Слайд 1
Информационные технологии в юридической деятельности
Раздел 2:Основные закономерности функционирования информационных процессов
в правовой сфере
Лекция 11: Информационные процессы и системы в правовой
сфере
Слайд 2
1. Понятие правовой информатизации
Правовая информатизация - организованные процессы создания
оптимальных условий удовлетворения информационно-правовых потребностей государства, общества и граждан на
основе эффективного использования правовой информации с помощью вычислительной техники (ЭВМ), телекоммуникационных средств и информационных технологий.
1.Создание оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей, направленных на использование правовой информации на основе применения компьютерной техники и информационных технологий.
Оптимальные (рациональные) условия – это соотношения минимально допустимых материальных затрат и максимально положительного эффекта результата информационного обеспечения юридической деятельности.
Слайд 32.Создание условий удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных органов, общественных структур и
граждан представляет собой сложную и многоуровневую систему действий, направленных на
реализацию информационных потребностей (интересов) государства, общества и личности в правовой сфере.
Такие интересы связаны с использованием правовой информации, которая позволяет ориентироваться в правовых жизненных ситуациях, непосредственно связанных с применением и использованием прав и обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах.
3.Существенное значение в понимании сущности правовой информатизации имеет такой ее признак, как техническая и технологическая основа удовлетворения информационных правовых потребностей. Такая основа складывается из совокупности действий, направленных на проектирование и эффективное применение автоматизированных информационных систем.
Названные системы наиболее эффективны в том случае, когда с их помощью обеспечивается автоматизация процесса удовлетворения информационных правовых интересов,
Слайд 4Правовая информатизация позволяет эффективнее использовать правовую информацию, что придает правовое
качество жизни граждан и деятельности организаций. Правовое качество жизни создает
ощущение правовой комфортности.
Это качество создается с помощью совершенствование деятельности государственных органов по созданию и реализации правовой информации на основе ИКТ.
Важный тезис для пониманию сущности правовой информатизации
Процесс удовлетворения названных потребностей в литературе принято называть информационным обеспечением юридической деятельности (процесс сложный и достаточно длительный)
Он включает в себя не только действия по планированию и созданию оптимальных организационно-технических условий удовлетворения информационных интересов (первая стадия информатизации), но и действий по непосредственному осуществлению таких потребностей, т.е. непосредственному созданию и использованию правовой информации (ресурсов) (вторая и основная стадия информатизации).
Слайд 52.Государственная политика правовой информатизации
Двуединая цель обусловлена актуальностью ИО и массовой
информатизацией, которые создали предпосылки создания действенных механизмов, которые позволят обеспечить
за счет использования ИКТ
повышения эффективности юридической деятельности
улучшение правового качества жизни личности, общества и государства
Названные главные цели правовой информатизации определяется единством информатизации правотворческой, правореализационной, в т.ч. судебной и правоохранительной (правоприменительной) деятельности.
Задачами правовой информатизации являются:
формирование и использования правовой информации (правовых ресурсов);
развитие индустрии правовой информатизации;
Слайд 6обеспечение использования общей информационно-коммуникационной инфраструктуры (технических средств, комплекса информационных технологий
и других необходимых компонентов единой инфраструктуры правовой информатизации);
поддержка развития
сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;
обеспечение информационной безопасности информационных процессов в правовой сфере;
международное сотрудничество в области формирования и использования правовой информации;
подготовка НПА и нормативной документации в области правовой информатизации.
Слайд 7Принципы правовой информатизации:
интеграции информационно-правовых систем;
единства информационно-телекоммуникационной среды (организационных, программно-технических, лингвистических,
технологических систем правовой информации, государственных и коммерческих сетей передачи данных
и др.);
открытость информационных систем, обеспечивающих объединение правовой информации;
достоверность эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов (Минюст РФ и ФСО РФ);
интерактивность доступа к интегрированным базам данных правовой информации;
защищенность правовой информации и информационной инфраструктуры.
Слайд 83.Понятие и основные положения правового мониторинга
Мониторинг – информационный процесс наблюдения
за деятельностью объектов и субъектов в различных областях человеческой деятельности,
их оценки и составления прогнозов их развития
Введение мониторинга является обязательной функцией субъекта управления любой системы (технической, биологической, общественной).
Целью Мониторинга – получение достоверной информации о любой системе.
Содержанием мониторинга является:
Наблюдение (сбор и обработка информации) и об объектах или субъектах наблюдения
Оценка информации,
Анализ и составление прогноза
.
Слайд 9В правовой сфере вопросам оценки эффективности реализации правовых норм уделялось
должное внимание еще с давних времен, хотя термин «правовой мониторинг»
был внесен в научный оборот только в конце 90-х гг. прошлого века.
Получение достоверной информации о правовой системе является одним из самых сложнейших конструктивных вопросов правового бытия, эта цель все же актуализируется на уровне государственной политики последнего времени.
К вопросу о понятии ПМ.
Правовой мониторинг в существующей действительности понимается как «мониторинг законодательства и правоприменительной практики»
Правовой мониторинг – деятельность органов государственной власти по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной правовой информации и практики ее реализации с целью повышения эффективности правовой системы.
Признаки:
Слайд 101. ПМ - деятельность по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной
правовой информации и практики ее использования (применения).
Наблюдение – деятельность по
сбору, изучению, обобщению информации о нормотворчестве и реализации нормативными правовыми актами, а также практики их реализации.
Оценка – аналитическая деятельность по проверке соответствия Конституции РФ и другим федеральным законам нормотворческой деятельности (мониторинг законодательства).
Оценка правовой информации также связана с проверкой соответствия результату правового регулирования (мониторинг правоприменительной деятельности)
Иначе говоря, оценка качества правовой информации и практике её применения
Совершенствование – деятельность по устранению дефектов (противоречий, коллизий и ошибок) правовой информации и правореализационной практики.
Объектом правового мониторинга является правовая информация и правоприменительная деятельность
Слайд 112. ПМ является официальной деятельностью государства по наблюдению за правотворческим
процессом и реализацией нормативного правого массива, а потому речь идет
о формировании одной из важных областей государственной правовой политики в части, связанной с созданием нормативной правовой информации и практики ее использования и применения.
Следовательно, субъектом ПМ является специально уполномоченные государственные органы (в данное время Министерство юстиции РФ)
3.Главной целью ПМ является повышение эффективности и устойчивости в развитии правовой системы.
объектом ПМ является только часть правовой системы, которая связана с нормативной правовой информацией и практикой его применения и от ее качества зависит устойчивость развития правовой системы в целом.
Слайд 12Эффективность правовой системы является наиболее обобщенным показателем качества правовой системы,
которое определяется таким измерителем, как индексирование (т.е. множество критериев и
показателей – количественного и качественного характера).
Виды ПМ:
1.Мониторинг формирования нормативной правовой информации (правотворчества).
2.Мониторинг реализации нормативной правовой информации в форме правоприменения в т.ч. правосудия и правоохранительной деятельности.
3. Мониторинг реализации нормативной правовой информации в форме исполнения и использования права.
Слайд 13Содержание ПМ определяется его целью и включает:
Сбор информации о качестве
нормативной правовой информации, ее оценка и анализ при принятии закона
(иного нормативного правового акта) в соответствующем органе государственной власти вплоть до момента его подписания и опубликования — ввода его в сферу правового регулирования;
Сбор, оценка и анализ информации о деятельности субъектов правоприменения (реализации) закона (подзаконного акта), в т.ч. правосудия и правоохранительной деятельности, в форме исполнения и в форме использования права;
Формирование индикаторов оценки соответствия закона тем условиям, которые вызвали его к жизни, и задачам регулирования конкретных социальных отношений;
получение экспертной оценки эффективности закона и правоприменительной практики органов государственной власти на определенный период;
формулирование выводов мониторинга о совершенствовании законодательства и практики его применения.
Слайд 14Основным условием и проблемой ПМ является выработка измерителей параметров качества
правовой системы в форме правотворчества и правоприменения (т.е.системы критериев и
показателей правовой системы).
Они необходимы для формализации всех видов ПИ и последующего использования в создании автоматизированного процесса ПМ.
Формирование различных критериев и показателей оценки качества объектов правового мониторинга непосредственно связано с индексированием правовой информации (188, 50).
Индексирование правовой информации – процедура преобразования в поисковый образ текстов и содержания правовой информации с помощью специального искусственного языка, основанного на использовании соответствующих правовых дескрипторов (ключевых слов и словосочетаний).
Слайд 15Информационно-поисковый язык дескрипторного типа – специальное поисковое лингвистическое средство использования
ключевых слов (дескрипторов) правового текста.
Специальный информационно-поисковый язык (ИПЯ) дескрипторного
типа обладает большим словарным составом, позволяющим наиболее полно выразить содержание нормативной правовой информации
Главная функция информационно-поискового языка:
формализация правовых текстов с помощью правовых тезаурусов (словарей) и правовых дескрипторов (ключевых слов и словосочетаний).
Формализация правовой информации с помощью такого языка необходима для того, чтобы ЭВМ смогла в автоматизированном режиме выбрать распознать и проанализировать необходимую для оценки правовую информацию. Причем, такая оценка, как уже подчеркивалось, требуется качественная (семантическая, т.е. отражающая смысловое значение правовой информации).
.
Слайд 16Правовой тезаурус – лексико-семантическая совокупность (словарь) ключевых слов, сгруппированных в
соответствии с общепринятой правовой понятийной классификацией.
Правовой дескриптор – ключевое правовое
слово или словосочетание (код), предназначенные для описания основного смысла правовой информации, позволяющие её найти и определить в автоматизированной информационной правовой системе.
Правовые дескрипторы активно используются в справочных правовых системах для поиска искомой правовой информации по ключевым словам и выражениям («собственность», «правонарушение», «налогообложение», «тайна», «банковский счет», «юридическое лицо» и т.д.).
Слайд 17Сбор исходных сведений о нормотворческих процессах, правоприменительной включает:
Доклады Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии и развитии законодательства;
Доклады
о деятельности Правительства Российской Федерации и ОГВ , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
Информационно-аналитические материалы, полученные из сети Интернет (сайты федеральных государственных органов и субъектов РФ, высших органов судебной власти органов, органов прокуратуры, Счетной платы и других контрольно-надзорных органов, Общественной палаты Российской Федерации и других общественных организаций);
Статистические сведения социально-экономического, демографического и правореализационного характера;
Рекомендации и обзоры научных учреждений, результаты социологических исследований, информация от граждан и общественности.