Слайд 1
Первые религии
Выполнил: Фозилов Руслан
Группа: ТО 1-18
Слайд 2Анамизм
Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в
одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях
Слайд 3В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце
XIX века. Сам же термин "анимизм" термин ввёл в обращение
немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы – все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли.
Слайд 4Тотемизм
Тотеми́зм (от алгонкинского «ототем» — его род) — некогда весьма распространенная и до
сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит
культ тотема.
Слайд 5Теория Фрейзера.
В 1899 г. проф. Фрейзер, на основании новооткрытых Спенсером и
Гилленом церемоний inticium’a, построил новую теорию тотемизма. По Фрейзеру, тотемизм — не
религия, то есть не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, то есть вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от её сознательности или бессознательности. Тотемизм — социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в своё время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результате которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта.
Слайд 6Шаманизм
Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в
состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных
системах.
Слайд 7Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона
к региону:
Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не
по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Слайд 8Язычество
Язы́чество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские
религии.
Слайд 9Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:
Религиозные представления,
обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также
религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассировавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религиИ.
Политеистические религии вообще.
Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство— «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
Иноверие, в том числе «монотеистическое».
Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.
Слайд 10Буддизм
Будди́зм— религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в
середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем
учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Слайд 11Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на
территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма
в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану[2]. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486 году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430—350 годов до н. э.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета[8].
Слайд 12Христианство
Христиа́нство— авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса
Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христиане верят, что Иисус из
Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества[2]. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Слайд 13Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде
в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона
христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.