Слайд 1пифагорейцы
Выполняли:
Курочкина Людмила,
Буга Анастасия
Слайд 2выдающейся философской школой, действовавшей в западной части "Великой Греции", т.
е. в Южной Италии, являются пифагорейцы.
Слайд 3Гегель следующим образом характеризует ситуацию, связанную с достоверностью информации о
жизни Пифагора: "Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные объемистые жизнеописания Пифагора и
в особенности пространно писали о пифагорейском союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти часто искаженные свидетельства.
Слайд 4Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей
— предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом
вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Слайд 5
Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в
своей «Метафизике» (I, 5):
Пифагор Самосский (римская копия)
предел — беспредельное
нечётное —
чётное
одно — многое
правое — левое
мужское — женское
покой — движение
прямое — кривое
свет — тьма
добро — зло
квадрат — вытянутый прямоугольник
Слайд 6Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их
вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за
начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число (Аристотель, Met., I, 5).
Слайд 7Своеобразно пифагорейское учение о гармонии сфер: прозрачные сферы, к которым
прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к
другу как музыкальные интервалы; небесные тела звучат в своём движении, и если мы не различаем их созвучия, то только потому, что оно слышится непрестанно.
Слайд 8Пифагорейская арифметика
Пифагорейцы рассматривали свойства чисел, между которыми главнейшими были чётные,
нечётные, чётно-нечётные, квадратные и неквадратные, изучали арифметические прогрессии и новые
числовые ряды, происходящие от последовательных суммирований их членов.
Слайд 9Пифагорейская геометрия
Из геометрических работ пифагорейцев на первом месте стоит знаменитая
теорема Пифагора. Доказательство теоремы должно было явиться результатом потребовавших значительного
промежутка времени работ как самого Пифагора, так и других математиков его школы.
Слайд 10Пифагорейцы дали общее доказательство теоремы о равенстве внутренних углов треугольников
двум прямым; они были знакомы со свойствами и построением правильных
3-, 4-, 5- и 6-угольников.
Слайд 13Пифагорейская концепция гармоники нашла своё воплощение в идее пифагорова (или
пифагорейского) строя, настраиваемого лишь по консонансам — октавам и квинтам.
Среди прочего пифагорейцы открыли, что (1) целый тон неделим на 2 равных полутона, а также что (2) 6 целых тонов больше октавы на ничтожно малую величину коммы (позже названной «пифагоровой»).
Слайд 14Пифагорейская концепция гармоники нашла своё воплощение в идее пифагорова (или
пифагорейского) строя, настраиваемого лишь по консонансам — октавам и квинтам.
Среди прочего пифагорейцы открыли, что (1) целый тон неделим на 2 равных полутона, а также что (2) 6 целых тонов больше октавы на ничтожно малую величину коммы (позже названной «пифагоровой»).