Слайд 1Пневматическая
система. Трамвайный вагон модели 71-134А (ЛМ-99АВН),
Слайд 2Пневматическая система приводится в рабочее положение при включении компрессорной установки.
Компрессор, нагнетает воздух в систему высокого давления до 8 атмосфер,
наполняя пневматические ресиверы высокого давления. Высокое давление поступает до редукционного клапана установленного в кабине водителя в воздушном шкафу под торпедой. Редукционный клапан редуцирует рабочую тормозную систему до 6 атмосфер.
Слайд 3Компрессор установленный на вагоне ЛМ-99 относится к типу одноступенчатых, двухцилиндровых,
с горизонтальном расположением цилиндров.
Слайд 4
На трамвайном вагоне применяется компрессорная установка 2ВУ-05-0,35/9Трэ, ЭК-4ВМ.
Слайд 5Контрольные признаки исправной работы мотора-компрессора:
Компрессор поднимает давление в пневмосистеме от
0 до 8 атм. за 3 – 5 минут.
Отсутствие постороннего
шума и стука при работе компрессора.
Мотор-компрессор расположен справа под вагоном перед средней дверью.
Слайд 6Признаки неисправной работы МК
Малая производительность. МК работает не отключаясь. Запах
горелого масла:
Неисправность клапанов клапанной коробки
Пробита паранитовая прокладка
Износ компрессионных колец
Посторонний
шум или стук при работе МК:
Износ или излом зубьев редуктора, подшипников (4 шт)
Износ шеек коленного вала
Излом колец
Недостаток смазки
О неисправностях МК водитель обязан сообщить диспетчеру конечной станции.
Слайд 7 Рассмотрим принцип действия компрессора и механизм получения
сжатого воздуха. На подвижном составе трамвая используются компрессоры поршневого типа,
основными частями которого являются: цилиндр, поршень, всасывающий и нагнетательный клапаны и кривошипно-шатунный механизм.
Процесс получения сжатого воздуха можно условно разбить на три самостоятельных этапа:
1 этап – всасывание. При движении поршня слева направо (сверху вниз) через всасывающий клапан воздух поступает в цилиндр, заполняя пространство цилиндра над донышком поршня. При этом давление воздуха остается постоянным.
2 этап – сжатие. Под действием внешней силы, приложенной к поршню, воздух сжимается, его объем уменьшается.
3 этап – нагнетание. Это процесс выбрасывания сжатого воздуха через нагнетательный клапан в систему и резервуары для хранения запаса сжатого воздуха.
Слайд 8Воздух, является газом, не имеет своей формы, объёма и занимает
весь объём, в котором находится. Как всякий газ воздух обладает
упругостью. Это свойство позволяет сжимать его до нужного объёма, увеличивая давление на него и наоборот увеличивать объём воздуха, снижая давление. В практике давление измеряется в технических атмосферах. Давление воздуха измеряют манометром.
Манометр, контролирующий систему высокого давления, должен быть опломбирован, его исправность ежегодно проверяют в лабораториях измерительных приборов.
Слайд 9По своему назначению вся пневматическая система трамвайного вагона делится на
три основные магистрали:
Напорная магистраль, в которую входят аппараты, необходимые для
получения и хранения запаса сжатого воздуха на трамвайном вагоне. Она включает в себя мотор-компрессор с воздушным фильтром, масловлагоотделитель, обратный клапан, запасные резервуары, предохранительный клапан, манометр высокого давления, электропневморегулятор давления «АК-11Б», концевой и разобщительный краны и редукционный клапан.
Тормозная магистраль, в которую входят аппараты, приводящие в действие тормозные устройства. К ним относятся: рабочий резервуар, электропневматические вентили выключающего типа, разобщительные краны, переключающие клапаны¸ тормозные цилиндры, кран машиниста (пневмораспределитель), АВТ.
Вспомогательная магистраль, в состав которой входят аппараты, приводящие в действие механизмы обслуживания кузова трамвайного вагона. К ним относятся электропневматические вентили, краны и цилиндры привода дверей, лобовой предохранительной сетки, реверсора, песочниц и стеклоочистителя.
По используемому давлению сжатого воздуха, все аппараты пневматической системы трамвайного вагона делятся на две группы:
Аппараты высокого давления (параметры воздуха высокого давления от 6 до 8 атм.)
Аппараты низкого давления (параметры воздуха низкого давления от 2,8 до 3,2 атм.)
Слайд 10Принцип действия манометра состоит в том, что тонкая металлическая мембрана
под действием на неё сжатого воздуха прогибается. Величина прогиба пропорциональна
величине давления. При прогибе мембраны передаточная система поворачивает стрелку, которая на шкале указывает величину давления. Вместо мембраны может быть использована тонкая латунная трубка, из которой выкачан воздух.
Слайд 11На высоком давлении работают:
- дверные приводы фирмы «CAMOZZI»;
- система
подготовки и осушки воздуха фирмы «KNORR-BREMSE»;
- механические тормоза (в режиме
растормаживания от команды тягового преобразователя при установке рукоятки контроллера водителя на одну из ходовых позиций);
- кран машиниста (режимы торможения и растормаживания, осуществляемые непосредственно водителем независимо от исправности системы управления).
Слайд 12Воздух низкого давления используется в тормозной системе при работе в
режиме автоматического дотормаживания механическим тормозом от пневмопривода с использованием электропневматических
вентилей.
Слайд 13Аппараты напорной системы.
Резервуары.
Воздушные резервуары служат для формирования и хранения запаса
сжатого воздуха. По своему назначению резервуары бывают запасными и рабочими.
Запасные резервуары предназначены для хранения запаса сжатого воздуха, рабочие служат для обеспечения сжатым воздухом аппаратов тормозной пневматической системы. На вагоне установлено: под задней площадкой - два запасных резервуара емкостью 55 литров каждый в системе воздуха высокого давления; под передней площадкой - один рабочий резервуар емкостью 25 литров в системе воздуха низкого давления.
Слайд 14Воздушные резервуары (ресиверы).
Резервуары – сварные цилиндры из листовой стали. Днища
резервуаров сферические. Днища привариваются к цилиндру с помощью кольцевых накладок.
В днища вварены фланцы с резьбой для подсоединения трубопроводов. Фланец, приваренный в нижней части резервуара, предназначен для установки сливного крана для слива конденсата и масла. В корпусе запасных резервуаров имеются также фланцы с резьбой для установки предохранительного клапана.
Резервуары устанавливаются под полом и крепятся к раме кузова хомутами. В эксплуатацию могут быть допущены только резервуары, прошедшие гидравлические испытания под давлением 13 атм.
Слайд 15Воздухоосушитель LA-62
1 - впуск
2 - управляющий поршень
3,7 - выпуск
4,5 -
каналы
6 - глушитель
9 - камера влагоотделения
10 - обратный клапан
11 -
жиклер
12 - кольцевой фильтр
13 - осушающее вещество
14 -вентиляционное отверстие
15,16 – регулировочный винт
Слайд 17Спусковой кран
Предназначен для спуска масла и воды из маслоотделителей и
резервуаров.
Слайд 18Предохранительный клапан.
Защищает пневматическую систему вагона от повышенного давления в случае
неисправности электропневматического регулятора давления. Его устанавливают на одном из запасных
резервуаров.
Слайд 19Возможные неисправности предохранительного клапана:
Износ, выработка клапана и седла.
Излом или просадка
пружины.
Засорение, замерзание клапана.
Отсутствие пломбы.
Утечка воздуха.
Действия водителя при срабатывании
предохранительного клапана.
Если на вагоне сработал предохранительный клапан, водитель должен отключить компрессор тумблером, который находится на панели слева, после чего, контролируя давление по манометру высокого давления, включать и выключать компрессор вручную.
Слайд 21Обратный клапан.
Предназначен для пропуска сжатого воздуха в одном направлении и
разгрузки неработающего компрессора.
Слайд 22Возможные неисправности обратного клапана.
Износ, выработка седла и клапана.
Нарушение герметичности крышек.
Утечка воздуха из-за ослаблений в соединениях.
Засорение, замерзание клапана.
Слайд 23Редукционный клапан.
Предназначен для обеспечения надежной и бесперебойной работы пневматического тормоза
трамвайные вагоны оборудуют системой низкого давления. Постоянное давление в системе
низкого давления автоматически поддерживает редукционный клапан. Он установлен между запасными и рабочими резервуарами.
Слайд 24Признаки несправной работы:
Оба манометра показывают высокое давление
На позиции Т4 резкое
воздушное дотормаживание (большое давление)
Неисправности:
Засорение или же замерзание редукционного клапана.
Износ
седла или клапана
Просадка пружины клапана
Разрыв листовой диафрагмы
Утечка воздуха из-за ослабления крепления в местах соединений, или же разрушения диафрагмы.
Слайд 25Действия водителя в случае неисправности редукционного клапана:
При возникновении утечки
воздуха
перекрыть подачу воздуха
с помощью разобщительного крана,
использовать кран машиниста.
При
неисправности редукционного
клапана необходимо также
использовать кран машиниста.
Слайд 26Инструкция по работе с тормозным краном
Слайд 28Фильтр.
Служит для очистки воздуха при всасывании мотор- компрессором. Фильтр представляет
собой металлический корпус с двумя сетками, одна из которой воронкообразная.
Пространство между сетками заполнено промасленным конским волосом, на котором оседает пыль. Корпус имеет чугунную крышку со штуцером, который воздухопроводом соединен с компрессором. Для крепления к раме вагона на корпусе предусмотрен прилив.
Слайд 29Шумоглушитель.
Предназначен для уменьшения шума при выпуске воздуха из тормозных цилиндров
и воздухопровода в атмосферу, когда происходит оттормаживание. Он представляет собой
чугунный литой цилиндр с внутренними ребрами, расположенными под углом к потоку выходящего воздуха. Ребра перекрывают друг друга. Сжатый воздух, ударяясь о плоскости ребер, дважды меняет направление и в результате теряет скорость, что способствует значительному снижению шума, свиста или шипения при выпуске воздуха.
Слайд 30Масловлагоотделитель.
Предназначен для очистки воздуха от влаги и масла. Вместе с
воздухом засасывается значительное количество водяных паров и капель воды, содержащихся
в атмосфере и частички масла из картера компрессора.
Слайд 31Функционирование
1. Канал подвода
2. Канал
3. Диафрагма
Маслоотделитель АС 951А
Слайд 33 Пассажирский салон вагона имеет 3 двухстворчатые двери и
1 одностворчатую дверь с пневматическими приводами, расположенными над дверями. Кабина
водителя имеет индивидуальную одностворчатую дверь с пневматическим приводом. Привода соединяются с осями дверей тягами и рычагами.
Слайд 34Устройство и принцип работы приводов.
Привод 40N2R63/125T1B002 состоит из двух
панелей к которым крепятся пневмоцилиндры , с установленным на одном
из них концевым выключателем, два электропневмораспределителя, с установленными на них дросселями-глушителями, пневмораспределителем с ручным управлением, блоком управления противозажимом.
Привод 40N2R63/125T1B007 состоит из двух панелей к которым крепятся пневмоцилиндры , с установленным на одном из них концевым выключателем, два электропневмораспределителя, с установленными на них дросселями-глушителями, пневмораспределителем с ручным управлением, блоком управления противозажимом. На задней крышке пневмоцилиндра установлен дроссель.
Слайд 35Подключение привода к электрическим цепям производится разъёмными электрическими соединителями в
соответствии со схемой.
Сжатый воздух из общей пневмосистемы подаётся на фитинг
«вход» и далее через пневмораспределители в соответствующие полости пневмоцилиндров. Управление приводом производится путём подачи электрических сигналов напряжением 24В не катушки пневмораспределителей.
При нажатии кнопки пневмораспределителя происходит отсечка привода от общей пневмосистемы и выполняется экстренный сброс воздуха из пневмосистемы привода. Раскрытие створок двери, после чего, выполняется вручную.
При давлении в системе ниже минимального раскрытие створок двери выполняется в ручную.
В случае зажима дверями пассажира, по истечении установленного времени, блок противозажима формирует сигнал и подаёт его не катушку, которая переводит пневмораспределитель в положение «дверь открыта». Дверь водителя не имеет механизма противозажима.
Слайд 37Цилиндр привода дверей
производства фирмы «CAMOZZI»
Слайд 38Пневмораспределитель привода дверей
Слайд 39
Управление дверьми пассажирского помещения и кабины водителя построено с использованием
комплектов дверного привода производства «CAMOZZI».
Питание на электрические цепи управления дверями
подаётся с шины 130 через низковольтный автомат защиты «ДВЕРИ»
Управление 1…4 дверьми салона осуществляется с помощью кнопок «ДВЕРИ 1, 2, 3, 4» и «ДВЕРИ 1…4» и кнопки «РАЗРЕШЕНИЕ» Из пассажирского салона управление дверьми осуществляется с помощью напоручневых кнопок: 1-я дверь; 2-я дверь; 3-я дверь ; 4-я дверь. С улицы управление дверьми осуществляется с помощью кнопок, установленных у 2, 3 и 4-й дверей.
Слайд 40При отключенной кнопке «РАЗРЕШЕНИЕ» возможно только закрытие дверей пассажирского салона.
При нажатии кнопки 1, 2, 3, 4, «ДВЕРИ 1…4», напоручневых
или наружных кнопок срабатывает звуковое оповещение (в перегородке кабины водителя), (в ящиках дверного оборудования) и подаётся напряжение на вентиль (вентиля) закрытия.
При включенной кнопке «РАЗРЕШЕНИЕ» на наружных и напоручневых кнопках включается подсветка, включается освещение подножек (при включенном переключателе «ГАБАРИТНЫЕ ОГНИ» (рис. 11)). В этом режиме возможно только открытие дверей пассажирского салона. При нажатии кнопки 1, 2, 3, 4, «ДВЕРИ 1…4», напоручневых или наружных кнопок срабатывает звуковое оповещение и подаётся напряжение на вентиль (вентиля) открытия.
Слайд 41Клеммная коробка электрических соединений
привода дверей
Слайд 42Управление 1…4 дверьми салона осуществляется с помощью кнопок «ДВЕРИ 1,
2, 3, 4» и «ДВЕРИ 1…4» и кнопки «РАЗРЕШЕНИЕ»
Слайд 43 Из пассажирского салона управление дверьми осуществляется с помощью кнопок
расположенных на поручнях у каждой двери.
Слайд 44наружные кнопки открывание дверей
Слайд 45Панель с выключателями над дверьми салона
СТОП-КРАН
АВАРИЙНОЕ
ОТКРЫВАНИЕ
ДВЕРЕЙ
Слайд 47Цепь обогрева песочниц
Цепь обогрева песочниц содержит два нагревательных элемента, напряжением
275 В, мощностью 250 Вт. Элементы установлены под бункерами с
песком внутри тумб песочных диванов, расположенных в пассажирском помещении.
Включение обогрева песочниц производит водитель выключателем QS1 типа ВУ2-22Б-1, установленным на стенке перегородки со свободным доступом со стороны кабины водителя.
Слайд 48Не работает привод песочницы:
Отсутствует давление в цилиндре пневмопривода песочницы.
Механическое
заедание механизма песочницы (Устранить заедание в механизме песочницы).
Не сыплется песок
из рукава песочницы:
Отсутствие песка в бункере песочницы
Влажный песок
Неисправна заслонка шибера
Засор в рукаве песочницы