Слайд 2Жанр пейзажа
Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету,
батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем
разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра. Определить вид пейзажа довольно просто – нужно внимательно рассмотреть то, что изображено на картине.
Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.
Слайд 3Природный пейзаж
Пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений
природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о
художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте.
Слайд 4Морской пейзаж (марина)
Марины, морские картины в виде самостоятельного направления в
пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и
шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.
Слайд 5Сельский пейзаж
Картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских
пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и
окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.
Слайд 6Городской пейзаж
Пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и
кварталов населенных жителями и транспортом.
Слайд 7Архитектурный пейзаж
Пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.
Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом
внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.
Слайд 8Парковый пейзаж
Пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения.
Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и
фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.
Слайд 9Индустриальный пейзаж
Появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие
пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в
период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.
Слайд 10Лирический пейзаж
Или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения
и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это
может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.
Слайд 11Средства выразительности в изобразительном искусстве
Говоря простым языком, средства выразительности в
ИЗО – это те средства, которые использует художник, чтобы создать
определенное впечатление от картины, настроение, расставить акценты. А именно:
Цвет, колорит
Композиция
Формат
Мазок, штрих, характер линий и пятен
Характер форм
Слайд 12Цвет, колорит
Важнейшая функция цвета - доводить до предела, как чувственную
достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.
С помощью
цвета художник может показать время года, время суток, состояние погоды, а также своё настроение, которое вызвало у него общение с природой.
Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И.Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И.Шишкина).
Слайд 13композиция
Линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в
зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник,
она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх.
На картине «Золотая осень» В. Поленова линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. Художник обращает наше внимание на красоту земли золотой осенью. Значит, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.
«В голубом просторе» А. Рылов Художник изобразил линию горизонта низко, чтобы нарисовать больших летящих лебедей и чтобы было просторно в голубом небе. Огромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь!
Картина «Грачи прилетели» А. Саврасов
Линия горизонта проходит по середине картины. О чем хотел нам рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи — вестники весны. Если закрыть небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если закрыть землю - опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. Эта картина - ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины.
Слайд 14формат
Формат картины также имеет большое значение для создания художественного образа, для
передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания. Вертикальный формат
полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований. «Осенний день. Сокольники» И. Левитан. Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, глубину и протяженность аллеи, ширь и значительность объектов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.
Горизонтальный формат — передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность. Формат полотна картины «Гималаи» Н. Рериха, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как высоки горы.
«Рябинка» И. Грабарь. В картине очень тихо, спокойно. Основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.
Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.
Слайд 15Мазок, штрих, характер линий и пятен
Мазок – след кисти с
краской, оставленный художником. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она
очень разнообразна. Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник наложил краску. Краска может ложится густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазочков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые.
Характер линий – прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.
Слайд 16Характер форм
В плавных, мягких формах больше спокойствия и доброты. А
острые, угловатые формы кажется злыми и колючими.