Слайд 1Воспитательные системы
Воспитательная система школы — социально-педагогический объект, упорядоченный не только
относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и
относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы
Слайд 2Воспитательная система -
сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое
образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь
детей, разнообразную деятельность и общение
Слайд 3Воспитательная система -
это целостный социальный организм, функционирующий при
условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы
деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова)
Слайд 4Компоненты воспитательной системы
теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей,
теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;
содержание
системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;
Слайд 5Компоненты воспитательной системы
субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
развитые
формы общения и гуманистические отношения;
управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в
целостную систему, а также ее развитие;
внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.
Слайд 6Этапы развития воспитательной системы
Первый этап – становление воспитательной системы
Второй этап
– отработка системы
Третий этап – окончательное оформление системы
Четвертый этап –
обновление, перестройка системы
Слайд 7Оценка эффективности воспитательной системы
Для оценки эффективности две группы
критериев: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта помогают ответить на
вопрос, есть в школе воспитательная система или ее нет. Критерии качества позволяют сформировать представление об уровне развития воспитательной системы и ее эффективности
Слайд 8Критерии факта
включают следующие основные показатели:
упорядоченность жизнедеятельности школы;
наличие
сложившегося единого школьного коллектива;
интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, в крупные
организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т.п.).
Слайд 9Критерии качества
показатели:
* степень приближенности системы
к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной
системы;
общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт;
профессионализм и педагогическая культура учителя;
уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.
Слайд 10Экзаменационная работа
Разработать и представить авторскую воспитательную систему школы/класса:
Обоснование необходимости
построения системы
Цели и задачи воспитательной системы
Основные воспитательные ценности
Приоритетные и системообразующие
виды деятельности
Формы организации воспитательной работы в школе/классе
Управление и самоуправление в воспитательной системе
Формирование воспитывающей среды
Результативность воспитательной системы
Список литературы
Слайд 11Воспитательная система класса
это способ организации жизнедеятельности и воспитания
членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих
компонентов и способствующий развитию личности и коллектива
Слайд 12Компоненты системы
Индивидуально-групповой компонент
Ценностно-ориентационный компонент (цели и задачи, перспективы жизнедеятельности классного
сообщества)
Функционально-деятельностный компонент (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной
деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества)
Диагностико-аналитический компонент (критерии эффективности воспитательной системы, методы и приемы изучения результативности, формы и способы анализа, оценки, интерпретации полученных результатов).