Разделы презентаций


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Тема ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Содержание

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Тема ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
Преподаватель: Пурто Елена Евгеньевна

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ  Тема ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИПреподаватель: Пурто Елена Евгеньевна

Слайд 2Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания,

его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и

истинности познания.

Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются

Слайд 4ПОЗНАНИЕ
Материя
отражение
Познание
человек
Познание - процесс отражения и
воспроизведения действительности в мышлении субъекта,
результатом

которого является новое знание о мире.
Материя
Целью всякого познания является


достижение истины, достоверного, правильного знания.
ПОЗНАНИЕМатерияотражениеПознаниечеловекПознание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта,результатом которого является новое знание о мире. МатерияЦелью

Слайд 5Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект».
Субъект

понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей

реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа).
Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.
Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной

Слайд 6Субъект-объектные отношения
До И. Канта
Субъект
Объект
Объект
Субъект
После появления философии И. Канта

Субъект-объектные отношенияДо И. КантаСубъектОбъектОбъектСубъектПосле появления философии И. Канта

Слайд 8Д. Юм
Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами

и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и

мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения.

И. Кант
Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

Д. ЮмНам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир

Слайд 9Точка зрения материалистов
Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в

окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности,

нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.
Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно
Точка зрения материалистовИстоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на

Слайд 10Объективные идеалисты о познании
Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира,

но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без

содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен.
Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.
Объективные идеалисты о познанииОбъективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога

Слайд 11Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным

светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём

(теория иллюминативизма).
Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции.
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма)
Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы

Слайд 12Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен

для рационализма).
Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении

уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний

Антинативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)
Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa.
Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма).Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу,

Слайд 13Теория иероглифов
Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем.
Согласно теории иероглифов, то,

что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат

для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету».
Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности.

Герман
Гельмгольц
1821 – 1894)

Теория иероглифовВыдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и

Слайд 14Конвенционализм
Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.


Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые

ради удобства.
Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной.
Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».

Анри Пуанкаре
(1854 – 1912)

КонвенционализмУчение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории

Слайд 15Инструментализм и операционализм
Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи.

Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы

и теории являются орудиями (инструментами) познания.




Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными.


Джон Дьюи (1859 - 1952)

Уильям Бриджмен (1882 - 1961)

Инструментализм и операционализмТеория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что

Слайд 16ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Основные формы познания
Чувственное познание
Рациональное познание
Ощущение
Отражение в сознании человека

отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном

воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

Восприятие
Отражение в сознании человека предметов и
явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

Представление
Возникающие в сознании человека образы
предметов и явлений внешнего мира или их
свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

Понятие
– умственный концепт, отличающийся
обобщенностью и отбором существенного;
– форма мышления, отражающая предметы в
их существенных признаках

Суждение
Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях

Умозаключение
Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Иррациональные формы познания
(интуиция и т.д.)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯОсновные формы познанияЧувственное познаниеРациональное познаниеОщущениеОтражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний

Слайд 17ИСТИНА
З н а н и е
П р е д м

е т
истина –
соответствие
заблуждение –
несоответствие

ИСТИНАЗ н а н и еП р е д м е тистина – соответствиезаблуждение – несоответствие

Слайд 18ИСТИНА
ИСТИНА
Характеристика содержания знаний, соответствующих
объективной действительности

Абсолютная истина - это объективная

истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности

предметов и явлений материального мира

Объективная истина –
объективное содержание знаний


Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира

Принцип конкретности истины

Ошибка
Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами

Заблуждение
– несоответствие знания его предмету;
– расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом;
– абсолютизация относительной истины

Абсолютная истина

Относительная истина

ИСТИНАИСТИНАХарактеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительностиАбсолютная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное и

Слайд 19ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ
Производственная
деятельность
Деятельность по изменению
общественных

отношений
Практика – это материальная
деятельность людей

ПРАКТИКА

Эксперимент
Исходный продукт познания
Движущая сила и

цель познания

Критерий истины

Роль
практики
в познании

ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИПроизводственная деятельностьДеятельность по изменению общественных отношенийПрактика – это материальная деятельность людейПРАКТИКАЭкспериментИсходный продукт

Слайд 20ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ
Относительный характер практики как критерия познания

1. Практика

абсолютна как процесс
2. Доказанное практикой является объективной истиной
3. Абсолютность практики

как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения


1. Практика относительна как
отдельный акт
2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения
3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют

П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯОтносительный характер практики как критерия познания1. Практика абсолютна как процесс2. Доказанное практикой является объективной

Слайд 21ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)
1. Классическая схема процесса
Объект познания (ОП)
Субъект

познания (СП)
2. Научная схема процесса познания
Объект познания (ОП)
Использование приборов
Использование моделей
Субъект

познания (СП)

Средство познания (СП)

ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)1. Классическая схема процессаОбъект познания (ОП)Субъект познания (СП)2. Научная схема процесса познанияОбъект познания

Слайд 22Основные принципы скептицизма и агностицизма
СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Основные принципы скептицизма и агностицизмаСКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика