классической педагогики

Слайд 19Родился в Южной Моравии (Чехия) в семье члена общины Чешских

братьев
Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии
После Коменский был

проповедником, а потом и главой своей религиозной общины

Гейдельбергский университет

Родился в Южной Моравии (Чехия) в семье члена общины Чешских братьевУчился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в

Слайд 20 Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал

в столице Голландии Амстердаме
На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым

человеком с желанием обучать детей по составленной им системе
Он стал руководителем школы в Пшерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев

Школа чешских братьев

Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии АмстердамеНа родину он вернулся

Слайд 214 февраля 1628 начинает свой труд "Великая дидактика"
Полное название

книги : «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить

всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни»


4 февраля 1628 начинает свой труд

Слайд 22«Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства

и хозяйственные системы»
Исходя из природы человека, Коменский делил жизнь подрастающего

поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:







«Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы»Исходя из природы человека, Коменский

Слайд 23Возрастная периодизация по Коменскому
младенец
дитя
отрок
юноша
муж
старец
дряхлый старик

Возрастная периодизация по Коменскому младенецдитяотрокюношамужстарецдряхлый старик

Слайд 24В 1631 году Коменский издал объемный труд «Открытая дверь языков»
Вскоре

он написал учебники по астрономии, физике и первое в истории

руководство для семейного воспитания и обучения детей – «Материнская школа»

В 1631 году Коменский издал объемный труд «Открытая дверь языков»Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и

Слайд 25Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения,

при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы:

«Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики»

Педагогический музей им. Коменского в Праге

Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым

Слайд 261) принцип сознательности и активности: «Правильно обучать юношество - это

не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,

фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)»
2) принцип наглядности: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении»
3) принцип постепенности и систематичности знаний: «Порядок - душа всего»
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений»


Дидактические принципы Яна Коменского

1) принцип сознательности и активности: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из

Слайд 27Для обеспечения прочного усвоения знаний Ян Коменский предлагал:
деление учащихся на

классы
классно-урочную систему занятий
тщательное планирование учебной работы на крупные и мелкие

отрезки времени вплоть до тщательного планирования работы на каждом уроке

использование учебников

учителю переходить от простого к сложному, от общего к частному, от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному

регулярное повторение материала во время занятий – как самим учителем, так и учениками

давать учащимся домашние задания

Для обеспечения прочного усвоения знаний Ян Коменский предлагал:деление учащихся на классыклассно-урочную систему занятийтщательное планирование учебной работы на

Слайд 28Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли

и школы во всем мире
Его учебники, являлись лучшими учебными книгами

для первоначального обучения в течении 150 лет
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем миреЕго учебники, являлись

Слайд 29Педагогическая теория и образовательная практика Западной Европы XVII- середина XIX

вв

Педагогическая теория и образовательная практика Западной Европы  XVII- середина XIX вв

Слайд 30План
Концепция воспитания джентльмена Дж. Локка
Педагогическая теория «свободного воспитания» Ж-Ж. Руссо
Педагогическая

теория и практика И.Г. Песталоцци
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Социально-педагогические эксперименты Р.

Оуэна

ПланКонцепция воспитания джентльмена Дж. ЛоккаПедагогическая теория «свободного воспитания» Ж-Ж. РуссоПедагогическая теория и практика И.Г. ПесталоцциПедагогическая теория И.Ф.

Слайд 31Концепция воспитания джентльмена Дж. Локка
Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)

– педагогический труд – «Мысли о воспитании» -
«Правильно мыслить более

ценно, чем многое знать»

Концепция воспитания джентльмена Дж. ЛоккаДж. Локк (1632 – 1704 гг.) – педагогический труд – «Мысли о воспитании»

Слайд 32Теория «воспитания джентльмена» Дж. Локка носит эмпирико-сенсуалистический характер (эмпирика -

греч. – опыт), раскрывая происхождение знаний и идей из чувственного

опыта
По Дж. Локку в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa)
Отсюда большая роль отводится воспитанию (примеру), а приоритет отдается домашнему воспитанию
Теория «воспитания джентльмена» Дж. Локка носит эмпирико-сенсуалистический характер (эмпирика - греч. – опыт), раскрывая происхождение знаний и

Слайд 33Суть концепции в следующем. Существует внешний опыт – через ощущения,

органы чувств человек познает мир и внутренний опыт – деятельность

рассудка, который перерабатывает внешние ощущения
Рассудок определяет выбор человека – что есть счастье и польза (утилитаризм)
Поэтому большое значение придается воспитанию разума человека, развитию мышления
Суть концепции в следующем. Существует внешний опыт – через ощущения, органы чувств человек познает мир и внутренний

Слайд 34Суть концепции в следующем. Существует внешний опыт – через ощущения,

органы чувств человек познает мир и внутренний опыт – деятельность

рассудка, который перерабатывает внешние ощущения. Рассудок определяет выбор человека – что есть счастье и польза (утилитаризм). Поэтому большое значение придается воспитанию разума человека, развитию мышления
Цель образования – воспитание джентльмена (умственное, нравственно-религиозное, физическое, эстетическое, трудовое)
Джентльмен – это дворянин, отличающийся утонченностью в обращении (этикет), имеющий качества буржуазного бизнесмена и предприимчивого человека



Суть концепции в следующем. Существует внешний опыт – через ощущения, органы чувств человек познает мир и внутренний

Слайд 3518 век Эпоха Просвещения
Путем просвещения можно воспитать «нового человека»

и добиться «царство разума»
Ж. Ж. РУССО – (1712-1778 гг.) –

теория «свободного воспитания» или «естественного воспитания». Его педагогический труд называется «Эмиль или о воспитании»

18 век Эпоха Просвещения Путем просвещения можно воспитать «нового человека» и добиться «царство разума»Ж. Ж. РУССО –

Слайд 36«Назад к природе!»
Человек испорчен обществом, поэтому воспитывать ребенка надо вне

этого
общества (культуры) на лоне природы
Свобода – естественное право человека,

отсюда уважение личности ребенка, против подавления личности ребенка, против принуждения как метода.
Воспитание получают из трех источников:
1) от природы – развивает способности и чувства
2) от людей – учат как ими пользоваться
3) от вещей – обогащают собственный опыт.
Правильное воспитание, когда эти 3-и фактора действуют согласовано,
привести это в гармонию – задача воспитателя
«Назад к природе!»Человек испорчен обществом, поэтому воспитывать ребенка надо вне этогообщества (культуры) на лоне природы Свобода –

Слайд 37Возрастная периодизация Ж.Ж. Руссо:
0 – 2 лет – физическое воспитание

(главное)
2-12 лет - «сон разума», развитие внешних чувств, накопление сил

ребенка (не читать книг кроме Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
12-15 лет – умственное воспитание (главное)
15- до 21 года – нравственное воспитание, период «бурь и страстей».
- Религиозное воспитание – «естественная религия», против сообщения религиозных истин. Сам юноша придет к «религии сердца», через размышления о мудром устройстве мира
- Трудовое воспитание – обязательно, цель - научить владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, чтобы зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу
- Против наказаний – «метод естественных последствий»

Возрастная периодизация Ж.Ж. Руссо:0 – 2 лет – физическое воспитание (главное)2-12 лет - «сон разума», развитие внешних

Слайд 38Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ (1746 – 1827гг.)
Швейцарский педагог, создатель теории «элементарного

образования»
Главный педагогический труд «Лингард и Гертруда» повествует о воспитательных возможностях

семьи
Организовывал приюты для детей-сирот, был там учителем и воспитателем.
Создал институт (г. Ивердон), который включал:
– средняя школа
- учительская семинария
- приют для бедных детей

Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ  (1746 – 1827гг.)Швейцарский педагог, создатель теории «элементарного образования»Главный педагогический труд «Лингард и Гертруда»

Слайд 39Цель воспитания – разностороннее и гармоничноеразвитие всех природных сил и

способностей человека
Главный принцип – согласие с природой человека (природосообразность).
Основа воспитания

– формирование нравственности – деятельная любовь к людям
«Теория элементарного образования» - процесс обучения и воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к более сложному
Выдвинул идею развивающего обучения
- Разработал общие основы начального обучения и частные методики начального образования («отец частных методик»)
- Обосновал идею соединения обучения и сельскохозяйственного труда для крестьянских детей

Цель воспитания – разностороннее и гармоничноеразвитие всех природных сил и способностей человекаГлавный принцип – согласие с природой

Слайд 40Иоганн Фридрих ГЕРБАРТ (1776 – 1841 гг.)

Немецкий педагог, создатель книг

по педагогике, психологии, математике
Последователь И. Канта – цель воспитания выводит

из этики – формирование добродеятельного человека
Процесс воспитания из 3-х разделов:
1) Управление – (для младших классов) поддержание порядка, «подавить дикую резвость»
Средства: угроза, надзор, приказания, запрет, наказание (детально разработал), дополнительные средства – авторитет и любовь педагога
Иоганн Фридрих ГЕРБАРТ  (1776 – 1841 гг.)Немецкий педагог, создатель книг по педагогике, психологии, математикеПоследователь И. Канта

Слайд 412) Обучение – ввел термин «воспитывающее обучение», обучение основано на

многосторонности интересов:
а) познание окружающей действительности,
б) познание общественной жизни и человека.
«То,

что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно».
Выступал за классическое образование – гуманитарные знания.
3) Нравственное воспитание – (для старших классов) – интеллектуализм – формирование в сознании учащихся нравственных понятий
Сочетание нравственного и религиозного воспитания, как сдерживающего
начала. В нравственном воспитании опора на хорошие черты ребенка

2) Обучение – ввел термин «воспитывающее обучение», обучение основано на многосторонности интересов:а) познание окружающей действительности,б) познание общественной

Слайд 42Роберт ОУЭН (1771- 1858 гг.)
Социально-педагогическая деятельность в г. Нью- Лэнарк

(на бумажно-прядильной фабрике):
а) школа для детей рабочих от 1 до

6 лет (ясли, детский сад)
б) начальная школа от 6 до 10 лет
в) вечерняя школа для подростков, работающих на производстве с 10 до 14 лет
г) клубы для взрослых и семей рабочих (лекции, беседы, культурные развлечения)

Роберт ОУЭН  (1771- 1858 гг.)Социально-педагогическая деятельность в г. Нью- Лэнарк (на бумажно-прядильной фабрике):а) школа для детей

Слайд 43Представитель социалистов-утопистов – «Человек есть продукт обстоятельств (среды) и воспитания»
Ведущая

роль окружающей среды и воспитания в формировании человека
Через улучшение условий

жизни, просвещение народа и воспитания (нерелигиозное) появятся «новые люди», которые мирным путем установят социалистические отношения (совместный труд, общественная собственность, равенство)
- Цель воспитания – всестороннее развитие человека
- Идея соединение обучения с производительным трудом (на фабрике)
- Коммунистические идеи – борьба с «троицей зла»: частной собственностью, религией, буржуазными формами брака
- Неудачная попытка создания коммунистической колонии в Америке (1825-1828 гг.) – «Новая гармония» (общественная собственность, общий совместный труд и распределение продуктов труда, равные права для всех)

Представитель социалистов-утопистов – «Человек есть продукт обстоятельств (среды) и воспитания»Ведущая роль окружающей среды и воспитания в формировании

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика