Слайд 1Подготовка к ОГЭ
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Слайд 2Ставим цель
Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Слайд 3Вспоминаем то, что знаем
План-схема рассуждения
Тезис, т. е. мысль, которую надо
логически доказать, обосновать или опровергнуть;
Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
Вывод, заключение.
Слайд 4Определяем проблему
Что представляет собой сочинение на лингвистическую тему?
- Что является
тезисом в сочинении?
- Из скольких частей состоит сочинение?
- Какие доказательства
нужно привести в сочинении?
Слайд 5Решаем проблему. Открываем новые знания.
С15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Напишите
сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6Задачи, которые нужно решить (планирование)
Научиться создавать собственное связное высказывание
на заданную тему на основе прочитанного текста:
- научиться писать комментарий,
обоснование к высказыванию;
- научиться находить нужные примеры в тексте, используя навыки изучающего чтения текста;
- научиться ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;
- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка;
- применять навыки практической грамотности – владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.
Слайд 7
Решаем проблему. Открываем новые знания.
План-схема рассуждения (композиция сочинения)
Тезис, т. е.
мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
Комментарий, обоснование высказанной
мысли;
Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами из текста;
Вывод, заключение.
Слайд 8Алгоритм работы над сочинением
1. Внимательно прочитайте высказывание.
2. Найдите ключевые слова
и выражения.
3. Вспомните теоретический материал, объясните значение лингвистических терминов.
4. Прокомментируйте
высказывание, данное в качестве тезиса, поясните цитату.
5. Найдите в тексте языковые явления, ярко иллюстрирующие вашу мысль (аргументов должно быть два: лексический и грамматический);
6. Продумайте композицию сочинения.
Слайд 9Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис.
Мнение, выказанное автором цитаты и
предложенное в качестве темы сочинения.
2. Комментарий этого высказывания, рассуждение
о смысле высказывания.
3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
4. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
5. Вывод.
Слайд 10Лексические явления(актуализация)
Морфемы (корень, приставка, суффикс)
Однозначные слова
Многозначные слова
Фразеологизмы
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные
слова, историзмы, архаизмы и т.д.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Слайд 11
Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить
предложения из любых слов, с любым значением.
Грамматика – это раздел
лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования),
словоизменения (морфология),
видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Слайд 12
Грамматика
Словообразование
(приставки, суффиксы)
морфология
(словоизменения),
синтаксис
(словосочетание и типы предложений)
Слайд 13
Грамматика. Словообразование
Суффиксы (их роль) создают оценочные значения, помогают передать авторскую
идею:
уменьшительно-ласкательные – оценочное или разговорное значение (братец, ручка)
оттенок негативной
оценки - с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
шутливая окраска (бумаженция, старушенция),
со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё, суетня, кислятина)
имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
Слайд 14Грамматика (морфология и синтаксис)
а). словами в словосочетании
б). частями простого предложения
в). частями сложного предложения.