Слайд 1
ПЕСНИ И СТИХИ
О ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНе
Слайд 2
.
Ради жизни на Земле
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно
не мертвым !
Это нужно живым!
Р. Рождественский
Слайд 3
Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила
потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за
свою страну.
Слайд 4
Поэзия надела военную шинель с первых дней войны.
Уже на третий
день по всей стране,как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача
«Священная война».Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.
Слайд 6
Поэзия, опалённая войной…
Лирика военных лет
Юлия Друнина
Ольга Берггольц
Муса Джалиль
Константин Симонов
Алексей
Сурков
Булат Окуджава
Слайд 7Булат Окуджава.
Год рождения - 9 мая 1924.
Место рождения -
Москва, СССР.
Дата смерти - 12 июня 1997 года.
Место смерти -
Париж, Франция
Род деятельности: поэт, прозаик, композитор.
Жанр: авторская песня, исторический роман.
Язык произведений – русский.
Слайд 9Константин Симонов
(1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург
приобрел еще до войны.
24.06.1941 г. был призван в армию
и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение «Жди меня» стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Слайд 10Константин
Симонов «Жди Меня»
ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди,
когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест писем не придёт,
Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло...
Слайд 11
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой,
проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное,
лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.
Алексей Сурков
(1899-1983)
Слайд 12
Особенна история создания песни «Катюша».
В годы Великой Отечественной войны
появились десятки вариантов «Катюши», её именем «окрестил» народ новое орудие
– реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага.
Слайд 13
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в
санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привыкший 41-й
год
Слайд 14Юлия Друнина
(1924-1991)
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла
на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором.
Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
* * *
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели…
Но в степи, на волжском берегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
1944
Слайд 15В поэзии с первых дней войны
прежде всего проявила себя
ЛИРИКА.
Она стала явлением
уникальным.
Поэты писали о самой войне
во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)
Каковы же особенности
лирики военного времени?
Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);
многогранность и глубина лирики;
раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).
Слайд 17Муса Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый
же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В
июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 18АЛЕКСАНДР
ТВАРДОВСКИЙ
Память войны прозвучала
в целом ряде лирических
стихотворений поэта
Слайд 19
«Я убит подо Ржевом»,
«В
тот день, когда закончилась война…»,
«Я знаю, никакой
моей вины».
Они продиктованы наполнявшим поэта чувством « на вечного обязательства живых перед павшими за общее дело, невозможностью забвения…»
Слайд 20Огромное горе войны коснулось каждой семьи…
Я шлю письмо из сорок
первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими
ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…
Слайд 21Песни Победы
«Темная ночь» (1943 г.)
Мелодия – Никита Богуславский
Слова – Владимир
Агатов
Написана «Тёмная ночь» специально для фильма Леонида Лукова «Два солдата».
Во время съёмок, режиссёр как-то работал над эпизодом размышлений бойца о письме домой. Для этого момента и понадобилась новая лирическая песня.
В тот же день, Марк Бернес, известный в СССР киноактёр и певец, записал фонограмму для песни и эпизод сняли в течение суток.
Слайд 22Песни Победы
«Враги сожгли родную хату» (1946 г.)
Мелодия – Матвей Блантер
Слова
– Михаил Исаковский
Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в
1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году (№7).
Стихотворение попалось на глаза Твардовскому, и тот посоветовал Блантеру положить его на музыку. Первоначально эта идея не нашла понимания у Исаковского (он считал своё стихотворение слишком длинным для песни), но Блантер сумел переубедить его и вскоре сочинил музыку.
Широкую известность песня получила в исполнении Марка Бернеса.
Слайд 23Песни Победы
«Дорога на Берлин» (1943 г.)
Мелодия – Марк Фрадкин
Слова –
Евгений Долматовский
Эта песня родилась от наблюдения: когда наши воины шли
на запад, покидая освобожденный город, оказывалось, что название последней улицы соответствует направлению — тому названию города, который впереди. Поэт и композитор решили создать некую схему: крайняя улица — с именем города, который будет впереди. Фактически получилась схема песни — всего несколько строк. Певшие песню только подставляли названия новых улиц. Песня первоначально даже называлась «Улицы-дороги».
Слайд 24Песни Победы
«Огонек» (1943 г.)
Мелодия – автор неизвестен
Слова – Михаил Исаковский
19
авпреля 1943 г. в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского
«Огонёк», музыку к которому стали сочинять многие композиторы и музыканты. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Её автор неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста — Исаковский, а музыка — народная.
Слайд 25Песни Победы
По реальным событиям
«Баллада о матери»
Мелодия – Евгений Мартынов
Слова –
Андрей Дементьев
Вспоминает Андрей Дементьев:
«Как-то я был в санатории на Кавказе,
мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение «Баллада о матери».
Слайд 26Песни Победы
По реальным событиям
«Помнят люди»
Мелодия – Оскар Фельцман
Слова – Евгений
Долматовский
Сюжет этой песни не вымышлен, а взят из жизни, и
описанные в ней люди были реальными. Смысл песни – рассказать всем живущим о подвигах простых, ничем не примечательных людей, бравших на себя большой риск ради спасения совершенно незнакомых им советских солдат. В этой песне как раз и повествуется о том, что женщина белорусской национальности, абсолютно непохожая на черноволосого грузина, назвала его своим родным братом, хотя никакого внешнего сходства между ними не было и быть не могло.
Слайд 27Артисты Войны
Клавдия Шульженко
В январе 1940 года Клавдия Шульженко совместно с
Владимиром Коралли создают собственный ленинградский джаз-оркестр. Во время Великой Отечественной
войны ансамбль становится фронтовым, музыканты дают концерты для бойцов на передовой. Текст самой популярной песни в то время "Синий платочек", которую исполняла Клавдия Шульженко, после войны был переделан. Но это была не единственная композиция, за которую джаз-ансамбль под управлением Шульженко и Коралли полюбили, среди песен были и полюбившаяся своей искренностью "Давай закурим" и "Друзья-однополчане".
Слайд 28Артисты Войны
Владимир Коралли
Одессит Владимир Коралли начал свой артистический путь в
восьмилетнем возрасте. Первое место, в котором можно было услышать будущего
фронтового джазмена — хоральная синагога.
В 1928-м, когда Коралли уже был известен как талантливый исполнитель, на гастролях певец пересекается с Клавдией Шульженко, на которой в 30-м году он женится. Певица станет для артиста и фронтовой подругой, с которой они вместе выступали на передовой в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 29Артисты Войны
Вадим Козин
Вадим Козин в каком-то смысле продолжал ветвь хоровой
династии своей матери — цыганки Веры Ильинской.
Популярность исполнителя в Ленинграде
30-х была колоссальной: бои поклонников артиста за его грампластинки приходилось сдерживать конной милицией.
Певец обладал таким сильным голосом, что исполнять песни во время концертов мог без микрофона. В годы войны Козин давал выступления в частях действующей армии. Успех артиста у бойцов был настолько велик, что для передвижения по распоряжению наркома ему был выдан личный вагон, а пластинки певца стали культурным достоянием "бриллиантового фонда" и не подлежали сдаче на переплавку как сырье, необходимое для оборонной промышленности.
Слайд 30Артисты Войны
Леонид Утесов
В годы войны Леонид Утесов часто бывал на
фронте с концертами. Случалось, что артист попадал под бомбежки. Репертуар
певца огромен: от старинных одесских блатных песен и саркастических куплетов про Гитлера до лирических и серьезных военных песен ("Одессит Мишка", "В землянке" и т.п.) Популярная песня "Темная Ночь" более известна в исполнении Марка Бернеса, но на фронте ее исполнял Утесов.
Слайд 31Артисты Войны
Георгий Виноградов
Артист, который пришел в мир музыки относительно поздно,
изначально выбрал путь военного, поступив в военное училище связи им.
Подбельского. Тем не менее в 1931 году певец оканчивает казанский музыкальный техникум по классу альта, а в 37-м уже занимается в Татарской оперной студии при Московской консерватории у Н.Г. Райского.
С началом Великой Отечественной войны Виноградова приняли на службу в воинские музыкальные коллективы, отклонив его заявление о мобилизации и отправке на фронт.
Слайд 32Артисты Войны
Изабелла Юрьева
В годы Великой Отечественной войны Изабелла Юрьева, забытая
в послевоенное время, но очень популярная в годы Великой Отечественной
войны, приезжает с концертами на Карельскй и Калининский фронта. Основными песнями в репертуаре певицы тех лет были "Саша", "Падают листья", "В старом саду", "Белая ночь". Тем не менее получившая прозвище "белая цыганка" за свою манеру исполнения и проявившая мужество в период войны, Юрьева получает звание Народной артистки России лишь в 1992 году.
Слайд 33Артисты Войны
Лидия Русланова
Концертная бригада Лидии Руслановой была одной из лучших
на фронте. Самая известная композиция, звучащая на фронте в исполнении Руслановой,
"Валенки". Она появилась в репертуаре артистки в самом начале войны, и во время первого выступления артистов в "Берлине" 2 мая 1945 года у рейхстага певица объявит: "А сейчас "Валенки", не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!"