Слайд 1@Ногина О.А., 2009
Понятие дохода бюджета
доходы бюджета - поступающие в бюджет
денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета;
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации,
законодательством о налогах и сборах и
законодательством об иных обязательных платежах.
Слайд 2@Ногина О.А., 2009
Формирование доходов
Доходы от:
федеральных налогов и сборов,
региональных налогов
местных
налогов,
страховых взносов на обязательное социальное страхование,
иных обязательных платежей,
других
поступлений,
зачисляются на счета органов Федерального казначейства
Слайд 3@Ногина О.А., 2009
Формирование доходов
Органы Федерального казначейства:
осуществляют учет доходов,
их распределение
между бюджетами
перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные
средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Слайд 4ПИСЬМО МФ РФ
от 20 сентября 2011 г. N 02-03-09/4192
по
мнению Министерства финансов, после списания в установленном порядке средств с
единого счета федерального бюджета в счет оплаты выполненных работ по государственным контрактам, заключенным организацией, и их зачисления на счет организации указанные средства теряют статус средств федерального бюджета и в полном объеме становятся средствами организации.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 5@Ногина О.А., 2009
Виды доходов бюджетов
Налоговые
Неналоговые
Безвозмездные поступления
Слайд 6@Ногина О.А., 2009
Налоговые доходы
Доходы в сумме:
федеральных налогов и сборов,
налогов,предусмотренных
специальными налоговыми режимами
региональных налогов
местных налогов,
пеней
штрафов
Слайд 7@Ногина О.А., 2009
Конституционный Суд РФ о налоговом платеже
Постановление Конституционного Суда
РФ от 17.12.96 № 20-П.
Налог - необходимое условие существования государства,
поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поэтому взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности каждого.
Слайд 8@Ногина О.А., 2009
Понятие и признаки налога
ст.8 НК РФ
Налог -
обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств
в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Слайд 9@Ногина О.А., 2009
Признаки налога
обязательность
публичная цель взимания налога
имущественный характер налога
денежная форма
индивидуальная безвозмездность налога
добровольность уплаты налога
универсальный элементный состав
Слайд 10@Ногина О.А., 2009
Элементный состав налога
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.97
№3-П
по делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от
28.02.95 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»
Обязательные элементы каждого налога должны быть не просто перечислены в законе, а определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить
Слайд 11@Ногина О.А., 2009
Элементный состав налога
Ст.17 НК РФ:
Обязательные элементы налога:
объект
налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Факультативные
элементы налога : налоговые льготы
Налоговая отчетность: обязательный элемент закона о налоге для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
для физических лиц – только в отношении определенных категорий физических лиц.
Слайд 12@Ногина О.А., 2009
Элементный состав налога
Элементы юридического состава налога можно определить
как законодательно формализованные пространственно-временные, физические, стоимостные, фактические и иные характеристики
объектов материального мира, а также порядок исчисления, документальной фиксации и внесения лицом конкретной суммы налога.
Слайд 13@Ногина О.А., 2009
Объект налогообложения
ст.38 НК РФ
Объектами налогообложения могут являться:
операции по реализации
товаров (работ, услуг),
имущество,
прибыль,
доход,
расход
Иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную
или физическую характеристики,
с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Слайд 14@Ногина О.А., 2009
Объект налогообложения
Два основополагающих обстоятельства:
1) наличие количественной, стоимостной или иной
физической характеристики (стоимость в рублях, количество лошадиных сил, объем партии
товаров в штуках и т.п.), позволяющей количественно выразить тот или иной предмет материального мира, которым обладает лицо (имущество, доход и т.д.) либо дать количественную оценку последствиям действий лица (совершения оборота по реализации, ввоза товара и т.д.);
2) наличие обязательных юридически значимых последствий в виде возникновения законодательно установленной обязанности по уплате налога.
Объект налогообложения – это юридический факт (событие, действие, состояние) или совокупность юридических фактов (юридический состав), которые влекут возникновение у лица обязанности по уплате налога.
предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира (земельный участок, квартира, транспортные средства, товар, деньги и т.д.), которые характеризуются фактическими, а не юридическими, признаками (размером, объемом и т.п.).
Слайд 15@Ногина О.А., 2009
Объект налогообложения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N
451-О
налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты
налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства:
по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением,
а по транспортному налогу - физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования.
Слайд 16@Ногина О.А., 2009
Налоговая база
Налоговая база тесно связана с объектом налогообложения,
но не совпадает с ним, поскольку представляет собой стоимостную, физическую
или иные характеристики объекта (ст.53 НК РФ).
Составляющие налоговой базы:
масштаб налога;
единицу налога (единицу налогообложения);
методы учета налоговой базы;
порядок исчисления налоговой базы;
налоговые вычеты при формировании налоговой базы
Слайд 17@Ногина О.А., 2009
Налоговая ставка
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы
Классификация налоговых ставок:
По способу
установления начислений на единицу налоговой базы (твердые (специфические), процентные (адвалорные) ставки).
По изменению размера ставки в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы: равные налоговые ставки (плоская шкала), пропорциональные налоговые ставки, прогрессивные налоговые ставки, регрессивные налоговые ставки,
В зависимости от производности размера ставки от других ставок: абсолютные налоговые ставки; расчетные налоговые ставки; производные ставки.
В зависимости от экономического содержания ставок: фактическая ставка; экономическая ставка.
Слайд 18@Ногина О.А., 2009
Налоговый период
календарный год или иной период времени (месяц,
квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).
отчетные периоды (квартал или календарный месяц), по итогам которых происходит внесение авансовых налоговых платежей и предоставление отчетности.
право установления отчетного периода по региональному или местному налогу может быть делегировано законодательным органам субъектов РФ или представительным органам муниципального образования (например, п.3 ст.379 НК РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. № 200-О
Слайд 19@Ногина О.А., 2009
Порядок исчисления налога
Обязанность по исчислению налога возлагается
на:
налогоплательщика
налогового агента
налоговый орган
кумулятивная система, когда налог рассчитывается нарастающим итогом
исходя из расчета налоговой базы, определенной с начала налогового периода (например, с начала календарного года), с последующим зачетом уже уплаченных в течение налогового периода сумм авансовых платежей по налогу,
некумулятивная система, в которой ставка налога применяется к налоговой базе отчетного периода без учета результатов предыдущих налоговых периодов
Слайд 20@Ногина О.А., 2009
Порядок и сроки уплаты налогов
Порядок уплаты налога
– это совокупность установленных налоговым законодательством способов и приемов внесения
суммы налога в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд
Распределение частей налогового платежа во времени Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством (п. 1 ст. 58 НК РФ).
Документальное основание уплаты налога (налоговая декларация или налоговое уведомление)
Место уплаты налога.
Назначение платежа
Форма налогового платежа
Слайд 21@Ногина О.А., 2009
Срок уплаты налога
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется)
налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
Установить срок
для уплаты налога означает определить момент или промежуток времени, в пределах которого действия лица по внесению суммы налогового платежа в бюджет признаются законодателем надлежащим исполнением налоговой обязанности
Изменение срока (предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита)
– на основании решения налогового органа в порядке главы 9 НК РФ.
Слайд 22@Ногина О.А., 2009
Срок уплаты налога
Сроки уплаты налогов и сборов могут
определяться различным образом (п. 3 ст. 57, ч. 8 ст. 6.1 НК РФ).
календарной датой.
истечением периода времени, исчисляемого
годами, кварталами, месяцами, неделями или днями с момента совершения какого-либо действия или наступления события
указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено
ст.6.1 НК РФ – порядок исчисления сроков
Слайд 23@Ногина О.А., 2009
Налоговые льготы
п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам (или
налоговыми льготами) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы не могут устанавливаться в зависимости от:
формы собственности,
гражданства физических лиц
места происхождения капитала (п.2 ст.3 НК РФ).
Кроме того, запрещается установление льгот индивидуального характера
Слайд 24@Ногина О.А., 2009
Юридический состав
налоговой льготы
установление налоговых льгот
субъекты
налоговых льгот (категории налогоплательщиков)
основания налоговых льгот (юридические факты ли составы)
содержание
налоговой льготы (способ снижения размера налога)
порядок и условия применения налоговых льгот (сроки, документальное подтверждение и др.)
Слайд 25@Ногина О.А., 2009
Понятие сбора
Сбор - обязательный взнос,
взимаемый с организаций
и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)
Слайд 26@Ногина О.А., 2009
Признаки сбора
признаки, характерные и для налога, такие как:
обязательность сбора;
публичная цель его уплаты;
добровольность уплаты;
имущественный характер
сбора и
денежная форма сбора.
индивидуальной возмездности, которая заключается в том, что уплата сбора является одним из условий совершения в интересах именно конкретного плательщика сбора юридически значимых действий
отсутствие единого универсального состава элементов, установленного для всех разновидностей сборов
авансовый платеж
Слайд 27@Ногина О.А., 2009
Определение КС РФ от 10.12.2002г. №284-О «По запросу
Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства РФ «Об утверждении
Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ».
Конституционный Суд РФ, определяя указанную плату как неналоговый фискальный сбор, указывал на характеристики платежа, отличающие его от налога, такие как:
необходимость уплаты для получения права осуществлять хозяйственную деятельность;
индивидуально-возмездный и компенсационный характер;
определение размера платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление
Слайд 28Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1079-О-О
Налоги и сборы
как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу, что
предопределяет и различный подход к определению принципов и порядка их установления
из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции во взаимосвязи с ее статьями 114 и 115 следует, что при определенных условиях обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, могут быть предусмотрены не только федеральным законодателем, но и Правительством РФ, если соответствующие платежи не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство
Правительство РФ также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 29Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1079-О-О
единовременный сбор за
выдачу лицензии на приобретение оружия взимается за совершение юридически значимых
действий по оформлению права гражданина на приобретение оружия и обусловлен его свободным волеизъявлением; он имеет своим назначением компенсацию дополнительных затрат государства, произведенных в интересах плательщика, и, следовательно, не обладает признаком индивидуальной безвозмездности, характерным для налоговых обязательств. Напротив, его уплата является необходимым условием приобретения права на оружие и при соблюдении иных правил лицензирования, установленных Федеральным законом "Об оружии", возлагает на уполномоченные органы публичной власти обязанность выдать соответствующую лицензию в подтверждение приобретенного права.
Таким образом, единовременный сбор за выдачу лицензии на приобретение оружия носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей юридической природе является фискальным сбором, а следовательно, федеральный законодатель вправе установить его как в Налоговом кодексе, так и в Федеральном законе "Об оружии", который, будучи специальным законом, регулирует общественные отношения по поводу оборота оружия, определяющие объект соответствующего фискального платежа.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 30@Ногина О.А., 2009
Система налогов и сборов
Федеральными налогами и сборами признаются
налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к
уплате на всей территории Российской Федерации
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (в Москве и Санкт-Петербурге – законами указанных субъектов РФ) и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований
Слайд 31@Ногина О.А., 2009
Налоговая компетенция Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований
Налоговый кодекс разделяет понятия
«установление налога»,
«введение налога»,
«прекращение действия
налога» и
«отмена налога».
Слайд 32@Ногина О.А., 2009
Компетенция субъектов РФ и муниципальных образований
Минимальная и максимальная
налоговая ставка,
порядок исчисления региональных или местных налогов
налоговые льготы
по региональным или местным налогам
В Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги регулируются законами субъектов РФ
Слайд 33@Ногина О.А., 2009
Система налогов и сборов
Федеральные налоги и сборы (ст.13
НК РФ):
1. Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ).
2. Акцизы (глава
22 НК РФ).
3. Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ).
4. Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ).
5. Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ).
6. Водный налог (глава 25.2 НК РФ).
7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ).
8. Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) (ст.14 НК РФ):
1. Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).
2. Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ).
3. Транспортный налог (глава 28 НК РФ).
Местные налоги (ст.15 НК РФ):
1. Земельный налог (глава 31 НК РФ).
2. Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2004-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
Слайд 34@Ногина О.А., 2009
Общий и специальные режимы налогообложения
Общим налоговым режимом с
правовой точки зрения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих возникновение,
изменение или прекращение налоговых обязанностей лиц на основе установленных элементных составов конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Специальный налоговый режим можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих такое изменение общего порядка возникновения, исполнения и прекращения лицом своих налоговых обязанностей, которое приводит к значительному упрощению указанного общего порядка, в том числе путем замены целой совокупности обязанностей по уплате ряда налогов обязанностью по уплате единого платежа, к уменьшению размера налоговых изъятий, а также к полному или частичному освобождению от уплаты налогов и сборов.
Слайд 35@Ногина О.А., 2009
Специальные налоговые режимы
Статья 18 НК РФ - закрытый перечень специальных
налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
- глава 26.1 НК РФ;
2) упрощенная система налогообложения - глава 26.2 НК РФ;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - глава 26.3 НК РФ;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - глава 26.4 НК РФ
5) патентная система налогообложения – глава 26.5 НК РФ
В прежней редакции ст.18 НК РФ к числу специальных налоговых режимов был отнесен режим свободных экономических зон, который в новой редакции ст.18 НК РФ не признается в качестве такового.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать правовой режим налогообложения в свободной экономической зоне лишь как совокупность налоговых льгот (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года № 78-Г03-3).
Слайд 36@Ногина О.А., 2009
Компетенция
Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ст.71) и Налоговому
кодексу РФ (п.2 ст.1, ст.12, ст.13) к исключительному ведению Российской
Федерации относится:
1) установление единого исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ;
2) деление налогов и сборов на виды: федеральные, региональные и местные;
3) полное (исчерпывающее) регулирование федеральных налогов и сборов;
4) отмена федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
5) установление оснований возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
6) определение прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
7) установление форм и методов налогового контроля;
8) установление ответственности за совершение налоговых правонарушений
Слайд 37@Ногина О.А., 2009
Компетенция субъектов РФ и муниципальных образований
Установление налоговых ставок
по региональным или местным налогам,
Установление порядка и сроков уплаты
региональных или местных налогов
если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ
Иные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются НК РФ.
Установление налоговых льгот по региональным или местным налогам
В Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги регулируются законами субъектов РФ
Слайд 38@Ногина О.А., 2009
Неналоговые доходы
Неналоговые доходы
бюджетов
Слайд 39@Ногина О.А., 2009
Доходы государства и МО от участия
в гражданском
обороте (ст.41 БК РФ)
доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Слайд 40@Ногина О.А., 2009
Доходы от использования имущества (ст.42 БК РФ)
арендной либо
иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального
имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке и в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными кредитами;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ,
или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие доходы от использования имущества, за исключением бюджетных и автономных учреждений
Слайд 41ПИСЬМО МФ РФ
от 30 августа 2012 г. N 03-03-06/4/91
Дивиденды по
акциям, долям хозяйственных обществ, находящимся в собственности Российской Федерации или
субъектов Российской Федерации и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, не являются доходами, подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций, в силу того что указанные публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
@Ногина О.А., 2009
Слайд 42@Ногина О.А., 2009
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета
Пункт 5 статьи 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Слайд 43@Ногина О.А., 2009
Бюджетное учреждение
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются
автономные,
бюджетные и
казенные
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Слайд 44@Ногина О.А., 2009
Бюджетное учреждение
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным
учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Бюджетное учреждение осуществляет
операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Слайд 45@Ногина О.А., 2009
Автономное учреждение
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность
лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно
создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Слайд 46@Ногина О.А., 2009
Казенное учреждение
казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее
оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных
(муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления,
финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы
Слайд 47@Ногина О.А., 2009
Доходы государства и МО от участия
в гражданском
обороте (ст.41 БК РФ)
доходы от продажи имущества (кроме акций и
иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных и бюджетных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями – с 1.01.2012
Слайд 48@Ногина О.А., 2009
Доходы государства и МО от участия
в гражданском
обороте (ст.41 БК РФ)
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями
– с 1.01.2012
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета
Слайд 49@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(ст.46 БК РФ)
Общее правило
за нарушение
законодательства
Российской Федерации –
в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100%.
Слайд 50Постановление ФАС Уральского округа от 06.08.2009
N Ф09-5588/09-С4
Суд удовлетворил требование
Управления Росприроднадзора по субъекту РФ о взыскании с организации в
бюджет муниципального образования ущерба, причиненного водохранилищу, указав, что в соответствии со статьей 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 51@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
За нарушение бюджетного законодательства РФ:
в
части федерального бюджета – 100% в ФБ
в части бюджетов
субъектов Российской Федерации - в бюджеты соответствующих субъектов РФ по нормативу 100%
в части бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – 100% в соответствующие местные бюджеты
Слайд 52@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(особый порядок распределения)
За административные правонарушения
в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП:
в федеральный бюджет -
по нормативу 50%
в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - по нормативу 50%
Слайд 53@Ногина О.А., 2009
Налоговые штрафы
Штраф, исчисляемый исходя из сумм налогов (сборов),
в
бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным применительно
к соответствующим налогам (сборам);
Штраф, предусмотренных статьями 116, 117 и 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК:
в федеральный бюджет - по нормативу 50%;
в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - по нормативу 50%;
Штраф по ст.129.2 НК
в бюджеты субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, по нормативу 100%
Слайд 54@Ногина О.А., 2009
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 26.10.2005 N 39-Г05-6
Заявление
прокурора о признании недействующей части 2 статьи 76 Закона Курской
области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" удовлетворено правомерно, поскольку субъект РФ не вправе изменять установленный федеральным законодательством порядок распределения административных штрафов, подлежащих зачислению в местные бюджеты.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно указал на то, что Закон Курской области, оспариваемой нормой которого установлено зачисление штрафов в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, то есть предусмотрен иной порядок зачисления штрафов в местные бюджеты, прямо противоречит нормам федерального законодательства и в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
Слайд 55@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(особый порядок распределения)
за нарушение законодательства
РФ
об основах конституционного строя Российской Федерации,
о государственных символах
Российской Федерации,
государственных наградах,
гражданстве Российской Федерации,
о государственной службе Российской Федерации,
о выборах и референдумах Российской Федерации,
о внешней политике и международных отношениях,
о военном и чрезвычайном положении,
об обороне и безопасности государства,
о воинской обязанности и военной службе,
о Государственной границе Российской Федерации,
об исполнительном производстве и др.
в федеральный бюджет - по нормативу 100%
Слайд 56@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(особый порядок распределения)
за нарушение лесного
или водного законодательства, установленное на лесных (водных) участках, находящихся в
федеральной собственности – 100% в ФБ,
в собственности субъектов РФ – 100% в БС
в муниципальной собственности, - 100% в МБ
Слайд 57@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(особый порядок распределения)
за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа:
в федеральный
бюджет - по нормативу 40%
в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение - по нормативу 60%
Слайд 58@Ногина О.А., 2009
Штрафы как неналоговые доходы
(особый порядок распределения)
за нарушение законодательства
о государственных внебюджетных фондах
в части бюджетов ГВФ - в бюджеты
соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100%
Нарушение законодательства об уплате страховых взносов
в бюджет Пенсионного фонда РФ - по нормативу 83%
в бюджет Федерального фонда ОМС - по нормативу 17%
Слайд 59@Ногина О.А., 2009
Конфискации, компенсации
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в
принудительном порядке изымаемые в доход РФ, субъектов РФ, МО, ГВФ,
в соответствии с законодательством и решениями судов:
в соответствующие бюджеты бюджетной системы - по нормативу 100%
Суммы от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%.
Слайд 60@Ногина О.А., 2009
Средства самообложения граждан
Разовые платежи граждан, осуществляемые для решения
конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан
устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Ст.56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Слайд 61@Ногина О.А., 2009
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты
дотации из других бюджетов бюджетной системы;
субсидии
из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета
и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы;
Безвозмездные поступления
от физических и юридических лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств,
в том числе добровольные пожертвования.
Слайд 62@Ногина О.А., 2009
Статья 47 БК
Собственные доходы бюджетов
налоговые доходы, зачисляемые
в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и
законодательством о налогах и сборах;
неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений
Не относятся:
субвенции
Слайд 63@Ногина О.А., 2009
Распределение налоговых платежей между уровнями бюджетной системы
(примеры)
Слайд 64@Ногина О.А., 2009
Распределение доходов
Федерального бюджета
Статья 50 БК
Налоговые доходы федерального
бюджета
Статья 51 БК
Неналоговые доходы федерального бюджета
Приложение к закону о
федеральном бюджете на очередной год и плановый период
Слайд 65@Ногина О.А., 2009
Распределение доходов
бюджетов субъектов РФ
Законом субъекта РФ (за
исключением закона о бюджете субъекта РФ или иного закона на
ограниченный срок действия) могут быть установлены:
единые для всех поселений субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ;
единые для всех муниципальных районов нормативы отчислений
Нормативы отчислений в бюджеты городских округов устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов субъекта РФ
Слайд 66@Ногина О.А., 2009
Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений
от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты
Законом
субъекта РФ о бюджете, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.
Законом субъекта РФ представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов РФ.
Слайд 67@Ногина О.А., 2009
Налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований
Муниципальным правовым актом
представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального
района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района
Статья 61.1. Налоговые доходы муниципальных районов
Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов
Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
Слайд 68@Ногина О.А., 2009
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Российской Федерации -
группировка доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой
для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы, осуществляются Министерством финансов РФ.
Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н
"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
Слайд 69@Ногина О.А., 2009
Состав бюджетной классификации
Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов
бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций
сектора государственного управления).
Слайд 71@Ногина О.А., 2009
Примеры
182 Федеральная налоговая служба
Налог на прибыль организаций
182 1
01 01000 00 0000 110
Налог на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
182 1 03 01000 01 0000 110
Слайд 72@Ногина О.А., 2009
Код бюджетной
классификации доходов - КБК
Структура 20значного кода
классификации доходов бюджетов представлена
в виде 4 составных частей:
1. Главный
администратор доходов бюджета;
2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
3. Подвид доходов;
4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Слайд 73@Ногина О.А., 2009
Администратор доходов бюджета
Администратор доходов бюджета:
орган государственной власти (государственный
орган),
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
орган управления государственным
внебюджетным фондом,
Центральный банк Российской Федерации,
Казенное учреждение,
главный администратор доходов бюджета
определенный законом (решением) о бюджете
орган государственной власти (государственный орган),
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным фондом,
Центральный банк Российской Федерации,
иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Кодексом;
Слайд 74@Ногина О.А., 2009
Администратор доходов бюджета
Администратор обладает бюджетными полномочиями (ст.160.1):
учет и
контроль;
взыскание задолженности;
решение о возврате излишне уплаченных, а также процентов и
представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата;
решение о зачете (уточнении) платежей представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
бюджетную отчетность
Главный администратор (ст.160.1):
перечень подотчетных ему администраторов;
сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
сведения для кассового плана;
бюджетную отчетность главного администратора
Слайд 75@Ногина О.А., 2009
Администратор доходов бюджета
Закрепление доходов за главными администраторами осуществляется
законом о бюджете и приказом МФ
По доходам федерального бюджета, администрируемым
органами государственной власти субъектов РФ, код главного администратора доходов 888
По переданным полномочиям РФ - код федерального органа государственной власти, уполномоченного на передачу полномочий РФ.
Слайд 76@Ногина О.А., 2009
Администратор доходов бюджета
Субъекты РФ и МО устанавливают коды
главных администраторов по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ
или МО
Органы государственной власти субъекта не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадающие с кодами главных администраторов доходов бюджета субъекта, установленными нормативными правовыми актами РФ.
Слайд 77@Ногина О.А., 2009
Код вида доходов
группу - (4 разряд);
подгруппу - (5
- 6 разряды);
статью - (7 - 8 разряды);
подстатью - (9
- 11 разряды);
элемент - (12 - 13 разряды).
Слайд 78@Ногина О.А., 2009
Группы и подгруппы
группы:
1 00 00000 00 - налоговые
и неналоговые доходы;
2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
3 00
00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Группу 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы" детализируют подгруппы:
1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;
1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;
1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), 1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые 1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;
1 06 00000 00 - налоги на имущество;
1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
1 08 00000 00 - государственная пошлина;
1 09 00000 00 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;
Слайд 79@Ногина О.А., 2009
Группы и подгруппы
Группу 2 00 00000 00 "Безвозмездные
поступления" детализируют подгруппы:
2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от
нерезидентов;
2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления;
2 08 00000 00 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей,
Группу 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" детализируют следующие подгруппы:
3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Слайд 80@Ногина О.А., 2009
Элемент доходов
Код элемента доходов для налоговых доходов соответствует
бюджету бюджетной системы
01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта
Российской Федерации;
03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
04 - бюджет городского округа;
05 - бюджет муниципального района;
06 - бюджет Пенсионного фонда;
07 - бюджет Фонда социального страхования
08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
10 - бюджет поселения.
Слайд 81@Ногина О.А., 2009
Подвид доходов
1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и
задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
2000 -
пени и проценты по соответствующему платежу;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов)
Классификация операций сектора государственного управления
110 - налоговые доходы;
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - поступления от международных финансовых организаций;