Слайд 1Политическая культура
Политическая культура и конструируемая реальность
Слайд 2Для анализа политической культуры необходимо рассмотреть базовые понятия - политика,
политическое и государство.
Смысл политического связан с осмыслением, задаваемых в
публичном пространстве пределов существования сообществ.
Слайд 3Смысл определяется включенностью актора (общности, социальной группы, индивида) во внешний
и внутренний контекст своего существования.
Первый задается публичным и интимным пространством,
воспринимаемым как естественно или исторически данная существующая здесь и сейчас форма и границы существования взаимодействующих акторов.
Второй – интеллектуальным, духовным и практическим опытом существования акторов в первом.
Важное значение имеют коллективные практики и коллективный опыт, могущие существовать в форме памяти, навыков, традиции и т.п. В интериоризованном и превращенном виде этот опыт существует как история.
Слайд 4Публичное пространство и функции структурных единиц социетальной системы определяются процессом
институционализации.
Институционализация рассматривается как упорядоченная, повторяющаяся практика различных общностей, представляющая
собой реакцию на некоторые “вызовы” внешней среды. В процессе ее происходит взаимная типизация опривыченных действий различных акторов.
Так возникают институты как объективированные практики данного сообщества.
В практике в снятом виде содержатся регуляторы деятельности.
Слайд 5Также публичность связана с некоторой инакостью, отделенностью, отдаленностью (в социальном
смысле) и императивностью по отношению к индивидам и группам, “заселяющим”
рассматриваемое публичное пространство. Эта отчужденность материализована в институциях. Государство - основная политическая институция.
Слайд 6Смысл политического может быть рассмотрен как рамки полагания, задаваемые политическими
институциями. Это то, как институции себя представляют, определяют свои границы
и свою деятельность.
Также смысл политического может быть рассмотрен с точки зрения некоего наблюдателя, для которого “является” политический институт/институция, это то, что институт для него. Предельное в данном случае будет означать границы полагания и понимания.
Смысл политического
Слайд 7Политика как определение границ
В онтологическом аспекте политика представляет собой взаимодействие
по поводу институционального полагания пределов существования коллективных и индивидуальных акторов
в публичном пространстве.
В условиях традиционного общества со слабой дифференциацией публичного и частного, определяемые пределы распространяются и на индивидуально-частное пространство.
Слайд 8Полагание пределов существования
Проблема физической смерти (I).
Определение институционализированной и отчужденной
смерти максимально осуществляется в политике. Власть над жизнью, возможность положить
предел существованию выражение мощи института и институции, освоения ею публичного и частного пространства.
А) во времени.
Слайд 9Полагание пределов существования
Проблема физической смерти (II).
В языке это проявляется
в специфическом ролевом обозначении лица, осуществляющего законное умерщвление со стороны
государства – палач, а не убийца, который совершает казнь, а не убийство.
А) во времени.
Слайд 10Полагание пределов существования
Публичная смерть.
Признание индивида или группы более не существующими
в публичном пространстве, лишение или существенное ограничение их прав.
А)
во времени.
Слайд 11Полагание пределов существования
3. Создание рамок повседневной частной и публичной
деятельности.
Это связано с возможностью упорядочивания временной размеренности жизни –
А) во времени.
Слайд 12Временные рамки повседневной частной и публичной деятельности
Изменение календаря.
Определение будней
и праздников и т.п.
Регулирование продолжительности рабочего дня.
Определение длительности
недели.
Определение времени на территории. Часовые пояса.
Перевод на зимнее/летнее время.
Слайд 13Полагание пределов существования
А) во времени.
Длительность недели (пятидневка). 1.09.1929-30.11.1931
Слайд 14Полагание пределов существования
А) во времени.
Длительность недели (шестидневка)
1.12.1931-26.07.1940
Слайд 15Полагание пределов существования
4. Определение социального возраста:
Взрослые, дети, молодежь, престарелые, пенсионеры
и т.п.
А) во времени.
Слайд 16Полагание пределов существования
5. Определение прошлого, истории.
Определение исторических событий, прошлого бытия.
Формулирование
бывшего: того, что было, и того, что не было.
А) во
времени.
Слайд 19Осада и взятие Казани, предпринятые русскими войсками под руководством Ивана
Грозного
23 августа — 2 октября 1552 года
«Русская» история
2 октября
– окончательный разгром Орды и создание безопасных границ на востоке Руси.
Начало превращения Руси в евразийскую империю.
«Татарская» история
15 октября – День памяти и скорби татарского народа.
«Холокост татарского народа – 1552!».
Слайд 20Осада и взятие Казани, предпринятые русскими войсками под руководством Ивана
Грозного
23 августа — 2 октября 1552 года
«Русская» история
«В 1552
году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей».
[Митрополит Иоанн (Сычев). Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во «Царское Дѣло», 1995. С.143.]
«Татарская» история
«Одним из самых трагических и зловещих событий в истории татарского народа, повлекшим его длительный упадок и едва не приведшим к полному исчезновению с карты мира, является взятие столицы Казанского ханства русскими войсками под предводительством Ивана Грозного 15 октября1552 года».
[15-10-08. Сегодня - День памяти и скорби татарского народа. // Сайт «Тукай авылы». URL: http://tokaevo.ucoz.ru/news/2008-10-15-21]
Слайд 21Вступление Иоанна IV в Казань. [1894 г.]
Шамшин Пётр Михайлович (1811—1895)
Слайд 22Взятие Казани Иоанном Грозным
Коровин Петр Иванович (1857 – 1919)
Слайд 23Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) [2002 г.]
Файзуллин
Ильяс Шайхуллович (р. 1950 г.)
Слайд 24Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз [2005 г.]
Файзуллин Ильяс
Шайхуллович (р. 1950 г.)
Слайд 25Состав штурмующих Казань, (все цифры даны округленно до тыс. чел.)
Слайд 26Полагание пределов существования
Определение пределов своего и чужого.
Это связано с
функцией идентификации и демаркации (разграничения):
1). Своя земля и сопредельные
страны.
Б) в пространстве.
Слайд 27Полагание пределов существования
Определение пределов
2) .Одновременно это структурирование и определение своей
территории (например, административное деление, наименование населенных пунктов и географических объектов).
3). Также и ландшафтные изменения повороты рек и пр.
Б) в пространстве.
Слайд 28Полагание пределов существования
2. Контроль над
пространственным перемещением.
Паспорта, прописка, регистрация.
Б)
в пространстве.
Слайд 29Полагание пределов существования
Отграничение своих и чужих, друзей и врагов.
Враг
может быть как внешний, так и внутренний.
Для политической элиты
эта функция оказывается ключевой.
В) в социальном взаимодействии.
Слайд 30Полагание пределов существования
1. В социальной сфере.
акты гражданского состояния (живой, мертвый,
женатый /замужняя и т.п.);
определение форм семейного (моногамный или полигамный
брак) и иного социального взаимодействия (социально-структурное, классовое, сословное положение индивида и групп).
Г) в социальном состоянии.
Слайд 32Акты гражданского состояния
Житель Румынии не смог доказать в суде, что
он жив
КИШИНЕВ, 17.03.2018. — РИА Новости.
Житель румынского уезда Васлуй
63-летний Константин Релиу, признанный в 2016 году мертвым, не смог доказать в суде, что жив, и аннулировать выданное по ошибке свидетельство о смерти.
Как отмечает агентство Agerpres, мужчина проиграл процесс, так как слишком поздно обратился в суд с иском, теперь его с юридической точки зрения не существует.
[https://ria.ru/world/20180317/1516573031.html]
Vaslui: Un bărbat declarat mort, deşi trăieşte, a pierdut procesul prin care cerea anularea decesului
[https://www.agerpres.ro/justitie/2018/03/15/vaslui-un-barbat-declarat-mort-desi-traieste-a-pierdut-procesul-prin-care-cerea-anularea-decesului--73583]
Слайд 33Полагание пределов существования
2. Внутриполитически.
Обозначение социально-политических позиций и границ между ними.
Современное государство фиксирует гражданские состояния не столь всеобъемлюще и жестко
как в сословном обществе, но не менее определенно. Номинация или сертификат. (Идентичность гражданина или налогоплательщика.)
Г) в социальном состоянии.
Слайд 34Полагание пределов существования
3. Во внешней политике.
Право прекращать мир и объявлять
войну.
Г) в социальном состоянии.
Слайд 35Субъектом отчужденного институционального полагания является государство.
Слайд 36Отчужденное = независимое и стоящее над основной массой населения, но
использующее ее силу и волю.
Институциональное = структурированное, формализованное, повторяющееся, имеющее
и задающее рамки деятельности.
Слайд 37Политическое
«… политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в его отношении
к различным властям политического государства».
Маркс К.
К критике гегелевской философии
права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 360.
Слайд 38Государство как субъект полагания границ
1. «Государство» фиксирует некоторую всеобщность.
1).
С одной стороны, как властную всеобщность (власть всеобъемлет).
2). С
другой, как экзистенциальную (все существует в государстве).
Политика здесь может быть рассмотрена как общее дело, а государство как всеобщий отец, третейский судья, ночной сторож, общий дом и т.п. (в зависимости от концепций и исторического времени, когда та или иная функция актуализируется как основная).
Слайд 39Государство как субъект полагания границ
2-1. Второе скрытое под "государством" отношение
- разделение общества на противоположности, социально определенные и стремящиеся подчинить
друг друга. Эти социально определенные противоположности суть социальные общности находящиеся по отношению друг к другу, с одной стороны, в некоторой комплементарности (в определенном смысле функциональной, что связано с разделением труда в обществе), с другой, в конкурентности и вражде.
Слайд 40Государство как субъект полагания границ
2-2. Вынужденность для различных социальных групп
- этносов, сословий, классов, корпораций и т.п. - жить вместе
не снимает их борьбы.
Политика здесь предстает как конкурентные отношения между этими группами по поводу верховной власти. Государство - приз в этой борьбе, представляющий собой институализированную публичную власть.
Эти стороны государства и политики одновременно сосуществуют.
Слайд 41В эпистемологическом аспекте политика выступает как деятельность в публичном пространстве
по упорядочиванию смыслов и поддержанию смыслового универсума. Происходит конструирование политического
мира, пределы которого и структура заданы взаимодействующими актерами. Различие политических субъектов порождает неодинаковое осмысление ими публичного пространства, разное или противоположное определение пределов политических институций.
Политическая история, таким образом, выступает как борьба по переструктурированию политического мира - переопределению того, что и как позволено политическим субъектам, включая государство.
Референтом (пере)структурирования политического выступает дискурс.
Слайд 42"Язык - политический институт. одной из его функций является
действие как средства идентификации и демаркации". (М.Таунсон)
Также он естественным образом
является основой политического осмысления.
Политический дискурс как вербализация политических установок, интенций, технологий и артикуляция политических программ, интересов и отношений - то есть вербальное выражение политической культуры - возможен только через язык.
Слайд 43Вскоре после французской революции, в 1797 г. Павел I высочайше
повелел изъять из употребления слова сержант, общество, гражданин, отечество. Вместо
слова граждане предлагалось говорить и писать жители, обыватели. В «Словаре Академии Российской» (1806 г.) нет слова общество.
Слайд 44Политическая культура начинается там и тогда, где и когда различные
общественные институты, социальные группы, индивиды, вещи и явления рассматриваются в
связи с их политическим смыслом и включаются в практическую деятельность как имеющие такой смысл.
Прежде всего, та или иная часть реальности может быть соотнесена с государственной властью праксиологически.
В процессе познания действительности, субъект политической культуры гносеологически соотносит ее с политической властью: насколько в реальности "узнается" политическое.
Аксиологическое соотнесение осваиваемой реальности с государственной властью связано с тем, насколько ценна и ценна ли вообще рассматриваемая часть реальности для политической власти или существующей, или предполагаемой в будущем, а также насколько ценна сама эта власть.
Слайд 45Политическая культура - это способ поиска и нахождения социальным субъектом
своих пространственно-временных социальных координат в иерархически и горизонтально функционально упорядоченном
территориальном сообществе в связи с наличием в этом сообществе верховной власти и конкуренцией с другими социальными субъектами.
В процессе этого поиска социальный субъект определенным образом осмысляет реальность, задает ей и себе смыслы, упорядочивает их в свою смысловую сеть, превращает внешний мир в свой, а свой внутренний мир выносит во вне, пытаясь ему придать всеобщее значение.
Такое конструирование реальности и представляет собой функционирующую культуру. Политичность культуре придает контекст государства, включающий отчужденные властные иерархии, социальную дифференциацию и вражду, заданность норм, социальной идентичности и социальных границ.
Слайд 46Политическая культура - это политический способ освоения реальности.
Она начинается
там и тогда, где и когда различные общественные институты, социальные
группы, индивиды, вещи и явления рассматриваются в связи с их политическим смыслом и включаются в практическую деятельность как имеющие такой смысл.
Политическая культура как особый вид культуры фиксирует, прежде всего, отношение к государству. Ибо политическое значение того или иного явления, события, индивида и т.п. проявляется в его соотнесении с государственной властью.
Слайд 47Один из важнейших аспектов политической культуры, как и любого другого
вида культуры - это ее обыденность, рутинизация. Культура - это,
прежде всего, то, что устоялось и воспрозводится. Поэтому многие исследователи включают в определение политической культуры образцы и стереотипы политической деятельности.
В этом смысле можно говорить о такой функции культуры, как опривычивание, или, выражаясь словами П.Бергера и Т.Лукмана, формирование “заднего плана рутинных действий”, создание ситуации само собой разумеющихся поступков, действий и смыслов.
Этим, собственно, и отличаются различные культуры друг от друга. Тем самым политическая культура выполняет функцию разграничения или демаркации, отделяя одно общество от другого, одного субъекта от другого и т.п. Но одновременно это и включение своих в свой круг и их распознавание, то есть можно говорить о функции идентификации.
Слайд 48Политические субкультуры
Различное положение в обществе субъектов политической деятельности приводит к
разному восприятию ими государства и политической сферы в целом, а
также и к отличиям в политической активности.
При этом могут сохраняться некоторые базовые, общие для всех членов данного общества, страны, государства подходы в осмыслении основных политических институтов и институций.
Такое отличие культур и их сосуществование в рамках одной обозначается понятием субкультуры. Политические субкультуры могут быть связаны с идеологическими, этническими, поколенческими, географическими различиями и т.п.
Слайд 49ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политика = то, что происходит в политической
сфере.
Политическая культура = нахождение политической связи между субъектом и явлением;
придание политического смысла индивидам, предметам и явлениям вне зависимости от их «объективной» принадлежности к политике.
Слайд 50ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
С одной стороны, действия, предметы, явления и
т.п. непосредственно могут к политике не относиться, но быть фактом
политической культуры. К примеру, деторождение в царской семье, достижение высоких спортивных показателей ради повышения престижа своего государства (особенно это характерно для тоталитарных и авторитарных режимов).
С другой стороны, явно политическое явление с точки зрения какого-либо субъекта может не иметь никакого политического смысла, а посему к политической культуре этого субъекта оно отношение иметь не будет.
Слайд 51ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политизация
«Русский, у кого есть здравый ум и
живое сердце, до сих пор не мог и не может
быть ничем иным, как патриотом, в смысле Петра Великого, деятелем в великой задаче просвещения русской земли. Все остальные интересы его деятельности - служение чистой науке, если он ученый, чистому искусству, если он художник, даже идее общечеловеческой правды, если он юрист, - подчиняется у русского ученого, художника, юриста великой идее служения на пользу своего отечества».
(Чернышевский Н.Г. “Очерки гоголевского периода русской литературы”).
Слайд 52ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политизация
«Бурные темпы социалистического строительства выдвинули на очередь
туризм как одну из форм культурной революции, придав ему общественно-политическое
значение.
Туризм не только культурный отдых, не только самообразование, туризм советский, туризм рабочий проникнут и общественно-политическими началами, насыщен революционно-классовым содержанием.
Рабочий, взявший свой декретный отпуск, отправляется путешествовать по стране Советов, стране пролетарской диктатуры не только отдыхать, не только знакомиться с жизнью, бытом и экономикой страны, но и для того, чтобы собственными глазами посмотреть, как свой брат рабочий преобразует великую страну в страну социализма».
[Поволжье: Справочник-путеводитель по Волге, Каме, Оке и их судоходным притокам на 1933 год. М.: Изд. ЦС ОСВОДа, 1933. С.72.]
Слайд 53ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политизация
«Я спросила, нравится ли ему прелестная англичанка
Юнити Митфорд, которая, как все знали, была безумно влюблена в
него. Ответ собеседника несколько шокировал меня.
‑ Эта девушка очень привлекательна, но я никогда не смог бы иметь интимную связь с иностранкой, какой бы красивой она ни была.
Я посчитала это за шутку, однако Гитлер продолжал:
‑ Мои чувства настолько национальны, что я мог бы любить только девушку-немку».
[Рифеншталь, Лени. Мемуары: Пер. с нем. М.: Ладомир, 2006. С.218.]
Слайд 54ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Деполитизация
Демонстрации 1 мая и 7 ноября в
конце советской власти.
Безальтернативные выборы.
«Мне кажется, что Государственная Дума — это
не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью». (Борис Вячеславович Грызлов. 29.12.2003).
«Я еще раз говорю, парламент – не место для дискуссий, а улица – не место для протеста, а лишь пространство для праздников!» (Борис Вячеславович Грызлов. «The New Times», 20.04.2007).
Слайд 55ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Деполитизация
«Реальная точка зрения народа формируется во внутрипартийных
дискуссиях „Единой России“, в то время как межпартийные дебаты в
Государственной думе — это „политическое шоу“. Обсуждение в рамках партии и есть точка зрения народа. Именно „Единая Россия“ из этих обсуждений может вынести какие-то правильные решения».
(Борис Вячеславович Грызлов. 8.07.2008 года в интервью телеканалу «Вести-24»).