Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 6
Преподаватель высшей школы
Курс лекций проф. Лызь
Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Резюме по лекции 5
Компетентностно-ориентированную направленность образования позволяют реализовать проектные, интерактивные,
информационные, контекстные и личностно-развивающие образовательные технологии.
При организации продуктивной /
проектной деятельности студентов важно:
– заинтересовать студентов решаемой проблемой, опираясь на многообразие мотивов учебно-профессиональной деятельности;
– организовать поэтапную работу, согласовав длительность самостоятельной работы (этапа) с возможностями саморегуляции и опытом студентов;
– помогать в преодолении трудностей, занимая позицию более опытного партнера (стратегия сотрудничества);
– управлять не только процессом освоения профессионального опыта, но и взаимоотношениями в группе;
– контролировать и оценивать не только результат, но и ход процесса.
Слайд 3Вопросы
Что препятствует широкому использованию современных образовательных технологий?
Что нужно сделать,
чтобы в высшем образовании использовались именно компетентностно-ориентированные образовательные технологии?
Слайд 4Что препятствует широкому использованию современных образовательных технологий?
недостаточная готовность студентов: отсутствие
опыта проектной / исследовательской деятельности, низкая заинтересованность и мотивация, недостаток
ответственности, коммуникативных умений, умений работать в команде
консерватизм, нежелание преподавателей перестраиваться под новый формат обучения (возрастной состав);
загруженность преподавателей работой, не связанной с обучением (заполнение различной документации, отчетов и т.д.); внешняя мотивация преподавателей, бюрократический смысл, который они видят в своей деятельности; дефицит творческих идей;
ограниченность времени обучения;
недостаточно высокий уровень развития информационных технологий, недостаточное внимание государства к их продвижению;
низкий уровень финансирования сферы образования, недостаточное оборудование в вузах;
недостаточная разработанность образовательных технологий, их низкая эффективность.
Слайд 5Цель лекции:
Проблема одаренного ученика начинается с проблемы одаренного учителя!
Ибо одаренность, как и любовь, – это то, что существует
не иначе как между людьми. И одаренностью, и любовью надо кого-то одаривать... иначе они просто утрачивают свой сущностный смысл. А.Г. Асмолов
Расширить представления о педагогической деятельности и личностных факторах ее успешности, способствующие повышению мотивации саморазвития и самореализации педагога в профессиональной деятельности.
Слайд 6Модели образования: 1.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 1.0 – один
учитель и несколько учеников
Два уровня: ученик и учитель
Коммуникация между уровнями
осложнена
Взаимодействие на одном уровне практически отсутствует
Формы организации учебного процесса: трансляция, мультипликация
E-обучение 1.0 – один источник информации и несколько получателей информации
Традиционное электронное обучение с использованием ПК
Использование проектора, компьютера, интерактивной доски не меняет модели обучения
Добавление наглядности к традиционным элементам занятия
Обучение через Интернет: сохранение отношения учитель–ученик
Слайд 7Модели образования: 2.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 2.0: обучение в
группе, где каждый является специалистом в каком-либо вопросе и хочет
узнать нечто новое
Обучение в группе
Взаимопомощь
Коммуникация, распространение информации
Сообщества по “интересам”/целям
Возможность индивидуального обучения
Свобода выбора
Самопроизводство и самопотребление информации
В производстве контента участвует каждый
Каждый может быть учителем и учеником одновременно
Слайд 8Модели образования: 3.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 3.0: Я-познание. Полная
самоорганизация
Принцип Торрента – равный обмен информацией.
Принцип Социальной сети – организация
широкой сети контактов по функциональному признаку (хобби, задача).
Принцип Твиттера – короткая, емкая информация с возможностью раскрыть тему при необходимости.
Принцип Блога – обучение через личный опыт и практику.
Принцип Вики – возможность дополнить и откорректировать информацию.
Принцип Поисковика – легкий доступ к необходимой информации.
Принцип Комментов – возможность видеть оценку информации другими членами сообщества.
Слайд 9О роли преподавателя в свете распространения ИТ (П. Лукша, Д.
Песков)
Роль преподавателей как «хранителей знания» или репродукторов исчезнет уже в
ближайшие годы – на их место придут те, кто может показать, как с этим знанием обращаться.
«Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер ... Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем», на работе с ценностями и предельными смыслами.
Образование – это сфера, где люди работают с людьми… Отдавая «машине машинное», люди могут сосредоточиться на подлинно человеческом – на творчестве, на общении, на саморазвитии.
Слайд 10Проф. стандарт «Педагог профессионального обучения, проф. образования и дополнительного проф.
образования» (Рег. № 514)
Вид деятельности: Педагогическая деятельность в профессиональном обучении,
профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.
Цель: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.
Группа занятий: 2310 – Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций ВО.
Вид экономической деятельности: 8522 – Образование высшее
Слайд 11Проф. стандарт «Педагог профессионального обучения…» (Рег. № 514, утвержден Приказом
Минтруда и соц. защиты 8 сентября 2015 г. № 608н)
3.9.
Обобщенная трудовая функция «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации».
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам …
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам …
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам …
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ …
Слайд 12I/01.7 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры и (или) ДПП
Проведение учебных занятий по программам …
Организация
самостоятельной работы обучающихся …
Консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением (совершенствованием) профессиональной компетенции …
Контроль и оценка освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей), в том числе в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии).
Оценка освоения образовательной программы при проведении государственной итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии.
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного курса.
Слайд 13Функции, реализуемые преподавателем
Слайд 14Критерии качества деятельности преподавателя: к постановке проблемы
Что является результатом деятельности
преподавателя?
Каков вклад разных факторов в образовательные результаты студентов?
Необходим анализ только
показателей результата или еще и показателей процесса?
Нужно ли учитывать количество научных и учебных публикаций?
Как количественно оценить процесс преподавания дисциплины?
Должен ли преподаватель нравиться студентам?
Слайд 15Причины низких результатов обучения и трудностей во взаимодействии со студентами
Рассогласованность
целей, ожиданий, установок …
Слайд 16Характеристики компетентного преподавателя
научно-предметные, педагогические, психологические, методические знания и умения;
способности и
личностные качества, позволяющие строить эффективное общение и взаимодействие с людьми;
профессиональная
позиция педагога – устойчивая система представлений о сущности образования и педагогической деятельности, а также совокупность отношений к обучающимся, науке и преподаваемым дисциплинам, себе, другим людям.
стремление к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.
Слайд 17Мотивы педагогической деятельности (инициируют, направляют, поддерживают деятельность)
Материальные и формальные –
выполнение требований, показателей и пр.
Мотивы долга и ответственности.
Социальные – желание
общаться с другими людьми, влиять на них; мотивы власти; желание пользоваться авторитетом среди коллег, стремление к общественному признанию, определенному социальному статусу и др.
Мотивы самореализации – стремление к творчеству, человекосозиданию и «продолжению себя в других», саморазвитию.
Слайд 18Резюме: Модели существования педагога в профессии
Слайд 19Контрольная работа переносится на последнее практическое занятие
6 открытых вопросов, из
которых нужно выбрать и ответить на 5 (необходимы 2–3 правильных
тезиса). 10 минут времени.
Ответ на вопрос оценивается в 2 балла. Контрольная работа оценивается в 10 баллов.
Правила: самостоятельная работа, возможность использования собственного конспекта.
Критерии оценки:
знание основных понятий и положений, понимание материала;
соответствие ответа вопросу;
умение выделять главное, быстро и кратко формулировать ответ;
конкретность ответов;
соблюдение правил и «читаемость» ответов.