Слайд 1Реформы образования при Петре Великом и Екатерине II
Работу выполнила студентка
ИИГСО 11 группы
Тришина Елена
Слайд 2Век XVIII традиционно называется Эпохой Просвещения - временем признания свободного
человеческого разума главной преобразующей силой природы. В русском языке значение
слова “просвещение” очень близко к образованию. В России так оно и было: XVIII столетие можно в равной степени назвать Эпохой Просвещения и эпохой образования.
Слайд 3Начальные гос. школы создавались для детей дворян, гос. служащих, зажиточных
мещан и др. сословий в возрасте от 10 до 15
лет. Для солдатских детей открывались гарнизонные школы. Были основаны светские профессиональные школы разного уровня, которые не только готовили специалистов различных профилей, но и давали общее образование: в Москве - Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа при Сухопутном госпитале (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и др. школы.
Слайд 4Появились цифирные школы - начальные общеобразовательные школы с математическим уклоном,
которые готовили низших техников для войск и казённых строительных работ
(в 1725 - 629 учащихся), а также гарнизонные и адмиралтейские школы (для детей солдат и матросов).
Эпизодически в крупных городах открывались частные школы. В 1705 - 1715 в Москве работала школа (гимназия), учреждённая пастором Эрнстом Глюком. В ней готовили кадры для гос. учреждений и давали широкое светское образование, включавшее несколько иностранных языков.
Слайд 5В 1724 в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, при ней
начали работать университет и гимназия. М. В. Ломоносов в “Регламенте
академической гимназии” (1758) развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По его проекту при поддержке И. И. Шувалова в 1755 был открыт Московский университет.
В 1760-е годы учебные заведения, подвергшиеся централизации в предшествующее десятилетие, снова были “растащены” ведомствами. Сама же императрица действовала очень осторожно, подчас нерешительно. Крупнейшим достижением здесь можно назвать появление светского женского образования в России: в 1764 году были открыты Воспитательное общество благородных девиц и Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге.
Слайд 6К середине 1770-х становится очевидно, что существующая система образования не
соответствует требованиям времени. Российская империя, как одна из доминирующих европейских
держав, нуждалась в широком образованном слое населения.
А статус просвещенного монарха, который нравился Екатерине II, требовал от нее заботы о народном просвещении.
Так императрица вернулась к решению задач, стоявших перед российским образованием с 1750-х годов. После различных проб и опытов Екатерина делает решительный шаг на пути реформы образования.
Слайд 727 февраля 1781 года она подписывает указ о создании “городских
школ” в Санкт-Петербурге. Ключевая разница с проектом Шувалова-Ломоносова здесь была
в том, что эти школы в отличие от университетских гимназий 1750-х годов ставили своей целью не столько подготовку гимназистов к университету, сколько становились инструментом по превращению образования в массовое и доступное.
Если в 1750-е годы планировалось формировать систему образования по модели “один город - один университет - одна гимназия”, то Екатерина настояла на создании “городской школы” в каждом районе Санкт-Петербурга. Интересной находкой в области экономики образования было требованием, чтобы сами жители района содержали эти школы.
Слайд 8У реформы появился главный менеджер, а затем и ответственный орган
- Комиссия народных училищ. Янкович был не только главным экспертом
по реформированию образования в России, но и практикующим педагогом-организатором. Он руководил учебными заведениям Санкт-Петербургской губернии.
Янкович предложил разделить все открывавшиеся по стране народные школы на три типа: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса). В малых школах учили чтению, письму, арифметики, начальным знаниям по Закону Божьему и истории. В средней школьники к указанному списку получали изучение Евангелия, православного катехизиса, всеобщую историю, географию России и глубже изучали грамоту. В главной школе добавлялись всеобщая география, подробная всеобщая и русская история, геометрия, механика, физика, естествознание, основы архитектуры и рисование.
Слайд 9В 1786 году был опубликован “Устав народных училищ в Российской
империи”, который обязывал каждый губернский город открыть главное народное училище.
Также в больших городах открывались средние училища, а уезды были обязаны обеспечить работы у себя малых училищ. В них могли обучатся представители всех сословий, конечно, исключая детей крепостных крестьян.
Кроме того, частные пансионы и школы были уравнены с народными школами. Далее Янкович предлагал пойти на более радикальный шаг: ввести совместное обучение мальчиков и девочек. Но на столь радикальный шаг власти империи пойти уже не могли.
Слайд 10Реформы образования при Петре Великом и Екатерине II
Работу выполнила студентка
ИИГСО 11 группы
Тришина Елена