Слайд 2
Актуальность данной темы
объясняется тем, что от построения
системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, а
обеспечение прав и свобод законопослушного человека
Слайд 3Цель лекции
всесторонне рассмотреть понятие правотворчества, а так же попытаться объективно
обобщить изученный материал
В процессе достижения определенной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Дать определение и рассмотреть виды правотворчества.
2. Раскрыть стадии и сформулировать принципы законотворчества.
3. Рассмотреть понятие и структурные элементы системы законодательства.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Понятие и виды правотворчества.
2. Понятие, стадии и
принципы законотворчества.
3. Понятие и структура системы законодательства.
Слайд 5
Понятие и виды
правотворчества
Слайд 6 Правотворчество - составная часть более широкого процесса -
правообразования.
Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования и
оформления юридической нормы.
Слайд 7 Факторы, воздействующие на формирование права
Естественная среда
Географические аспекты,
биологические и демографические
факторы, в большей или меньшей степени
вызывают
необходимость в правовом
регулировании тех или иных
общественных отношений
Политико-идеологическая
среда
ставит в зависимость от
реального распределения
политических сил в обществе
законодательное закрепление
соответствующих интересов
и идей
Социально-экономическая
среда
обусловливает необходимость
закрепления в нормативных
правовых актах сложившихся
производственных
отношений
Слайд 8Правотворчество
целенаправленная деятельность
по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права
(правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и
обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций
Слайд 9Цели правотворчества
Создание новых правил поведения (норм права);
Конкретизация существующих правил
поведения;
Совершенствование существующих правовых норм;
Устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в
праве, преодоление противоречий в нормативном материале.
Слайд 10Принципы правотворчества
связь с практикой
научный характер
демократизм
гласность
законность
своевременность
профессионализм
Слайд 11Правотворчество
далеко не однородно как с точки зрения субъектного состава,
так и с позиции характера юридического основания участия в этом
процессе
Слайд 12Разновидности правотворческой деятельности
(с учетом субъектного состава органов)
Государственное правотворчество
деятельность
органов государственной
власти и управления, государственных
должностных лиц, в результате которой
формируется система законодательства
Народное правотворчество
(референдум)
представляет собой волеизъявление
граждан государства по поводу принятия
нормативных правовых актов, затрагивающих
наиболее важные вопросы государственной
и общественной жизни
Негосударственное
(санкционированное государством)
правотворчество
разрешенная государством
правотворческая деятельность
должностных лиц и различных
организаций
Слайд 13Разновидности правотворческой деятельности
(в зависимости от основания)
Легальное правотворчество
имеет место
в подавляющем
большинстве случаев, когда право
правотворческого органа на
принятие
нормативного правового
акта содержится в правовых нормах,
определяющих его компетенцию
Делегированное
правотворчество
имеет место тогда, когда
орган правотворчества
уполномочивает другого субъекта
на принятие нормативного
правового акта, не входящего
в компетенцию последнего
Слайд 14
Понятие, стадии и принципы законотворчества
Слайд 15законотворчество
целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по
разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы –
законов
Слайд 16основные стадии законотворческого процесса
1. Законодательная инициатива
2. Обсуждение законопроекта
3. Принятие закона
4. Одобрение закона
5. Промульгация (подписание) закона
6. Обнародование
закона
Слайд 17законодательная инициатива
право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об
издании, изменении или отмене закона
Слайд 18правом законодательной инициативы обладают:
(в соответствии со статьей 104 Конституции РФ)
- Президент РФ;
- Члены Совета Федерации;
- Депутаты Государственной Думы;
- Правительство
РФ;
- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
Слайд 19обсуждение законопроекта
заседание
Государственной Думы
Поправки, изменения, дополнения
Исключения отдельных положений
Слайд 20принятие закона
Государственная Дума
Совет Федерации
5 дней
большинство
голосов
согласительная
комиссия
Закон считается принятым,
если за него
проголосовало не менее двух третей
от общего числа депутатов
Государственной Думы
в случае
отклонения ФЗ
Слайд 21одобрение закона
Закон считается одобренным Советом Федерации, если за
него проголосовало более половины от общего числа этой палаты ЛИБО
в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен
Советом Федерации
(принцип «одобрения молчанием»)
Слайд 22промульгация (подписание) закона
принятый ФЗ
Президент
5 дней
принятый ФЗ
обнародование
14 дней
Президентское Вето
Повторное рассмотрение
Совет Федерации
Если
ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции
не менее чем
2/3 голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
7 дней
Слайд 23обнародование закона
официальное опубликование в течение 7 дней
после его подписания
Президентом РФ
в «Российской газете»
или
«Собрании законодательства Российской Федерации»
Законы
вступают в силу одновременно
на всей территории России
по истечении 10 дней после их
официального опубликования,
если в тексте самого закона не установлен иной
порядок вступления его в силу
Слайд 24
Понятие и структура системы законодательства
Слайд 25Система законодательства
совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов,
регламентирующих процессы правотворчества и реализации права
Слайд 26ПРИЗНАКИ
Публичность
Объективность
Формальность
Иерархичность
Непосредственная связь с государством
Непосредственная связь с пространством
и временем
Слайд 27первичными структурными элементами системы законодательства являются
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ – документы,
содержащие нормы права и используемые в качестве юридических средств в
процессе реализации регулятивно-охранительной функции права
системе законодательства, в соответствии с
принципами субординации и координации,
присущи
вертикальное и горизонтальное построение
структурных элементов
Слайд 28
Вертикаль системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности
Критерием вертикального
деления нормативно-правовых является юридическая сила акта
Слайд 29Система законодательных актов,
построенная в зависимости от юридической силы акта:
I. Федеральный
уровень
1. Законы Российской Федерации:
а) Конституция;
б) федеральные конституционные законы;
в) федеральные законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной
власти
Российской Федерации:
а) указы Президента;
б) постановления Правительства;
в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной
власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных
служб и т. п.).
II. Уровень субъектов Российской Федерации
1. Законы субъектов РФ:
а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);
б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты субъектов РФ:
а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;
б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
Слайд 30
Горизонталь системы законодательства формируется в основном под влиянием объективно сложившейся
системы права.
Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в
группы в зависимости от предмета правового регулирования.
различают отраслевое и межотраслевое законодательство
Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру таможенное законодательство регламентирует отношения вытекающие из таможенных, административных и т.п.).
Слайд 31
Текущее законодательство - комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое
регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство - комплекс
нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации.
Законодательство общего характера – комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права
Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах