Разделы презентаций


Политическая культура

Содержание

«Политическая культура» как явный и латентный концепт.Французская социологическая традиция.Традиция немецкой философии культуры.Американская научная традиция.Российские поиски: Струве – Научный коммунизм – позитивизм vs. «этнокультурализм».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Политическая культура
Генеалогия и интеллектуальная история концепта «политическая культура»

Политическая культураГенеалогия и интеллектуальная история концепта «политическая культура»

Слайд 2«Политическая культура» как явный и латентный концепт.
Французская социологическая традиция.
Традиция немецкой

философии культуры.
Американская научная традиция.
Российские поиски: Струве – Научный коммунизм –

позитивизм vs. «этнокультурализм».
«Политическая культура» как явный и латентный концепт.Французская социологическая традиция.Традиция немецкой философии культуры.Американская научная традиция.Российские поиски: Струве –

Слайд 3Французская социологическая традиция
Шарль-Луи Монтескьё. “Дух законов” (1748 г.).
Исследуются такие факторы

как
климат страны;
образ жизни ее народа;
допущенная степень свободы;


религия ее населения;
богатство страны;
обычаи и традиции.
Комплекс институциональных структур, культурного этоса и природной окружающей среды создает то, что он назвал духом законов.
Французская социологическая традицияШарль-Луи Монтескьё. “Дух законов” (1748 г.).Исследуются такие факторы как климат страны; образ жизни ее народа;

Слайд 4«Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное

разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их

фантазии.
Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие, и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона».

Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С.159.

«Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано

Слайд 5«Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого

правительства, имеют ли они целью устройство его, - что составляет

задачу политических законов, - или только поддержание его существования, - что составляет задачу гражданских законов».

Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С.168.

«Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства, имеют ли они целью устройство его,

Слайд 6«Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату - холодному,

жаркому или умеренному, - качествам почвы, ее положению, размерам, образу

жизни ее народов - земледельцев, охотников или пастухов - степени свободы допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям;

Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С.168.

«Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату - холодному, жаркому или умеренному, - качествам почвы, ее

Слайд 7наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения,

целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. совокупность

их [всех этих отношений] образует то. Что называется Духом законов».

Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С.168.

наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они

Слайд 8«Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры

прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух

народа».
«Законодатель должен сообразоваться с народным духом поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением».

Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С.412.

«Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого

Слайд 9Французская социологическая традиция
В этом же духе уже после Монтескьё строили

свои рассуждения Jean-Jacques Rouseau, Germaine de Staël, Benjamin Constant, Pierre

Royer-Collard, François Guizot, Alexis de Tocqueville.
Они начали анализировать исторические и общественные условия в которых различные политические режимы существовали и какие условия каким режимам способствовали. Нравы и обычаи (les moeurs) стали неотъемлемой стороной политического анализа.
Французская социологическая традицияВ этом же духе уже после Монтескьё строили свои рассуждения Jean-Jacques Rouseau, Germaine de Staël,

Слайд 10Традиция немецкой философии культуры
Открытие культуры (И.Г. Гердер)
«Немецкий акцент» в анализе

культуры:
культура этнически определенна и является механизмом идентификации и демаркации

между различными народами.



Традиция немецкой философии культурыОткрытие культуры (И.Г. Гердер)«Немецкий акцент» в анализе культуры: культура этнически определенна и является механизмом

Слайд 11Традиция немецкой философии культуры
«Немецкое понятие культуры подчеркивает национальные различия,

своеобразие групп».
[Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические

исследования. Том 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С.61.]

«Немецкий акцент» в анализе культуры

Традиция немецкой философии культуры«Немецкое понятие культуры подчеркивает национальные различия, своеобразие групп». 	[Элиас Н. О процессе цивилизации. 	Социогенетические

Слайд 12Традиция немецкой философии культуры
«Эта изначальная ситуация есть ситуация народа, который,

в отличие от западных наций, лишь чрезвычайно поздно пришел к

прочному политическому единству, а границы его территории с давних времен и до сегодняшнего дня подвергаются угрозе пересмотра, поскольку там существуют области, всегда стремившиеся и ныне стремящиеся к обособлению».
[Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С.61.]

«Немецкий акцент» в анализе культуры

Традиция немецкой философии культуры«Эта изначальная ситуация есть ситуация народа, который, в отличие от западных наций, лишь чрезвычайно

Слайд 13«Немецкий акцент» в анализе культуры
«Функцией понятия цивилизации является выражение постоянной

тенденции к расширению групп и наций, проводящих колонизацию».


[Элиас Н.

О процессе цивилизации. Том 1. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С.61.]

«В противоположность ему, в понятии культуры отражается самосознание нации, вынужденной всякий раз задаваться вопросом «В чем же заключается наше своеобразие?», вновь и вновь определять и со всех сторон укреплять свои границы и в политическом, и в духовном смысле. Этому историческому процессу и соответствует направленность немецкого понятия культуры, выраженная в нем тенденция к отграничению, подчеркиванию и четкому определению групповых отличий».

«Немецкий акцент» в анализе культуры«Функцией понятия цивилизации является выражение постоянной тенденции к расширению групп и наций, проводящих

Слайд 14Традиция немецкой философии культуры
Влияние в современной Германии

«Немцы никак не могут

разобраться с исторически сложившейся многозначностью слов «немецкий» (deutsch) и «Германия»

(Deutschland) и не видят различий между гражданством, национальностью и этничностью».
[Ян, Эгберт. Преступление и наказание Тило Саррацина. Об ограничении политической свободы слова в Германии // Спорные политические вопросы с точки зрения современной истории. М.: РОССПЭН, 2014. С.120.]

«Немецкий акцент» в анализе культуры

Традиция немецкой философии культурыВлияние в современной Германии«Немцы никак не могут разобраться с исторически сложившейся многозначностью слов «немецкий»

Слайд 15Традиция немецкой философии культуры
Две концептуальные трансформации XVIII - нач. XIX

вв.:
1) отход от фатализма и предопределения, активность человека, создающего мир,

субъективность и “я”, дающее движущую силу миру;
2) история рассматривается как единое движение, саморазвивающееся логическое целое.

Традиция немецкой философии культурыДве концептуальные трансформации XVIII - нач. XIX вв.:1) отход от фатализма и предопределения, активность

Слайд 16Традиция немецкой философии культуры
Социальная немецкая философия (переходящая в социологию).
1)

марксистская концепция, предложившая систематизацию факторов социального и политического развития общества;


2) теория субъективно мотивированного социального действия М. Вебера;
3) роль культурных детерминант в социальной и политической практике (М.Вебер).

Традиция немецкой философии культуры	Социальная немецкая философия (переходящая в 	социологию). 1) марксистская концепция, предложившая систематизацию факторов социального и

Слайд 17Американская научная традиция
Бихевиоризм и проблема описания политического поведения.
Talcott Parsons,

Edward Shils начали систематическое изучение субъективных ориентаций поведения.
Исследования политической

системы David Easton.
Развитие этих исследований и подходов - Gabriel Almond, Lucian Pye, Sidney Verba.
Американская научная традицияБихевиоризм и проблема описания политического поведения. Talcott Parsons, Edward Shils начали систематическое изучение субъективных ориентаций

Слайд 18Американская научная традиция
«Концептуальной сетью, окружающей понятие политической культуры, является англо-американская

теория гражданства», берущая начало в XVII веке в работах Дж.Локка.

и в основе своем имеющая представления об «английских свободах» и их анализ.
[Somers M.R. What's Political or Cultural about Political Culture and the Public Sphere? Toward an Historical Sociology of Concept Formation // Sociological Theory. 1995. Vol.13. No.2. P.115.]

Влияние:

Американская научная традиция«Концептуальной сетью, окружающей понятие политической культуры, является англо-американская теория гражданства», берущая начало в XVII веке

Слайд 19Американская научная традиция
Немецкая практика 1930-х гг., которая бросила вызов и

марксизму, и либерализму с их идеей социального прогресса.
Вторая мировая

война.
Переезд немецких ученых в США.

Влияние:

Американская научная традицияНемецкая практика 1930-х гг., которая бросила вызов и марксизму, и либерализму с их идеей социального

Слайд 20Almond, Gabriel A. Алмонд Габриэль (12.01.1911-25.12.2002)
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems

// Journal of Politics. Gainesville, 1956. Vol.18, No.3. (August) P.391-409.

Almond, Gabriel A.  Алмонд Габриэль (12.01.1911-25.12.2002)Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. Gainesville,

Слайд 21Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
Четырехчленная классификация политических систем: «англо-американские (включая

некоторых членов Содружества), континентально-европейские (исключая Скандинавию и Бенилюкс, которые соединяют некоторые черты континентально-европейской и англо-американской), доиндустриальные или частично индустриальные политические системы за пределами европейско-американского пространства, и тоталитарные политические системы».
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3. Четырехчленная классификация политических

Слайд 22Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
Данная классификация должна была служить целям

«сегодняшнего дня» и следовала из социологических концепций, вскрывая сущностные различия между политическими системами. Термины и основные понятия, используемые Алмондом при анализе, были взяты из веберовско-парсонской традиции социальной теории.
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3. Данная классификация должна

Слайд 23Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
Во-первых, политическая система рассматривалась как система

деятельности.
Во-вторых, она анализировалась именно как система, «изменяющееся равновесие» .
В-третьих, базовым элементом политической системы признавалась социальная роль.
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3. Во-первых, политическая система

Слайд 24Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
В-четвертых, «Каждая политическая система основывается на

совокупности смыслов и целей. Мы говорим об “установках по отношению к политике”, “политических ценностях”, “идеологиях”, “национальном характере”, “культурном этосе”. Трудности с этими терминами связаны с их размытостью и неопределенностью. Понятия ориентации в отношении деятельности и эталонные переменные удобны, так как они, по крайней мере, стремятся к логической четкости и полноте».
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3. В-четвертых, «Каждая политическая

Слайд 25Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
«Каждая политическая система основывается на определенном

образце ориентаций на политическую деятельность. Я обнаружил, что это удобно означить как политическую культуру».
[P.396.]
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3. «Каждая политическая система

Слайд 26Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of

Politics. 1956. Vol.18, No.3.
Вслед за Т.Парсонсом и Э.Шилзом Алмонд вводит

три компонента ориентации на деятельность и в отношении политики:
познание,
предпочтение (катексис, аффект),
оценка.
Большинство исследователей до сих пор политическую культуру рассматривают именно как совокупность этих элементов.
Габриэль АлмондAlmond, Gabriel A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol.18, No.3.Вслед за Т.Парсонсом и

Слайд 27Габриэль Алмонд
Almond G.A. A Comparative Study of Interest Groups and

the Political Process // American Political Science Review. 1958. Vol.58.

№1. P.270-282.

Несколько позже Алмонд уточнил, что политическую культуру составляют базовые общераспространенные установки в отношении:
1) политической власти,
2) участия в политике и представимости в политических институтах,
3) организации интереса.

Габриэль АлмондAlmond G.A. A Comparative Study of Interest Groups and the Political Process // American Political Science

Слайд 28Габриэль Алмонд
Almond, Gabriel. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics

// The politics of the developing areas / Ed. by

G.A. Almond and J.S. Coleman. Princeton, N.J., Princeton University Press, 1960. P.3-64.

4 основные “вводные” функции политической культуры по отношению к политической системе:
1) политическая социализация и рекрутирование;
2) артикуляция интересов;
3) консолидация интересов;
4) политическая коммуникация.

Габриэль АлмондAlmond, Gabriel. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics // The politics of the developing areas

Слайд 29Американская научная традиция
Gabriel A. Almond
Sidney Verba

Американская научная традицияGabriel A. Almond Sidney Verba

Слайд 30Габриэль Алмонд, Сидней Верба
Almond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political

Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton University Press,

1963.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

Проблемы:
Баланс между властями, плюрализм и демократия.
Обоснование демократии и отрицание тоталитаризма.
Проблема демократической стабильности. Политическая демократическая гармония.

Габриэль Алмонд, Сидней ВербаAlmond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations.

Слайд 31Габриэль Алмонд, Сидней Верба
Almond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political

Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton University Press,

1963.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

Два базовых понятия:
Участие (взрыв участия) - для описания встречающегося разнообразия и исторического развития политических форм - аналитическое понятие и
стабильность, с которой связаны равновесие, ответственность, которые выполняют важную ценностно-ориентационную функцию.

Габриэль Алмонд, Сидней ВербаAlmond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations.

Слайд 32Габриэль Алмонд, Сидней Верба
Almond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political

Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton University Press,

1963.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

Происходит сравнивание всех типов политической культуры с культурой гражданственности, характерной для Англии и США.
«Это исследование политической культуры демократии, а также социальных структур и процессов, обеспечивающих ее существование» (P.3).
Наиболее развитые формы демократии обнаруживаются в англо-американском мире.

Габриэль Алмонд, Сидней ВербаAlmond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations.

Слайд 33Американская научная традиция
Арчи Браун:
Определения политической культуры могут быть классифицированы

в две группы:
«1) те, которые ограничивают сферу политической культуры

субъективными ориентациями наций, социальных групп или индивидов по отношению к политике; и
2) те, которые расширяют концепцию до включения в нее образцов политического поведения. Большинство политологов предпочли более ограниченную категорию».
[Brown A. Political Culture // The Social Science Encyclopedia / Ed. by A.Kuper and J.Kuper. L.; Boston; Henley: Routledge & Kegan Poul, 1985. P.610.]
Американская научная традицияАрчи Браун: Определения политической культуры могут быть классифицированы в две группы: «1) те, которые ограничивают

Слайд 34Американская научная традиция
Роберт Таккер:
Появление концепции политической культуры в американской

политологии было в определенной степени реакцией на различные психокультурные теоретические

построения, сводящие всю общественную жизнь к простому продолжению или же воспроизводству семейных образцов поведения, преобладающих в частной жизни.
[Tucker R.C. Culture, Political Culture, and Communist Society // Political Science Quarterly. 1973. Vol.88, No.2. P.177.]
Американская научная традицияРоберт Таккер: Появление концепции политической культуры в американской политологии было в определенной степени реакцией на

Слайд 35Американская научная традиция
Люсьен Пай:
Возникнув как естественная эволюция бихевиоралистского подхода

в политических исследованиях в США, концепция политической культуры позволила в

какой-то мере преодолеть разрыв между микро и макроанализом политического процесса.
[Pye L.W. Political Culture // International Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. by D.L.Sills. Vol.12. N.Y.: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. P.218.]
Американская научная традицияЛюсьен Пай: Возникнув как естественная эволюция бихевиоралистского подхода в политических исследованиях в США, концепция политической

Слайд 36Российские поиски
В России термин "политическая культура" появился на столетие позже,

чем в западной Европе.
XIX – начало XX в. – Использование

спорадическое, несистематическое, неустойчивое.
Российские поискиВ России термин

Слайд 37Российские поиски
Русские словари иностранных слов конца XIX - начала XX

века.
Культура = образование, просвещение, производительность, развитие, совершенствование духовной жизни народа.
Нет

потребности в отражении специфической реальности особым словом. Восприятие слова «культура» внешним образом и использование его в качестве синонима уже существующих терминов и понятий.
Российские поискиРусские словари иностранных слов конца XIX - начала XX века.Культура = образование, просвещение, производительность, развитие, совершенствование

Слайд 38Герье Владимир Иванович 1837-1919
Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции?

// Сборник государственных знаний / Под ред. В.М.Безобразова. СПб.: Типогр.

В.Безобразова и Комп., 1877.
Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции? СПб.: Типогр. В.Безобразова и Комп., 1877.
Герье Владимир Иванович 1837-1919Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции? // Сборник государственных знаний / Под

Слайд 39Герье Владимир Иванович 1837-1919
Республика или монархия установится во Франции? СПб.: Типогр.

В.Безобразова и Комп., 1877.
«… чем далее мы идем на восток,

тем более ощутительны и глубоки становятся реформы, произведенные правительством, и тем благотворнее историческое произведение так называемого просвещенного или гениального абсолютизма. Необходимо также, конечно, чтобы для него был надлежащий простор, т.е. чтобы достаточно велико было расстояние в материальной и политической культуре между передовыми народами европейской цивилизации и тем обществом, в котором должна происходить реформа». (С.59-60.)
Герье Владимир Иванович 1837-1919Республика или монархия установится во Франции? СПб.: Типогр. В.Безобразова и Комп., 1877.«… чем далее

Слайд 40Ивановский Виктор Викторович (1854-1926)
Ивановский В.В. Вопросы государствоведения, социологии и политики. Казань:

Изд. Казанского ун-та, 1899.
Необходимо способствовать развитию политической культуры. Средства –

школы, университеты.
Ивановский Виктор Викторович (1854-1926)Ивановский В.В. Вопросы государствоведения, социологии и политики. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1899.Необходимо способствовать развитию

Слайд 41Ивановский Виктор Викторович (1854-1926)
Отсылка к: James E.J. The Place of the

Political and Social Science in Modern Education, and their Bearning

on the Training for Citizenship in a Free State // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Philadelphia, 1897. Vol.10, No.3.
Но речь у Джеймса идет о политическом воспитании и образовании, и сам он понятием политической культуры не пользуется.

Ивановский В.В. Вопросы государствоведения, социологии и политики. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1899.

Ивановский Виктор Викторович (1854-1926)Отсылка к: James E.J. The Place of the Political and Social Science in Modern

Слайд 42Российские поиски
Развитие общественно-политической практики и общественной мысли России в конце

XIX - начале XX в., когда вопросы политики и культуры

выдвигались на ведущие места в жизни общества, естественным образом отразилось на понятии политической культуры, которое начинает использоваться в оппозиционной самодержавию печати.
Российские поискиРазвитие общественно-политической практики и общественной мысли России в конце XIX - начале XX в., когда вопросы

Слайд 43Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)
Струве П.Б. Политика внутренняя и политика внешняя //

Струве П. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм: Сб. статей за

пять лет: (1905-1910 гг.). СПб: Изд. Д.Е.Жуковского, 1911.
Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // Струве П. На разные темы: (1893-1901 гг.): Сб. статей. СПб: Изд. О.Н.Поповой, 1902.
Струве П.Б. Русская идейная интеллигенция на распутье // Струве П. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм: Сб. статей за пять лет: (1905-1910 гг.). СПб: Изд. Д.Е.Жуковского, 1911.
Струве П.Б. Джозеф Чемберлен // Русская мысль. 1914. №7.
Струве П.Б. Библиография // Русская свобода. 1917. №18-19.
Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры. I. Что такое культура? // Полярная звезда. 1905. №2.
Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)Струве П.Б. Политика внутренняя и политика внешняя // Струве П. Patriotica: Политика, культура, религия,

Слайд 44Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)
«И ко всем факторам нашей слабости и необеспеченности

огромной невесомой силой присоединяется полная отчужденность официальной России от универсального

духа не только общественной и политической, но даже и моральной культуры современности».

1910 г.
Политика внутренняя и политика внешняя // Струве П. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм: Сб. статей за пять лет: (1905-1910 гг.). СПб: Изд. Д.Е.Жуковского, 1911. С.287.

Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)«И ко всем факторам нашей слабости и необеспеченности огромной невесомой силой присоединяется полная отчужденность

Слайд 45Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)
Политическая культура наряду с религиозной и общественной относится

к той части культурного творчества, «которая представляет непосредственное поприще для

человеческого духа», и противопостоит «низменной сфере материальных интересов».

1901 г.
В чем же истинный национализм? // Струве П. На разные темы: (1893-1901 гг.): Сб. статей. СПб: Изд. О.Н.Поповой, 1902. С.554.

Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)Политическая культура наряду с религиозной и общественной относится к той части культурного творчества, «которая

Слайд 46Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)
Произвольное разделение самодержавием области культурного творчества и ограждение

в духовной сфере «свободного почина личности и свободных союзов» -

культурная и политическая проблема России, которую необходимо разрешить.

1901 г.
В чем же истинный национализм? // Струве П. На разные темы: (1893-1901 гг.): Сб. статей. СПб: Изд. О.Н.Поповой, 1902. С.554.

Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)Произвольное разделение самодержавием области культурного творчества и ограждение в духовной сфере «свободного почина личности

Слайд 47Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)
Политическая культура является частью духовной культуры, она основывается

на политической зрелости и ответственности и является противоположностью политической наивности.

Политическая культура связана с культурой политической деятельности и демократизмом, которые несовместимы как с излишней революционностью, так и с окончательной решенностью политических и социальных вопросов.

Обобщение

Струве Пётр Бернгардович (1870-1944)Политическая культура является частью духовной культуры, она основывается на политической зрелости и ответственности и

Слайд 48Рыкачев Андрей Михайлович (1876-1914)
Политическая культура:
1). Западноевропейская (европейско-американская) политическая культура.
Основная черта

- развитость конституционного строя и партийной системы.
2). Российская политическая культура.
Отсутствие

конституционного строя и неразвитость партийной системы.

Рыкачев А. Реальный базис и идеальные задачи политических партий: (О партийной борьбе и партийном разоружении) // Русская мысль. 1911. №12.

Рыкачев Андрей Михайлович (1876-1914)Политическая культура:1). Западноевропейская (европейско-американская) политическая культура. Основная черта - развитость конституционного строя и партийной

Слайд 49Российские поиски
После Октябрьской революции.
Отъезд и изгнание философов и обществоведов из

Советской России.
Доминирование, а затем – единственно существующая марксистская идеология–философия–социальная теория.

Российские поискиПосле Октябрьской революции.Отъезд и изгнание философов и обществоведов из Советской России.Доминирование, а затем – единственно существующая

Слайд 50Луппол Иван Капитонович (1896-1943)
Луппол И. Ленин и философия. К вопросу об

отношении философии и революции. М.; Л.: Госиздат, 1927. 208 с.
Луппол

И. Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции. 3-е изд. М.; Л.: Госиздат, 1930. 303 с.
Луппол Иван Капитонович (1896-1943)Луппол И. Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции. М.; Л.:

Слайд 51Луппол Иван Капитонович (1896-1943)
« те или иные государственные, социально-политические организации и

учреждения сами должны быть отнесены к культуре в широком смысле

этого слова; парламенты или советы рабочих депутатов, синдикаты предпринимателей и профессиональные союзы сами являются образцами культуры политической, связывающей культуры материальную и духовную». (С.250)

Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции. 3-е изд. М.; Л.: Госиздат, 1930.

Луппол Иван Капитонович (1896-1943)« те или иные государственные, социально-политические организации и учреждения сами должны быть отнесены к

Слайд 52Луппол Иван Капитонович (1896-1943)
«Неизбежные и необходимые трансформации, претерпеваемые политической надстройкой капиталистического

общества, не стоят в абсолютной изолированности от надстройки культурной. «Элементы»

социалистической культуры сами должны быть уже настолько развиты, чтобы привести пролетариат к выводу о необходимости довольно жестко расправиться с «политической культурой» капитализма». (С.262)

Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции. 3-е изд. М.; Л.: Госиздат, 1930.

Луппол Иван Капитонович (1896-1943)«Неизбежные и необходимые трансформации, претерпеваемые политической надстройкой капиталистического общества, не стоят в абсолютной изолированности

Слайд 53Луппол Иван Капитонович (1896-1943)
«На политическую культуру буржуазного государства рабочий класс реагирует

быстро и решительно: государственная машина буржуазии разрушается, ломается, уничтожается; вместо

нее воздвигается политическая культура государства переходного периода: советы депутатов, профессиональные союзы, получающие новые задания, и т.д. и т.п.». (С.265)

Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции. 3-е изд. М.; Л.: Госиздат, 1930.

Луппол Иван Капитонович (1896-1943)«На политическую культуру буржуазного государства рабочий класс реагирует быстро и решительно: государственная машина буржуазии

Слайд 54Российские поиски Советский период
До 1969 г. Встречается редкое и неспецифическое использование

термина «политическая культура».
Показательный пример:
Перевод книги Сиднея и Беатрис Вебб (Webb

S., Webb B. Soviet Communism: A New Civilization? New York: C.Scribner’s Sons, 1936. Vol.1. xix, 528 pp.; Vol.2. x, p.529-1174.) –
Вебб С., Вебб Б. Советский коммунизм – новая цивилизация? В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1937.
Российские поиски Советский периодДо 1969 г. Встречается редкое и неспецифическое использование термина «политическая культура».Показательный пример:Перевод книги Сиднея

Слайд 55Российские поиски Советский период
Webb S., Webb B. Soviet Communism: A New

Civilization? New York: C.Scribner’s Sons, 1936. In 2 vols.
“Political

Culture”

Вебб С., Вебб Б. Советский коммунизм – новая цивилизация? В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1937.

«Политическое просвещение»

Российские поиски Советский периодWebb S., Webb B. Soviet Communism: A New Civilization? New York: C.Scribner’s Sons, 1936.

Слайд 56Российские поиски Советский период
Каленский В.Г. Политическая наука в США: Критика буржуазных

концепций власти. М.: Юрид. лит., 1969.
Бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство. Политика.

М.: Наука, 1970.
Федосеев А.А. Доктрина "политической социализации" в буржуазной социологии // Проблемы борьбы против буржуазной идеологии. Вып.1 /Отв. ред. Н.М.Кейзеров. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.
Дмитриев А.В., Ширяев Б.А., Федосеев А.А. Проблема социализации в американской политической науке // Человек и общество: Ученые записки НИИКСИ ЛГУ. Вып.9. Проблемы социализации индивида / Под общ. ред. Б.Г.Ананьева и Л.И.Спиридонова. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.
Российские поиски Советский периодКаленский В.Г. Политическая наука в США: Критика буржуазных концепций власти. М.: Юрид. лит., 1969.Бурлацкий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика