Слайд 1Модуль 6
Цена, качество, бюджет фирмы
6. 1 Цены и ценообразование на
предприятии
6. 2 Качество продукции
6.3 Финансовая стратегия предприятия
Слайд 26.1 Цены и ценообразование на предприятии
Выполнил Ушканов Алексей
Слайд 3Содержание
6.1.1 Понятие цены
6.1.2 Методы ценообразования
6.1.3 Ценовая система
6.1.4 Ценовые стратегии
6.1.5 Зарубежный
опыт ценообразования
Слайд 46.1.1 Понятие цены
Цена — это денежное выражение
стоимости товара — продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество
(сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Основные элементы цены представлены в табл. 6.1.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.
Слайд 5
Формирование цен
Таблица 6.1.1
Слайд 66.1.2 Методы ценообразования
- способы формирования цен на товары и
услуги
Методы ценообразования
Затратные
Метод полных издержек
Метод стандартных издержек
Метод прямых издержек
Метод стандартных издержек
Параметрические
Метод
удельной цены
Метод баллов
Метод регрессии
Слайд 7Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и
реализации продукции, параметрические методы ценообразования — на учете технико-экономических параметров
товаров.
Ценовой метод полных издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия (табл. 6.2).
Слайд 8Формирование цен на основе всех затрат
Таблица 6.1.2
Слайд 9Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монополь-ному и сбыт
продукции практически гарантирован.
Ценовой метод стандартных издержек позволяет формировать цены на
основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных (табл. 6.1.3).
Слайд 10Формирование цен на основе стандартных издержек
«+» экономия, «-» перерасход
Таблица 6.1.3
Слайд 11Ценовой метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат,
дает возможность пофакторного их анализа.
Ценовой метод прямых издержек — способ
формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка. Данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (табл. 6.1.4).
Слайд 12Формирование цен методом прямых издержек
Таблица 6.1.4
Слайд 13Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов
продукции.
Метод стандартных прямых издержек совмещает преимущества методов стандартных и прямых
затрат.
Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям.
Слайд 14Формирование цен методом стандартных прямых издержек
Таблица 6.1.5
«+» экономия, «-» перерасход
Слайд 15Формирование цен на основе всех затрат
Таблица 6.1.6
Слайд 166.1.3 Ценовая система
Ценовая система — это единая упорядоченная совокупность
различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными
участниками национального и мирового рынков (рис. 6.1.1).
Слайд 17
Ценовая система
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания
Дифференциация цен по
степени участия государства в ценообразовании
Дифференциация цен по стадиям ценообразования
Дифференциация цен
по транспортной составляющей
Дифференциация цен по характеру ценовой информации
Оптовые цены на продукцию промышленности
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства
Цены на продукцию строительства
Тарифы грузового и пассажирского транспорта
Цены на потребительские товары
Тарифы на услуги
Внешнеторговые цены
Экспортные цены
Импортные цены
Оптовые цены изготовителя
Оптовые отпускные цены
Оптовые цены закупки
Розничные цены
Рыночные цены
Свободные цены
Монополь
ные цены
Демпинго
вые цены
Регулируемые цены
Фиксированные цены
Предельные цены
Цены франко-склад поставщика
Цены франко-станция отправления
Цены франко-вагон станция отравления
Цены франко-вагон станция назначения
Цены франко-склад потребителя
Ценовые индексы
Ценовой индивидуальный индекс
Ценовой сводный индекс
Цены фактических сделок
Твердые цены фактических сделок
Цены фактических сделок с последующей фиксацией
Подвижные (скользящие) цены фактических сделок
Аукционные цены
Биржевые цены
Справочные цены
Цены предложений
Цены прейскурантов
Слайд 19Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на
основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и довольно подробно
представлена на рис. 6.1.1.
Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании — характеризуется влиянием государства на ценовую политику.
Дифференциация цен по стадиям образования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю.
Слайд 20
Оптовые цены изготовителя формируются на стадии производства товара (услуги), носят
промежуточный характер, призваны компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство
и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.
Слайд 21
Методика расчета оптовой цены изготовителя
Условие. Определить свободную оптовую цену изготовителя
на товар, если себестоимость его выпуска — 8000 руб. за
единицу, планируемая производителем рентабельность — 20% к затратам.
Решение. Свободная оптовая цена изготовителя составляет: 8000 + (8000 • 20 : 100) = 9600 руб.
Слайд 22
Оптовые отпускные цены включают помимо цен изготовителя: косвенные налоги —
акциз и налог на добавленную стоимость.
Слайд 23
Методика расчета оптовой отпускной цен
Условие. Определить свободную оптовую цену товара,
если свободная отпускная цена изготовителя — 9600 руб. за единицу,
ставка акциза — 20%, ставка налога на добавленную стоимость — 20%.
Решение. Свободная отпускная цена товара без НДС (но с акцизом!) составляет 9600 : (100% - 20%) • 100% = 12 000 руб.
Свободная оптовая отпускная цена того же товара с налогом на добавленную стоимость составляет:
12 000 + (12 000 • 0,2) = 14 400 руб.
Слайд 24Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества и включают посреднические
надбавки (скидки).
Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки.
По первому
варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника).
По второму варианту оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, ее составляющих (см. пример).
Слайд 25Условие. Определить свободную оптовую цену закупки, если свободная отпускная цена
— 14 400 руб., издержки обращения посредника — 1400 руб.
на единицу товара, планируемая посредником рентабельность — 30%, налог на добавленную стоимость для посредника — 16,5%.
Решение. Сначала определяется прибыль посредника: 1400 • 0,3 = 420 руб. Учитывая, что в надбавке налог на добавленную стоимость составляет 16,5%, а издержки обращения с прибылью соответственно — 83,5% (100 - 16,5), то величина посреднической надбавки составляет 2180 руб.
(1400 + 420) : 83,5 • 100. Тогда минимальная свободная оптовая цена закупки составляет (14 400 + 2180) = 16 580 руб.
Слайд 26Цены розничные формируются в сфере розничной торговли.
Помимо оптовых цен
закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые
условия для прибыльной работы розничной торговли.
Слайд 27
Методика расчета розничной цены
Условие. Определить розничную цену товара, если оптовая
цена закупки составляет 16 580 руб. за единицу товара, а
планируемая магазином торговая надбавка — 25%.
Решение. Розничная цена составляет:
16 580 + (16 580 • 25 : 100) = 20 725 руб.
Слайд 28
Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка
оплаты транспортных расходов.
«Франко» означает, до какого пункта на пути
продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
Таблица 6.1.8
Виды транспортных расходов, включаемых в цену продукции
Слайд 30Из данных табл. 6.1.8 видна роль географического, транспортного фактора формирования
цен.
Дифференциация цен по характеру ценовой информации основана на учете специфики
этой информации (табл. 6.1.9).
Слайд 31 Таблица 6.1.9
Дифференциация цен по характеру ценовой информации
Слайд 336.1.4 Ценовые стратегии
Ценовые стратегии — обоснованный выбор из нескольких
вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной)
прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода (рис. 6.1.2).
Слайд 34
Рис. 6.1.2. Система ценовых стратегий
Ценовые стратегии
Стратегии дифференцированного ценообразования
Стратегия конкурентного ценообразования
Стратегия
ассортиментного ценообразования
Ценовая стратегия скидки на втором рынке
Ценовая стратегия периодической скидки
Ценовая
стратегия «случайной» скидки
Ценовая стратегия проникновения на рынок
Ценовая стратегия по «кривой» освоения
Ценовая стратегия сигнализирования
Ценовая стратегия «набор»
Ценовая стратегия «комплект»
Ценовая стратегия «выше номинала»
Ценовая стратегия «имидж»
Ценовая географическая стратегия
Слайд 35Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи
одного и того же товара по нескольким ценам.
Стратегии конкурентного ценообразования
строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.
Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
Ценовой стратегический выбор — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы (табл. 6.10).
Таблица 6.10
Взаимосвязь целей формы, характеристик покупателей
и стратегий ценообразования
Слайд 376.1.5 Зарубежный опыт ценообразования
Зарубежные специалисты выделяют два основных этапа ценообразовательного
процесса на предприятии.
Этап первый. Определение базовой цены, т.е. цены без
скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных композитов и др.
Этап второй. Определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и пр.
Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом.
Таблица 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.11
Методы определения базовой цены
Продолжение таблицы 6.1.11
Методы определения базовой цены
Слайд 466.2 Качество продукции
Выполнил Захаров Роман
Слайд 47Содержание:
6.2.1 Качество продукции
6.2.2 Политика предприятия в области качества. Система качеств
6.2.3
Сертификация продукции
Слайд 48Качество продукции
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79).
Согласно международному стандарту ИСО 8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как характеристика - свойство - качество.
Слайд 49Характеристика
Характеристика - это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в
виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.
Слайд 50Свойство продукции
Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может
проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции выражаются
показателями качества, Т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, образующих качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Слайд 51Различают следующие показатели качества (рисунок 6.2.1)
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции
к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер,
область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Классификация оценочных показателей представлена на рис. 6.2.2.
Слайд 54Политика предприятия в области качества. Система качества
Политика в области качества
– это основные направления и цели организации в области качества,
официально сформулированные и документально оформленные высшим руководством в виде системы качества. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 6.2.3)
Слайд 56Обеспечение качества
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды
деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если
это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.
Слайд 57Управление качеством
Управление качеством - методы и виды деятельности
оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству и направленные
как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для досстижения экономической эффективности.
Слайд 58Улучшение качества
Улучшение качества - мероприятия, проводимые для повышения эффективности и
результативности деятельности и процессов в целях получения выгоды как для
организации, так и для ее потребителей.
Слайд 59Система качества
Система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов
и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Слайд 61Особенности управления качеством продукции
Слайд 62Борьба за качество продукции в настоящее время привела к сближению
уровней качества, достигнутых различными странами, этому способствовала выработка единых подхоодов
- принципов всеобщего управления качеством (ТQМ).
Слайд 63Сертификация продукции
Сертификация - это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона
дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным
требованиям (ИСО/МЭК 2).
Слайд 64Сертификация продукции
Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции
установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Слайд 65Схемы сертификации
Схемы сертификации - совокупность и последовательность отдельных операций,
выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия установленным требованиям.
Слайд 66Схема сертификации
Схемы, применяемые в Российской Федерации, приведены в документе «Порядок
проведения сертификации в Российской Федерации». Схемы 1-8 приняты в зарубежной
и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1 а, 2а, За, 4а, 9а, 10а применяют вместо соответствующих схем 1, 2, З, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности при производстве данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик и необходимым условием является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств). Схемы 9, 9а, 10 и 10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятой ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Слайд 67Процедуры схем сертификации, выполняемые при подтверждении соответствия, представлены на рисунке
Слайд 68Типовая последовательность работ по сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ-Р
представлена на рисунке
Слайд 696.3 Финансовая стратегия предприятия
Выполнил Савенков Виталий
Слайд 70Содержание
6.3.1. Бюджет предприятия
6.3.2. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
6.3.3. Определение точки
безубыточности
Слайд 716.3.1. Бюджет предприятия
Бюджетирование - это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем
составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в
целях определения их финансовых затрат и результатов.
Бюджет — это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджеты имеют множество видов и форм, однако наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов. Процесс формирования общего бюджета представлен на рис6.3. 1.
Слайд 72Рис. 6.3.1. Процесс формирования общего бюджета
Слайд 73Общий (основной) бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и
функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов
и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования (рис. 6.3.2).
Операционный бюджет - это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием.
Слайд 74Операционный бюджет
бюджет продаж
бюджет производства
бюджет закупки и использования сырья
и материалов
бюджет по труду
бюджет общецеховых расходов
бюджет цеховой себестоимости
бюджет общепроизводственных расходов
бюджет
производственной себестоимости
бюджет коммерческих расходов
бюджет управленческих расходов
бюджет полной себестоимости
бюджет по прибылям и убыткам
Слайд 76Финансовый бюджет
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем
и структура средств и планируемые направления их использования. Он включает:
бюджет движения денежных средств
бюджет капитальных вложений
бюджетный баланс.
Более подробно упрощенная схема составления финансового бюджета представлена на рис. 6.3.3.
Слайд 77Рис. 6.3.3. Упрощенная схема составления финансового бюджета
Слайд 786.3.2. Безубыточность работы предприятия.
Точка безубыточности
Точка безубыточности — это такой
объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат
и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.
Слайд 79Критический (пороговый) объем реализации = Постоянные расходы на объем реализации
(шт.) / (Цена — средние переменные затраты на единицу продукции).
Порог
рентабельности (руб.) = Критический объем реализации (шт.) * Цена.
Запас финансовой прочности (руб.) = Выручка от реализации (руб.) — Порог рентабельности (руб.).
Маржа безопасности (шт.) = Объем реализации (шт.) - Критический объем реализации (шт.).
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
Слайд 80Исходные данные для расчета точки безубыточности
Критический (пороговый) объем реализации =
100 млн руб. / (386 - 251) тыс. руб./ шт.
= 740 шт.
Порог рентабельности = 740 шт. * 386 тыс. руб./шт. = 285,7 млн руб.
Запас финансовой прочности = 386 млн руб. - 285,7 млн руб.= =100,3 млн руб.
Маржа безопасности = 1000 шт. - 740 шт. = 260 шт.
Слайд 81Рис. 6.3.4. Определение точки безубыточности
Порог рентабельности — это такая
выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков,
но еще и не получает прибыли.
Запас финансовой прочности — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
Резюме: запас финансовой прочности у предприятия с меньшей долей постоянных расходов выше, чем у предприятия с большой долей постоянных расходов
Выручка от реализации (в млн руб.)