Слайд 1Понятие девиации. Виды девиации. Формы медико-социальной работы с подростками девиантного
поведения.
Профилактика аддиктивного поведения.
Слайд 2Девиантное (отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по
своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном
обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов
Слайд 3Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица,
коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому
девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя других людей и общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.
Слайд 4В зависимости от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два
типа девиантного поведения:
1. Личность заботится об установлении и сохранении отношений
с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп.
Слайд 52. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случаях она
может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по
отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии стало причиной девиантности множества людей.
Слайд 6Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение
человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной
лестнице и т. п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации.
Классификация девиантного поведения в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения:
Слайд 7Инновационное поведение, с одной стороны, означает согласие с целями своей
жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны,
не следует общественно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п.
Слайд 8Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты
— бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики,
работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.
Слайд 9Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при
котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства,
время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п.
Слайд 10Революция (бунт) — это форма девиантного поведения, которая не только
отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их
новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.
Слайд 11Формы медико-социальной работы с подростками девиантного поведения.
вовлечение подростков в различные
формы досуговой деятельности;
создание условий для их самовыражения, саморазвитие
создание условий для
организации совместного досуга детей и родителей;
совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи поселка Загорск, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.
Слайд 12Профилактика аддиктивного поведения в России осуществляется разными федеральными структурами (ФСКН,
Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития) и
другими организациями, каждая из которых имеет собственное видение цели, задач и реального участия.
Слайд 13Деятельность данных структур является недостаточно скоординированной в связи с отсутствием
единого государственного подхода, что препятствует повышению эффективности проводимых профилактических воздействий.
Особенности организации финансирования профилактических служб в этих структурах пока не позволяют проводить профилактических вмешательств всех четырех указанных выше видов на трех уровнях (семья, школа, местожительства).
Слайд 14Возникающие в результате этого дефекты профилактики приводят к развитию новых
случаев развития зависимости от психоактивных веществ, необходимости их лечения и
реабилитации, что достаточно дорого стоит государству.
Слайд 15Профилактика аддиктивного поведения тесно связана с лечением и реабилитацией лиц,
зависимых от психоактивных веществ. Сравнение деятельности профилактических служб, организаций, осуществляющих
лечение больных свидетельствует о явном перекосе в финансировании деятельности структур, осуществляющих лечение и имеющих низкую эффективность, по сравнению с финансированием и структурой организации профилактических служб. Лечить гораздо дороже, чем предупреждать развитие болезни. Необходимо резко повысить приоритет профилактической деятельности и обеспечить её профессионально подготовленными кадрами.