Слайд 1ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Раздел 2.
Конструкция двигателя и рабочие процессы
Тема 2.6. Шатунная группа
Урок № 14
Учебник
АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков , Глава 2 Кривошипно-шатунный механизм, стр. 48.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 12 , Шатунная группа, стр. 180.
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. Глава 2 Двигатель, Параграф 8, Кривошипно-шатунный механизм, стр. 55
Слайд 4Шатун предназначен, для соединения поршня с кривошипом
коленчатого вала и обеспечивает
при рабочем ходе передачу усилия от давления газов на поршень
к коленчатому валу, а при вспомогательных тактах (впуск, сжатие, выпуск), наоборот, — от коленчатого вала к поршню.
Слайд 5Как двигается шатун в двигателе?
Слайд 6При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется возвратно-поступательно
вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого
пальца.
Слайд 7Из чего состоит и изготовлен шатун?
Слайд 8Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из
стержня двутаврового сечения, верхней головки , нижней головки и крышки.
Слайд 9Что делается для принудительного смазывания плавающего поршневого пальца?
Слайд 10В стержне шатуна при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в
основном у дизелей) сверлится сквозное отверстие — масляный канал.
Слайд 11 Из чего изготавливается крышка шатуна.
Слайд 12Крышка шатуна изготавливается из той же стали, что и шатун,
и обрабатывается совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с
одного шатуна на другой не допускается
Слайд 13Что за отверстия делают в шатуне?
Слайд 15В нижней головке шатуна и вкладыше делается отверстие для
периодического
выбрызгивания масла на зеркало цилиндра или
на распределительный вал (В нижней
головке шатуна и вкладыше делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало цилиндра или на распределительный вал
Слайд 16Какая допустимая разница массы у шатунов?
Слайд 18Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница масс шатунов не должна
превышать 6 г
Слайд 19Поршневой палец представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной наружной
поверхностью, проходящую через верхнюю головку шатуна и концами опирающуюся на
бобышки поршня.
Слайд 21Шатуны изготавливают из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией
или закалкой токами высокой частоты (ТВЧ).
Слайд 23Через поршневой палец передаются значительные усилия от поршня к шатуну
Слайд 24Как соединяется поршневой палец с шатуном и поршнем?
Слайд 25По способу соединения с шатуном и поршнем пальцы подразделяются на
плавающие и на закрепленные (обычно в головке шатуна).
Слайд 26Какой тип поршневых пальцев распространен ?
Слайд 27Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в
бобышках и втулке, установленной в верхней головке шатуна.
Слайд 28Чем ограничивается осевое перемещение поршневого пальца
Слайд 29Осевое перемещение поршневого пальца ограничивается стопорными кольцами расположенными в выточках
бобышек поршня.
Слайд 30Из за чего возможны стуки пальцев при работающем двигателе в
бобышках поршня
Слайд 31При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки
пальцев из-за различных
значений коэффициента линейного расширения алюминиевого сплава и стали.
Слайд 32Что нужно для устранения стуков пальцев при работающем двигателе?
Слайд 33Для устранения этого явления палец в бобышках устанавливают с натягом
0,005...0,015 мм, нагревая поршень до температуры 80...90"С, что обеспечивает поддержание
нормального теплового зазора (0,01... 0,03 мм) в этом сопряжении на всех режимах работы двигателя.
Слайд 35В состав шатунной группы входят шатун, шатунные вкладыши,
шатунные болты (шпильки),
элементы фиксации болтов
Слайд 36Шатун состоит из поршневой (верхней) головки с бронзовой
втулкой (при плавающем
пальце), стержня и кривошипной го-
ловки со съемной крышкой
Слайд 37Шатуны двигателей
Шатуны двигателей с искровым зажиганием изготовляют из стали 45,
45Г2, 40Г, 40Х, 40ХН, 40Р, а для дизелей используют
высокопрочные легированные
стали 18Х2Н4МА, 18Х2Н4ВА, 40Х2Н2МА, 40ХНЗА, 40Х2МА. Шатуны изготовляют ковкой в штампах, а затем подвергают механической и термической об работке. Для повышения усталостной прочности шатун подвергают дробеструйной обработке, а иногда полировке. В двигателях с искровым зажиганием в качестве материала шатуна возможно применение ковкого перлитного чугуна или высокопрочного с шаровидным графитом. Шатуны могут отливаться с использованием высокопрочных титановых сплавов или композитных материалов.
Слайд 38В автотракторных двигателях наибольшее распространение получили одинарные шатуны
Слайд 39В V-образных двигателях кривошипные головки шатунов двух противолежащих цилиндров располагают
последовательно на одной шатунной шейке. Это приводит к смещению осей
левых и правых цилиндров вдоль оси двигателя
Слайд 40Поршневая головка шатуна имеет геометрическую
форму и размеры, определяемые типом ее
соединения с поршневым пальцем (плавающим или защемленным)
Слайд 41………..определяемые типом ее соединения с поршневым пальцем (плавающим или защемленным)
Слайд 42Для накопления и подвода масла к поршневому пальцу в верхней
(менее нагруженной) части поршневой головки выполняют отверстия различной формы (рис.
12.2, б, в) В форсированных дизелях смазывание поршневого пальца осуществляют маслом, поступающим под давлением через канал в стержне шатуна (рис, 12.2, д, е)
Слайд 43Для накопления и подвода масла к поршневому пальцу в верхней
(менее нагруженной) части поршневой головки выполняют отверстия различной формы (рис.
12.2, б, в) В форсированных дизелях смазывание поршневого пальца осуществляют маслом, поступающим под давлением через канал в стержне шатуна (рис, 12.2, д, е)
Слайд 44При этом возможно применение струйного охлаждения днища поршня через распылитель
на поршневой головке
Слайд 45При этом возможно применение струйного охлаждения днища поршня через распылитель
на поршневой головке
Слайд 46При этом возможно применение струйного охлаждения днища поршня через распылитель
на поршневой головке
Слайд 47А зачем в головке поршня «отверстие» ?
Слайд 48Стержень шатуна имеет обычно двутавровое сечение, симметричное относительно продольной оси
кривошипной головки, что обеспечивает его высокую жесткость при небольшой массе.
При подводе масла от кривошипной головки к поршневой в стержне формируют специальный канал
Слайд 49Кривошипную головку шатуна выполняют разъемной. Наиболее распространены шатуны с прямым
разъемом, плоскость которого перпендикулярна оси стержня шатуна
Слайд 50Кривошипную головку шатуна выполняют разъемной. Наиболее распространены шатуны с прямым
разъемом, плоскость которого перпендикулярна оси стержня шатуна
Слайд 51При большом диаметре шатунной шейки, характерном для
форсированных двигателей, разъем
выполняют косым под углом
ср = 30, 45 или 60°
к продольной оси стержня шатуна
Слайд 52При большом диаметре шатунной шейки, характерном для
форсированных двигателей, разъем
выполняют косым под углом
ср = 30, 45 или 60°
к продольной оси стержня шатуна
Слайд 53Шатунные подшипники скольжения работают в условиях высо-
ких знакопеременных механических нагрузок
и повышенных тем-
ператур. Они представляют собой разъемные тонкостенные вкла-
дыши, установленные
в кривошипную головку шатуна
Слайд 54Для предотвращения проворачивания и осевого перемещения вкладышей у одной из
кромок вкладыша отгибают фиксирующий выступ (усик), который входит в пазовую
канавку кривошипной головки шатуна
Слайд 55Для предотвращения проворачивания и осевого перемещения вкладышей у одной из
кромок вкладыша отгибают фиксирующий выступ (усик), который входит в пазовую
канавку кривошипной головки шатуна
Слайд 56Шатунные вкладыши конструктивно выполняются подобно
вкладышам коренных подшипников и с теми
же материалами
антифрикционного слоя
Слайд 57Тонкостенные вкладыши коренных подшипников покрыты таким же антифрикционным сплавом, что
и вкладыши шатунных подшипников, и отличаются от них только размерами.
Широкое использование триметалпических сталеалюминиевых и сталесвиниовых вкладышей связано с тем, что слой антифрикционного покрытия обладает хорошими противозадирными свойствами.
Слайд 58Для карбюраторных двигателей легковых автомобилей применяют сплав АМО-1-20 (I... 1,5
% меди, 20... 22 % олова, 0,2...0,3% железа, остальное —
алюминий), и как правило, применяют сплав
Слайд 59Для карбюраторных двигателей легковых автомобилей так же применяют
СОС6-6 (5...6%
сурьмы, 5...6% олова, остальное — свинец)
Слайд 60В быстроходных дизелях в качестве антифрикционного материала применяют свинцовую бронзу
БрСЗО (30 % свинца) твердостью НВ 30...35 или сплав АСМ
(алюминий—сурьма—магний) примерно такой же твердости.
Слайд 61Толщина слоя антифрикционного материала в вкладышах может составлять 0,3...0,7 мм.
Основой вкладыша служит стальная лента с омедненной поверхностью
толщиной 1... 1,5
мм, которая защищает ленту от коррозии к обеспечивает прочное соединение с антифрикционным материалом
Слайд 62Для ускорения прорабатываемое™ вкладышей поверхность
антифрикционного слоя покрывают тонкой пленкой толщиной
0,015.,.0,04
мм сплава свинца с оловом или свинца с кадмием
Слайд 63Осевой зазор, которому соответствует возможное перемещение
шатуна вдоль щатунной шейки, не
должен превышать 0,2... 0,3 мм
Слайд 64Что будет если вкладыш в шатунной шейке сотрется, «прикипит», «провернется»?
Слайд 65Опишите неисправность и ее причину?
Слайд 66Опишите неисправность и ее причину?
Слайд 67Опишите неисправность и ее причину?
Слайд 70Шатунные болты нагружаются силами предварительной затяжки
и силами инерции. Для повышения
усталостной прочности болта
при его повторно-переменном изгибе, выполняют резьбу с мелким
шагом; увеличивают радиус закругления по впадине резьбы.
Слайд 71При прямом разъеме шатуна болты обычно выполняют функцию фиксации положения
крышки относительно шатуна с помощью специального центрирующего пояска
Слайд 72Болты (шпильки) изготовляют из хромистых и хромоникель-
молибденовых сталей JOX, 35X,
40^, 45Х, 40ХНМА штамповкой
с последующей накаткой резьбы и термической обработкой
закалкой и высоким отпуском
Слайд 73Для предотвращения проворачивания болтов их головки изготовляют с вертикальном срезом,
а в, теле шатуна фрезеруют вертикальный уступ. Иногда в головке
болта выполняют фиксирующие выступы. Гайки шатунных болтов (шпилек) обычно самоконтрящиеся (обжатые по граням)
Слайд 75Домашнее задание
Учебник АВТОМОБИЛИ . Устройство автотранспортных средств А.Г. Пузанков ,
Глава 2 Кривошипно-шатунный механизм, стр. 48.
Учебник АВТОМОБИЛИ .ТЕОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯ
АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ В.К. ВАХЛАМОВ, М.Г. ШАТРОВ, А.А. ЮРЧЕВСКИЙ. Глава 12 , Шатунная группа, стр. 180.
Учебник «Основные конструкции автомобиля» Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. Глава 2 Двигатель, Параграф 8, Кривошипно-шатунный механизм, стр. 55