Слайд 1Подготовка к пересказу текста
с включением приведенного высказывания
(Задание 2
итогового собеседования
по русскому языку за курс основной школы)
Романова Елена
Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №27 имени А.А. Дейнеки»
г. Курска
Слайд 2
.
Задание 2. Пересказ текста
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ
слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Слайд 3
Цель включения задания 2
в контрольные измерительные материалы
Задание 2
проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – пересказ текста с привлечением дополнительной
информации
Слайд 6 Пересказ – это один из
видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое развивает память, речь и мышление ребёнка.
Пересказ – это тренировка не памяти, а понимания изложенной информации.
Слайд 7Как подготовиться к пересказу
Обучающиеся должны запомнить, что первое и второе
задание тесно связаны друг с другом. Выполняя первое задание, ученик
готовится к выполнению второго.
Слайд 8 Как подготовиться к пересказу
1.
Вдумчиво прочитайте текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий
(Если текст содержит рассуждение, то попробуйте взглянуть на него глазами автора, постарайтесь понять его точку зрения).
Слайд 9
2. Отметьте главные предложения в каждом абзаце
(Это и
будут микротемы, которые нельзя упускать при пересказе; обычно, один абзац
– одна микротема).
Как подготовиться к пересказу
Слайд 10
Как подготовиться к пересказу
3. Запомните имена собственные, термины, даты, которые
могут присутствовать в тексте
(В соответствии с рекомендуемым порядком итогового собеседования
обучающийся имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу)
Слайд 11 Как подготовиться к пересказу
4. Выразительно прочитайте текст
(Выполняя задание № 1(выразительное чтение), как можно
ярче представьте события или явления, описанные в тексте. Чем более живыми и эмоциональными будут картинки, возникшие в Вашем воображении, тем больше информации останется в памяти)
Слайд 12 Как подготовиться к пересказу
5. Пересказывая текст, не бойтесь
отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний
(Главное в пересказе не зазубривание, а понимание содержания текста. Излагая его своими словами, Вы демонстрируете это умение наилучшим образом)
Слайд 13
Работа с высказыванием
После прочтения текста
вслух у Вас есть 1 минута на подготовку пересказа. Лучше
её использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ.
Слайд 14 Работа с высказыванием
Виды цитирования
1.Частичное.
Используя этот вид, необходимо помнить, что нужно сохранить смысловую точность, нельзя «выдергивать» слова из контекста. Сокращать цитату, убирая лишние слова, можно, если это не исказит смысла высказывания.
2. Полное. Использование высказывания целиком, без каких-либо изменений.
Слайд 15
Работа с высказыванием
Способы цитирования
1. Прямая речь – дословное использование
цитаты с указанием автора высказывания.
Например:
Русский военный историк генерал Модест Иванович Богданович утверждал: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
Слайд 16 Работа с высказыванием
Способы цитирования
2. Косвенная речь - это воспроизведение выражения не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Например: Александр Павлович Виноградов, ученик Владимира Ивановича Вернадского, считал, что его учитель «видел в науке намного лет вперёд, создал новые отрасли науки о Земле, предвидел их огромное значение и связь с практической деятельностью человека».
Слайд 17
Работа с высказыванием
Помните: в косвенной речи нельзя использовать форму первого
лица, а в прямой речи нельзя вводить цитату при помощи
изъяснительного придаточного.