Слайд 2Французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравёр. Доре называют величайшим и
самым популярным иллюстратором XIX века, им выполнено свыше десяти тысяч
гравюр (!), которые были изданы более четырех тысяч раз (только 238 гравюр к Библии были изданы около тысячи раз!). Историки подсчитали, что в течение сорока лет творческой деятельности художника (1860-1900) его иллюстрации издавались практически еженедельно. При этом стоит заметить, что художник был практически самоучкой.
Гюстав родился в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье инженера – путейца департамента Энн, строителя мостов Пьера-Луи Христофора Доре и Александрины Плюшар. Как в сказках, у отца было три сына, Гюстав родился вторым ребенком в семье. Биографы пишут, что мальчик с раннего детства был необыкновенно одаренным ребенком, первые серьезные рисунки он создал в возрасте пяти лет, в десятилетнем возрасте уже нарисовал иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Л.Дьяков в книге о Доре пишет, что по рассказам старой няни мальчика – Француазы, она с четырех лет никогда не видела мальчика без карандаша, он даже брал его с собой в постель.
Слайд 4В 1841 году семья будущего художника переехала в город Бур,
куда перевели работать отца. Конечно, господин Доре видел будущее мальчика
либо в качестве инженера, как он сам, либо офицера-артиллериста, как дед, погибший в битве при Ватерлоо. Недаром же оба его брата пошли учиться в политехническую школу. Портрет одного из братьев (не знаю, старшего или младшего) художник оставил нам в своем огромном творческом наследии.
Но маленький Гюстав рисовал все свободное время. В. Львов в книге о художнике пишет: Чтобы отвлечь сына от рисования, отец покупает ему скрипку, но это только способствовало выявлению другого дара – музыкального. Вскоре Гюстав изумлял друзей и соседей легкостью, с какой подбирал мелодии военных оркестров, игравших в парке». При этом мальчик продолжал рисовать.
Госпожа Доре, видя, что сын «не на шутку» увлечен рисованием, во время своей поездки в Париж показала его рисунки известному художнику - баталисту Эмилю-Орасу Верне (Emil Horace Vernet, 1789-1863) и услышала в ответ, что «у ребенка есть талант».
Слайд 5В сентябре 1847 года отца мальчика направили на три недели
в командировку в Париж, и он взял с собой семью.
В столице произошла встреча, поменявшая в корне жизнь Гюстава. Об этом подробно, на основе воспоминаний самого художника, пишет Дэн Мэлан в своей книге «Гюстав Доре: По волнам Мечты о Прекрасном»: «Однажды Гюстав с семьей проходил мимо издательства нового юмористического еженедельника «Журнал для смеха» (Journal pour rire) Обера и Филипона, в окне которого были выставлены гравюры. Юноша немедленно задумал план. На следующее утро он притворился больным, чтобы остаться дома одному, быстро сделал несколько набросков и направился в это издательство. Он вошел через парадную дверь, нашел комнату главного редактора Шарля Филипона и прямо ворвался к нему в кабинет.
Отвлекусь, чтобы сообщить, что Шарль Филипон (Charles Philipon, 19 апреля 1800 – 25 января 1861) - французский рисовальщик и журналист, он учился у барона Гро и Абеля Пюжоля, но не стал живописцем, а посвятил себя рисованию карикатур и изданию сатирических газет и альбомов.
Слайд 6Так вот, юноша бросил свои рисунки на стол Филипона и
воскликнул: «Вот как эти иллюстрации должны быть сделаны». Издателя сначала
позабавило поведение юноши, но взглянув на его рисунки, он чуть не закричал. Филипон позвал других сотрудников в свою комнату. Никто не мог поверить, что маленький мальчик сам это нарисовал. (Отмечу, что Гюставу было уже пятнадцать лет, но он был маленького роста и выглядел десятилетним ребенком – прим. мое).
Они попросили Гюстава сделать еще несколько рисунков прямо здесь, и тот сделал их буквально в считанные секунды. Общее изумление еще больше усилилось. Сотрудники написали письмо отцу Гюстава с приглашением прийти к Филипону, чтобы договориться с ним о немедленном подписании выгодного контракта». Сам Доре вспоминал: «Когда родители пришли к Филипону, он, используя все свои ораторские способности, предложил им оставить меня в Париже, сказав, что найдет применение моим способностям. С этого дня было решено, что я должен посвятить себя рисованию. Но несмотря на доброту Филипона, я должен был вернуться в Бур и провести там несколько лет».
Правда, уже через несколько месяцев Гюстав с матерью переселился в Париж. Он продолжил общее образование в лицее Шарлемань, но одновременно был зачислен сотрудником издательства с окладом в пять тысяч франков.
Слайд 7Юный художник сразу же написал серию сатирических рисунков о подвигах
Геракла, которые в этом же 1847 году были изданы Обером
и опубликованы отдельным альбомом литографий «Труды Геркулеса» (Les Travaux d'Hercules). В предисловии к изданию было указано, что автору всего 15 лет, и что он выполнил работу без классических «штудий» и помощи учителей.
Стоит отметить, что Доре так и не получил художественного образования, его «учителями» были Лувр и Национальная библиотека, где юноша проводил много времени, изучая картины и гравюры. Правда, историк Дьяков уточняет, что «свои первые картины Доре подписывал, как «Гюстав Доре, ученик господина Дюбуа». Дюбуа преподавал в колледже Сен-Луи и в свободное время давал уроки рисования на улице Рише. Следовательно, Доре все же получил какие-то навыки у профессионального художника».
Слайд 9В 1848 году художник становится участником (причем, самым юным) официального
Салона, где выставляет два карандашных рисунка. Спустя два года в
Салоне он представляет картину «Сосны». В выставках Салона Доре будет принимать участие до самой смерти, представляя публике как графические свои работы, так и живописные.
Слайд 11Художник решает серьезно заняться книжной иллюстрацией и начинает оформлять дешёвую
и популярную серию «Исторические романы библиофила Жакоба».
В начале 1850-х Гюстав
с семьей переселился в старый дедовский дом в квартале Сен-Жермен и стал арендовать студию на улице Байяр. О личной жизни художника практически ничего неизвестно, кроме написанного им портрета жены.
Слайд 12В 1850-х годах Доре создал десятки литературных иллюстраций, в 1853
году он проиллюстрировал стихотворения Байрона, затем вышли гравюры к «Гаргантюа
и Пантагрюэлю» Франсуа Рабле (1854) и «Озорным рассказам» Оноре де Бальзака (1855-56). Журнал «Мушкетер», издаваемый А.Дюма, в 1856 году посвятил работе Доре к роману Рабле целую статью, благодаря чему художник приобрел известность.
Слайд 17Историки упоминают также, что в 1854 году вышел альбом с
500 рисунками и комментариями под названием «Живописная, драматическая и карикатурная
история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура». Чем заинтересовала история Руси француза, была ли эта работа чьим-то заказом и как Доре работал над ней – неизвестно.
В начале 1860-х годов художник для популяризации своего творчества (и для успешной коммерции, естественно!) идет на рискованный шаг. В то время он сотрудничал с ведущим парижским издателем Луи Ашетом (Louis Hachette, 5 мая 1800 – 31 июля 1864).
Гюстав предлагает Луи издать книгу «Ад» Данте с его гравюрами и продавать ее за сто франков за экземпляр (до этого книги с работами Доре продавались не дороже 15 франков). Ашет отвергает это предложение, заявив, что никто не будет платить так дорого за книгу. Тогда художник заявляет, что он сам выкупит все издание.
В начале 1861 года Ашет выпустил книгу с 76 полностраничными гравюрами, а спустя несколько недель прислал Доре телеграмму: «Успех! Приходи скорее! Я осел!».
Слайд 18В результате, было выпущено свыше 200 изданий этого набора гравюр.
Успех этой работы утвердил Доре в положении ведущего французского иллюстратора.
Его друг Готье написал летом 1861 года в газете «Монитор»: Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Дое, смог бы проиллюстрировать Данте». В 1860-х он создал огромное количество эффектных и живописно-динамичных иллюстраций, в которых с неисчерпаемой фантазией смело строил пространственные композиции и экспериментировал с эффектами освещения. Историки отмечают, что как иллюстратор, Доре удивлял всех своей беспримерной плодовитостью и неистощимой фантазией.
Друг Байяр упоминает в одной из статей, что к своим 30 годам Доре создал почти сорок тысяч рисунков (!). Многие историки отмечают феноменальную память художника, его способность не пользоваться натурщиками и писать по памяти.
Слайд 34Известно, что художник делил свой рабочий день на три части:
утро посвящалось графике, полдень – живописи, вечер – снова графике.
Сохранились воспоминания друга Доре, художника Бурделена о том, как работал художник: «Я видел, как Гюстав заработал десять тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем!»».
Слайд 35В 1860-е годы Доре создал иллюстрации к «Сказкам» Перро (1861),
«Дон-Кихоту» Сервантеса (1862-63), «Атале» Шатобриана (1862), «Божественной комедии» Данте (1861-1868),
«Потерянному раю» Джона Мильтона (1865), «Труженникам моря» В. Гюго (1866) и «Басням» Лафонтена (1867).
Насчет иллюстраций к роману Сервантеса нужно отметить, что Доре до этого тщательно изучал исторические материалы и в 1862 году в компании своего друга Шарля Довилье посетил Испанию с целью сбора материалов (впервые он побывал в Испании в 1855 году вместе с Готье).
Слайд 50Почти два года художник работал над иллюстрациями к «Библии» (1864-66),
создав двести тридцать гравюр. Дорэ удалось наиболее полно охватить содержание
всех книг Ветхого и Нового Заветов. Его библейские иллюстрации до сих пор считаются классическими, они использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки.
В России первая полная публикация иллюстраций Дорэ к Библии была осуществлена в начале 1880-х годов знаменитым русским книгоиздателем М. О. Вольфом.