Слайд 1ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Раздел 2.
Конструкция двигателя и рабочие процессы
Тема 2.1.
Общее устройство двигателей, классификация,
показатели и характеристики работы двигателей внутреннего сгорания
Урок № 5.1.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. Глава 2 Двигатель, Параграфы 5 – 7, Принцип действия различных двигателей стр. 36 – 44.
Учебник АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков , Глава 1 Общее устройство двигателя, Параграф 1.1. Классификация, основные параметры, механизмы и системы двигателя, стр. 18.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 1. Классификация , показатели и характеристики работы ДВС, Параграф 1.1. Классификация двигателей, стр. 7 -10
Слайд 3
Двигатель внутреннего сгорания состоит из механизмов и систем, имеющих следующее
назначение:
кривошипно-шатунный механизм — преобразование индикаторной работы, получаемой в результате сгорания,
в эффективную работу, отдаваемую потребителю;
газораспределительный механизм — наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом и очистка их от отработавших газов;
система питания топливом — подача топлива, организация смесеобразования;
смазочная система — обеспечение смазывания трущихся поверхностей подвижных деталей двигателя;
система охлаждения — обеспечение требуемого температурного режима работы двигателя;
система питания воздухом — очистка и подача воздуха в цилиндры двигателя и снижение шума впуска;
система наддува — организация форсирования двигателя;
система выпуска — глушение шума выпуска и нейтрализация отработавших газов;
система пуска — обеспечение надежного пуска двигателя в различных эксплуатационных условиях;
система зажигания — воспламенение рабочей смеси в двигателе с искровым зажиганием.
Слайд 4ПОВТОРИТЬ
РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ
Четырехтактный цикл:
а — впуск;
б —
сжатие;
в — рабочий ход;
г — выпуск
Слайд 5КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ
МЕХАНИЗМ
Кривошипно-шатунный механизм многоцилиндрового двигателя состоит из подвижных
и неподвижных деталей.
являются:
блок цилиндров, головка блока и прокладка головки блока
Слайд 6КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ
МЕХАНИЗМ
К подвижным деталям КШМ относятся: поршень, поршневые кольца, поршневой
палец,
шатун, коленчатый вал, вкладыши подшипников и маховик. Неподвижными деталями КШМ.
Кривошипно-шатунный
механизм воспринимает давление газов, возникающих при сгорании
топлива в цилиндрах двигателя, и преобразует это давление в механическую работу
по вращению коленчатого вала.
Слайд 7КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ
МЕХАНИЗМ
Схемы расположения цилиндров в двигателях различной компоновки:
а — рядный
четырехцилиндровый;
б — V-образный шестицилиндровыи;
в — оппозитный четырехцилиндровый;
г
— VR-двигатель шестицилиндровыи;
д и е — W-образные
12-цилиндровые двигатели; а — угол развала
Слайд 8Двигатель W12, устанавливаемый на Audi A8 с 2001 г.
Двигатель W12
практически состоит
из двух двигателей V6 с различными углами развала цилиндров,
использующих общий
коленчатый вал
Слайд 11ПОРШЕНЬ
Поршни современных двигателей
имеют тенденцию к уменьшению высоты
юбки
Слайд 12ПОРШЕНЬ
Поршень дизельного двигателя (а) грузового автомобиля и формы поршней
разных двигателей
:
1 — канавка нижнего маслосъемного кольца;
2 — проточка под
стопорное кольцо поршневого пальца;
3 — внутренняя поверхность бобышки;
4 — отверстие
для смазки поршневого пальца;
5 — канавка верхнего маслосъемного кольца;
6 — канавки
компрессионных колец;
7 — головка поршня;
8 — камера сгорания в поршне;
9 — днище поршня;
10 — отверстия для отвода масла;
11 — юбка
Слайд 13ПОРШЕНЬ
Поршень грузового автомобиля
и
формы поршней
разных двигателей
Слайд 16ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Цепной привод
Такие двигатели называются «двухвальные верхнеклапанные»
DOHC (Double Overhead
Camshaft)
Слайд 17ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Ременной привод
1. Зубчатый шкив коленвала.
2. Зубчатый ремень привода
ГРМ.
3. Шкив водяного насоса.
4. Натяжной ролик.
5. Шкив распредвала выпускных клапанов.
6.
Задняя защитная крышка зубчатого ремня.
7. Шкив распредвала впускных клапанов.
8. Кольцо (диск синхронизации) для датчика фаз.
9. Опорный ролик.
A - метка ВМТ на зубчатом шкиве коленвала.
B - установочная метка на крышке масляного насоса.
C,F - установочные метки на задней защитной крышке зубчатого ремня.
D - установочная метка на шкиве распредвала выпускных клапанов.
E - установочная метка на шкиве распредвала впускных клапанов.
Слайд 18Распределительный вал (распредвал).
Распределительный вал — основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ)
, служащего для синхронизации впуска или выпуска и тактов работы
двигателя.
Слайд 21Такие двигатели появились в массовом производстве в 1960-е гг. и
получили
название ОНС (Overhead Camshaft), что означает верхнее расположение распределительного вала.
Как альтернатива могут использоваться два распределительных вала, по одному для каждого ряда клапанов.
Слайд 22РАБОТА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Слайд 23ВИДЫ ВЕРХНЕКЛАПАННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ГРМ
Слайд 26Система смазки ДВС
Принципиальная схема смазочной системы: 1,3 — фильтрующие элементы;
2,
27, 28, 32 — перепускные клапаны; 4 — манометр;
5
— распределительный вал;
6 — толкатель;
7 — штанга; 8 — поршень;
9 — распылитель;
10, 24 — сверление в блоке;
11,14 — сверление
в коромысле;
12 — полость оси коромысел;
13 — сетчатый фильтр;
15 — сверление
в шатуне; 16 — распылитель в нижней головке шатуна; 17 — сверление в шейках коленчатого
вала; 18 — щуп; 19 — термометр; 20 — коренной подшипник; 21 — поддон; 22 — температурный
датчик; 23 — маслозаборник; 25 — главная масляная магистраль; 26 — сливная
пробка; 29, 30 — масляный насос; 31 — кран; 33 — масляный радиатор
Слайд 27СИСТЕМЫ СМАЗКИ С СУХИМ КАРТЕРОМ
В некоторых высокофорсированных двигателях спортивных автомобилей,
а также тракторов и специальных автомобилей, применяются системы смазки с
сухим картером
Слайд 30ЧТО ОХЛАЖДАЕМ В БЛОКЕ ЦИЛИНДРОВ И ЕГО ГОЛОВКЕ И ЗАЧЕМ
Слайд 31ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ?
Слайд 32УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Слайд 33СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ – УСТРОЙСТВО ПРИНЦИП РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Слайд 35ДВУХКАМЕРНЫЕ КАБЮРАТОРЫ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ИХ РАБОТЫ
Слайд 40УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ИНЖКТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ?
Слайд 43СИСТЕМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВПРЫСКА
Со всеми этими трудностями удалось справиться специалистам компании
Mitsubishi, которая впервые применила систему непосредственного впрыска бензина на автомобильных
двигателях.
Первый серийный автомобиль Mitsubishi Galant с двигателем 1,8 GDI (Gasoline
Direct Injection — непосредственный впрыск бензина) появился в 1996 г. Сейчас двигатели с непосредственным впрыском бензина выпускают Peugeot-Citroen, Renault, Toyota, DaimlerChrysler и другие производителиЮ
Слайд 45СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Система питания дизеля обеспечивает подачу очищенного дизельного
топлива к цилиндрам,
сжимает его до высокого давления, подает его в
мелкораспыленном виде в камеру сгорания и смешивает с горячим (700-900 °С) от сжатия в цилиндрах (3-5 МПа) воздухом
так, чтобы оно самовоспламенилось. После завершения рабочего хода необходимо очистить
цилиндры от продуктов сгорания.
Слайд 49Схема работы системы Common Rail
СИСТЕМА НАДДУВА
Дизельный двигатель Турбокомпаундный двигатель
с турбонаддувом Scania
Слайд 57БЕЗКОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Слайд 58Безконтактно-транзисторная Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре
двигателя. Она включает в себя источники электрической энергии (аккумуляторную батарею,
генератор); приборы, преобразующие ток низкого напряжения в ток высокого напряжения; провода, подводящие ток высокого напряжения к свече зажигания, электрическая искра от которой воспламеняет рабочую смесь.
Слайд 59Система выпуска отработавших газов
Слайд 61Домашнее задание
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский
В.В. Глава 2 Двигатель, Параграфы 5 – 7, Принцип действия
различных двигателей стр. 36 – 44.
Учебник АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков , Глава 1 Общее устройство двигателя, Параграф 1.1. Классификация, основные параметры, механизмы и системы двигателя, стр. 18.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 1. Классификация , показатели и характеристики работы ДВС, Параграф 1.1. Классификация двигателей, стр. 7 -10