Слайд 1Питание и здоровье. Методы, формы и средства гигиенического обучения и
воспитания населения
лекция
Слайд 2Вопросы
Питание и здоровье
Методы, формы и средства гигиенического обучения и воспитания
населения
Слайд 4Взаимовлияние компонентов образа жизни (треугольник здоровья)
Образ
питания
Двигательная
активность
Психо-эмоциональная
сфера
Слайд 5Влияние питания на здоровье человека
Питание – это фактор, влияющий на
здоровье, качество и продолжительность жизни.
Питание может быть как фактором профилактики,
так и фактором провоцирующим развитие целого ряда заболеваний.
Слайд 6Отличительные особенности культуры питания человека
С эволюцией человека и человеческого общества
были утрачены внешние регуляторы пищевого поведения.
Но в полной мере сохранились
регуляторы, стимулирующие пищевое поведение, заложенные в нас эволюцией (пищевой инстинкт)
Слайд 7Питание современного человека оказалось нарушенным, не отвечающим его биологическим свойствам:
Стимуляция
пищевого поведения в присутствии пищи
Предпочтение при прочих равных более жирной
и более сладкой пищи
Слайд 8Особенности современного питания
Избыточная калорийность
Избыточное содержание жиров и сахаров
Низкое содержание пищевых
волокон
Большая доля в питании восстановленных и консервированных продуктов
Большая доля
в питании так называемых пищевых добавок, ароматизаторов, улучшителей вкуса, красителей
Злоупотребление алкоголем
Редкая еда
Быстрая еда
Повышается роль так называемых сверхценных свойств пищи, более частыми становятся трапезы с целью успокоиться, пообщаться, структуировать время
Слайд 9Заболевания, в развитии которых питание играет ведущую или значительную роль
Заболевания
желудочно-кишечного тракта
Ожирение
Артериальная гипертония
Атеросклероз и ишемическая болезнь сердца
Сахарный диабет 2 типа
Злокачественные
опухоли
Подагра
Желчекаменная болезнь, холецистит и панкреатит
Нефролитиаз
Слайд 10Экспансия со стороны фирм, производящих питание
Повсеместная реклама и пропаганда быстрого
питания
Рестораны быстрого питания, поощряющие большие порции
Обилие дешевых кулинарных программ на
телевидении, кулинарных изданий и кулинарных рецептов в СМИ
Распространение рекламы на наименее защищенные от манипуляции слои населения, т.е. на детей
Слайд 11Меры по улучшению ситуации
Обучение рациональному питанию
Обесценивание в сознании людей псевдонаучных
концепций рационального питания
Регламентация рекламы продуктов питания
Повышение культуры людей в области
питания через СМИ, социальную рекламу, научно-популярные издания.
Слайд 12Подходы к формированию рационального питания
Научить человека потреблять именно то количество
калорий, жиров, белков и углеводов, которые необходимы ему в соответствии
с его полом, возрастом, темпераментом и родом занятий
Опираться на сохранившиеся у человека механизмы саморегуляции питания
Слайд 13Подходы по достижению рационального питания
Принцип сотрудничества
Человек должен быть проинформирован о
целесообразности исполнения тех или иных норм питания
Принцип разумной достаточности
Питание с
учетом склонности и предрасположенности к разного рода заболеваниям
Комплексность
Следует одновременно применять разные оздоровительные воздействия. Например, сочетать питание, воздействия, оптимизирующие психо-эмоциональную сферу, оптимальные двигательные режимы.
Постоянство применения
Слайд 14Методы, формы и средства гигиенического обучения и воспитания населения
Слайд 15Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых
с пациентами.
Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью всех медицинских
работников.
Слайд 16 Основные направления санитарного просвещения в лечебно-профилактических
учреждениях:
гигиеническое воспитание пациентов;
пропаганда здорового образа жизни;
пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний
и борьба с ними.
Слайд 17Цели и задачи гигиенического
воспитания населения
снижение распространенности курения;
улучшение качества питания;
увеличение физической
активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
соблюдение населением
мер личной и общественной гигиены;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
Улучшение качества окружающей среды
Слайд 18Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда
здорового образа жизни:
Методы
Средства
Слайд 19Принципы консультирования
Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как
таковая
Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя
Каждая
личность имеет право выбирать ценности и цели
Слайд 20Этапы консультирования
Знакомство, установление контакта
Прояснение ситуации, выяснение потребностей и выслушивание
Анализ первостепенной проблемы, вычленение ее составляющих
Определение уровня информированности клиента
Предоставление информации
Поиск альтернатив
Принятие решения
Планирование
Подведение итогов
Слайд 21Предпосылки успешного консультирования
Достаточное время
Поддержание чувства доброжелательности и благосклонности к
обратившимся со стороны консультанта независимо от их образа жизни, этнических
или религиозных особенностей
Доступность консультаций
Последовательность и понятность любой информации, предоставляемой при консультировании
Конфиденциальность.
(Врач вправе использовать информацию о пациенте только в профессиональных целях)
Слайд 22Барьеры консультирования
Дача советов
Оценка и критика
Морализирование и проповедь
Утешение
Слайд 23Навыки, необходимые консультанту для успешной работы
Активное и пассивное слушание
Вербальные
и невербальные способы общения
Навыки общения
Указание — «Пользуйтесь презервативом»
Информирование —
«Это вам поможет впредь избежать ВИЧ-инфицирования»
Консультирование — Как вы думаете, вы будете пользоваться презервативом?
Слайд 24Компоненты эффективного общения
Оперировать простыми, ясными и точными понятиями.
Вести аргументацию корректно
по отношению к собеседнику.
Открыто признавать правоту собеседника, если
он прав.
Продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником.
Сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом свои собственные аргументы.
Сохранять вежливость.
Учитывать личностные особенности собеседника.
Нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника.
Избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события.
Употреблять понятную собеседнику терминологию.
Соразмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника .