Слайд 1Понятие и сущность коммуникативного поведения
Лекция 8
Слайд 2Понятие коммуникативного поведения
«Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм
и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т.д.
групп, а также отдельной личности.»
И.А.Стернин 1989
Слайд 3Теоретический аппарат
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной
группы людей.
Национальное коммуникативное поведение
- совокупность
норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности.
Лингвокультурная общность - народ, объединенный языком и культурой; единство народа, его языка и культуры.
Слайд 4Теоретический аппарат
Коммуникативная культура - коммуникативное поведение народа как компонент его
национальной культуры, фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.
Коммуникативное
мышление народа - устойчивая совокупность мыслительных процессов, определяющих национальное коммуникативное поведение.
Коммуникативные нормы - коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности.
Слайд 5Теоретический аппарат
Коммуникативные традиции - правила, не обязательные для выполнения, но
соблюдаемые большинством народа и рассматриваемые в обществе как желательные для
выполнения
Коммуникативный шок - резкое осознаваемое расхождение в нормах и традициях общения народов, проявляющееся в условиях непосредственной межкультурной коммуникации, вызывающее непонимание, удивление.
Слайд 6Принципы описания коммуникативного поведения
Основные принципы описания коммуникативного поведения
Принцип
системности
Принцип контрастивности
Использование нежесткого метаязыка
Разграничение и учет общественной нормы и общественной
практики
Слайд 7Принципы описания коммуникативного поведения
Принцип системности
Поведение описывается комплексно,
как система
Модель поведения
включает:
вербальное поведение, невербальное поведение и социальный символизм
Слайд 8Принципы описания коммуникативного поведения
социальный символизм
«социальный символизм - это
отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретают в той
или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира.»
И.А. Стернин
Слайд 9Принципы описания коммуникативного поведения
социальный символизм
невербальное выражение уважения к
собеседнику
один и тот же факт бытового поведения получает разную коммуникативную
интерпретацию в разных культурах
Слайд 10Принципы описания коммуникативного поведения
Принцип контрастивности
Адекватное описание коммуникативного поведения возможно только
на бызе некоторого сравнения
Фоном всегда выступает какая-либо конкретная коммуникативная культура
– национальная или групповая
Наиболее эффективно бикультурное описание
Слайд 11Принципы описания коммуникативного поведения
Контрастивное описание позволяет выявить
Отсутствие национальной специфики
Наличие национальной
специфики
Несовпадение отдельных коммуникативных действий
Эндемичность коммуникативных явлений для одной из культур
(явления есть только в одной культуре)
Коммуникативная лакунарность
Слайд 12Принципы описания коммуникативного поведения
Использование нежесткого метаязыка
Чаще
Больше
Меньше
Реже
Сравнительно редко
Как правило
Интенсивней чем
Слайд 13Принципы описания коммуникативного поведения
Разграничение и учет общественной нормы и общественной
практики
Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в
любой коммуникативной ситуации.
Норма идентифицируется по ответам информантов – носителей определенной культуры.
Практика может отличаться от нормы, то есть норма осознается, но не выполняется.
Слайд 14Принципы описания коммуникативного поведения
Коммуникативные нормы:
Общекультурные
Ситуативные
Групповые
Индивидуальные
Слайд 15Принципы описания коммуникативного поведения
Общекультурные нормы общения
характерны для всей лингвокультурной общности,
отражают принятые правила этикета, вежливого общения
связаны с ситуациями самого общего
плана, возникающими между людьми в целом вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности
стандартные, повторяющиеся коммуникативные ситуации: обращение, знакомство, извинение, и др.
Слайд 16Принципы описания коммуникативного поведения
Ситуативные нормы
обнаруживаются в случаях, когда общение
определяется конкретной экстралингвистической ситуацией
ограничения по статусу общающихся: два типа коммуникативного
поведения
вертикальный (вышестоящий - нижестоящий)
горизонтальный (равный – равный
может наблюдаться национальная специфика. (общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской - как вертикальное)
Слайд 17Принципы описания коммуникативного поведения
Групповые нормы коммуникативного поведения
отражают особенности общения, закрепленные
культурой для определенных профессиональных, тендерных, социальных, возрастных групп (поведение мужчин,
женщин, юристов, преподавателей, милиционеров, детей, родителей и т. д.)
Слайд 18Принципы описания коммуникативного поведения
Индивидуальные нормы коммуникативного общения
отражают индивидуальную культуру и
коммуникативный опыт индивида
представляют собой индивидуальное преломление общекультурных и ситуативных
коммуникативных норм в языковой личности
включают также устойчивые нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида
Слайд 19Модели описания коммуникативного поведения
Основные модели описания коммуникативного поведения
Ситуативная
Аспектная
Параметрическая
Слайд 20Модели описания коммуникативного поведения
Параметрическая модель
Системное теоретическое описание коммуникативного поведения на
основе некоторого набора параметров, по которым может быть описано поведение
любого народа
Строится на империческом материале
Слайд 21Модели описания коммуникативного поведения
Параметрическая модель
Выделяют действия, обобщают их в параметры,
а параметры в факторы
Вербальные и невербальные признаки рассматриваются не
раздельно, а в рамках одних и тех же параметров, так как выполняемые ими функции совпадают
Слайд 22Модели описания коммуникативного поведения
Параметрическая модель
Действия: самопохвала, самореклама
Параметры: развернутость монолога, возможность
регламента процесса общения
Факторы: коммуникативная доминантность, общительность
Слайд 23Модели описания коммуникативного поведения
Параметрическая модель
КОНТАКТНОСТЬ
Общительность
очень высокая-высокая-заметная-пониженная-низкая-отсутствие
Эмоциональность
очень высокая-высокая-заметная-пониженная-низкая-отсутствие
Свобода вступления в контакт
очень
высокая-высокая-заметная-пониженная-низкая-отсутствие
Контакт взглядом
Обязателен-желателен-факультативен-нежелателен
Слайд 24Модели описания коммуникативного поведения
Ситуативная модель
Описание коммуникативного поведения в
рамках стандартных коммуникативных ситуаций:
Приветствие
Извинение
Вступление в контакт
Выход из общения
Слайд 25Модели описания коммуникативного поведения
Ситуативная модель
Строится на эмпирическом материале: практике межкультурных
контактов
Вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм рассматриваются отдельно, как
разные коммуникативные средства
Слайд 26Национальная специфика коммуникативного поведения
Аспектная модель
Описание коммуникативного поведения по нескольким аспектам,
выделенным исследователем
Аспекты обобщенно отражают те сферы общения, в которых обнаруживается
национальная или групповая специфика
Слайд 27Национальная специфика коммуникативного поведения
В доминантных особенностях коммуникативного поведения проявляются наиболее
яркие национальные черты общения того или иного народа
Слайд 28Национальная специфика коммуникативного поведения
английское коммуникативное поведение
низкий уровень громкости;
немногословие;
высокий
уровень самоконтроля в общении;
эмоциональная сдержанность;
высокий уровень бытовой вежливости;
некатегоричность общения (англичане не любят высказываться определенно, не любят говорить четко «да» и «нет»);
антиконфликтная ориентация общения (стараются тщательно избегать высказываний, могущих вызвать несогласие, спор или конфликт);
высокий уровень тематической табуированности общения, жесткая тематическая регламентация общения в большинстве ситуаций;
очень высокий уровень фатического (светского) общения.
Слайд 29Национальная специфика коммуникативного поведения
Немецкое коммуникативное поведение
в целом улыбчивы,
приветливы;
в
общении демонстрируют высокий уровень бытовой вежливости;
сдержанны,
малолюбопытны,
существенна доля поверхностного,
этикетного общения, особенно в гостях
анонимность: не принято вмешиваться в дела других, замечания незнакомым предпочитают делать в письменной форме, не очень принято обращаться с просьбами к незнакомым;
подробное планирование.
Слайд 30Национальная специфика коммуникативного поведения
Французское коммуникативное поведение
улыбчивость, демонстративная жизнерадостность;
высокий уровень
бытовой вежливости;
дискуссионность как приоритет в общении;
быстрота развертывания диалога,
отсутствие стремления уточнять и детализировать мысль;
уклонение от общения с социальными низами;
стремление избегать просьб к незнакомым и замечаний в их адрес;
преобладание крайних оценок в общении;
называние вещей своими именами;
допустимость в общении намеков на вопросы личной жизни;
стремление блеснуть в разговоре (молчаливый обрекает себя на социальную смерть);
важная роль шутки, остроумия в разговоре;
смягченное выражение просьбы и отказа.
Слайд 31Национальная специфика коммуникативного поведения
В речевом этикете каждого народа существуют так
называемые благопожелания — специальные фразы, произносимые людьми, которые наблюдают то
или иное жизненно важное явление или деятельность своих сограждан, и содержат обычно пожелание успеха в этой деятельности, благоприятных последствий того или иного события.
Слайд 32Национальная специфика коммуникативного поведения
Важной частью коммуникативного поведения народа являются действующие
в национальном общении коммуникативные табу — запреты на употребление определенных
выражений или затрагивание определенных тем в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Слайд 33Спасибо за внимание
До встречи через неделю