Разделы презентаций


Понятие и виды правотворчества

Содержание

Актуальность данной темы объясняется тем, что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, а обеспечение прав и свобод законопослушного человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Система законодательства

Система законодательства

Слайд 2
Актуальность данной темы
объясняется тем, что от построения

системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, а

обеспечение прав и свобод законопослушного человека
Актуальность данной темы объясняется тем, что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства

Слайд 3Цель лекции
всесторонне рассмотреть понятие правотворчества, а так же попытаться объективно

обобщить изученный материал
В процессе достижения определенной цели необходимо решить следующие

задачи:
1. Дать определение и рассмотреть виды правотворчества.
2. Раскрыть стадии и сформулировать принципы законотворчества.
3. Рассмотреть понятие и структурные элементы системы законодательства.
Цель лекциивсесторонне рассмотреть понятие правотворчества, а так же попытаться объективно обобщить изученный материалВ процессе достижения определенной цели

Слайд 4Учебные вопросы

1. Понятие и виды правотворчества.
2. Понятие, стадии и

принципы законотворчества.
3. Понятие и структура системы законодательства.

Учебные вопросы 1. Понятие и виды правотворчества.2. Понятие, стадии и принципы законотворчества.3. Понятие и структура системы законодательства.

Слайд 5

Понятие и виды
правотворчества

Понятие и виды правотворчества

Слайд 6 Правотворчество - составная часть более широкого процесса -

правообразования.
Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования и

оформления юридической нормы.
Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - относительно длительный по времени

Слайд 7 Факторы, воздействующие на формирование права
Естественная среда
Географические аспекты,


биологические и демографические
факторы, в большей или меньшей степени
вызывают

необходимость в правовом
регулировании тех или иных
общественных отношений

Политико-идеологическая
среда
ставит в зависимость от
реального распределения
политических сил в обществе
законодательное закрепление
соответствующих интересов
и идей

Социально-экономическая
среда
обусловливает необходимость
закрепления в нормативных
правовых актах сложившихся
производственных
отношений

Факторы, воздействующие на формирование праваЕстественная среда Географические аспекты, биологические и демографические факторы, в большей или

Слайд 8Правотворчество целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права

(правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и

обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций
Правотворчество   целенаправленная деятельность  по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от

Слайд 9Цели правотворчества
Создание новых правил поведения (норм права);
Конкретизация существующих правил

поведения;
Совершенствование существующих правовых норм;
Устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в

праве, преодоление противоречий в нормативном материале.
Цели правотворчества Создание новых правил поведения (норм права);Конкретизация существующих правил поведения;Совершенствование существующих правовых норм;Устранение устаревших правил поведения,

Слайд 10Принципы правотворчества
связь с практикой
научный характер
демократизм
гласность
законность
своевременность
профессионализм

Принципы правотворчествасвязь с практикойнаучный характердемократизмгласностьзаконностьсвоевременностьпрофессионализм

Слайд 11Правотворчество
далеко не однородно как с точки зрения субъектного состава,

так и с позиции характера юридического основания участия в этом

процессе

Правотворчество далеко не однородно как с точки зрения субъектного состава, так и с позиции характера юридического основания

Слайд 12Разновидности правотворческой деятельности
(с учетом субъектного состава органов)

Государственное правотворчество

деятельность

органов государственной
власти и управления, государственных
должностных лиц, в результате которой


формируется система законодательства

Народное правотворчество
(референдум)
представляет собой волеизъявление
граждан государства по поводу принятия
нормативных правовых актов, затрагивающих
наиболее важные вопросы государственной
и общественной жизни

Негосударственное
(санкционированное государством)
правотворчество
разрешенная государством
правотворческая деятельность
должностных лиц и различных
организаций

Разновидности правотворческой деятельности(с учетом субъектного состава органов) Государственное правотворчество деятельность органов государственнойвласти и управления, государственных должностных лиц,

Слайд 13Разновидности правотворческой деятельности
(в зависимости от основания)

Легальное правотворчество

имеет место

в подавляющем
большинстве случаев, когда право
правотворческого органа на
принятие

нормативного правового
акта содержится в правовых нормах,
определяющих его компетенцию

Делегированное
правотворчество
имеет место тогда, когда
орган правотворчества
уполномочивает другого субъекта
на принятие нормативного
правового акта, не входящего
в компетенцию последнего

Разновидности правотворческой деятельности(в зависимости от основания) Легальное правотворчество имеет место в подавляющем большинстве случаев, когда право правотворческого

Слайд 14


Понятие, стадии и принципы законотворчества

Понятие, стадии и принципы законотворчества

Слайд 15законотворчество

целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по

разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы –

законов
законотворчество   целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической

Слайд 16основные стадии законотворческого процесса
1. Законодательная инициатива
2. Обсуждение законопроекта


3. Принятие закона
4. Одобрение закона
5. Промульгация (подписание) закона
6. Обнародование

закона
основные стадии законотворческого процесса 1. Законодательная инициатива 2. Обсуждение законопроекта 3. Принятие закона4. Одобрение закона 5. Промульгация

Слайд 17законодательная инициатива
право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об

издании, изменении или отмене закона

законодательная инициативаправо компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона

Слайд 18правом законодательной инициативы обладают: (в соответствии со статьей 104 Конституции РФ)


- Президент РФ;
- Члены Совета Федерации;
- Депутаты Государственной Думы;
- Правительство

РФ;
- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

правом законодательной инициативы обладают: (в соответствии со статьей 104 Конституции РФ) - Президент РФ;- Члены Совета Федерации;-

Слайд 19обсуждение законопроекта
заседание
Государственной Думы



Поправки, изменения, дополнения
Исключения отдельных положений

обсуждение законопроектазаседание Государственной ДумыПоправки, изменения, дополненияИсключения отдельных положений

Слайд 20принятие закона
Государственная Дума
Совет Федерации
5 дней

большинство
голосов
согласительная
комиссия
Закон считается принятым,

если за него
проголосовало не менее двух третей
от общего числа депутатов
Государственной Думы

в случае
отклонения ФЗ

принятие законаГосударственная ДумаСовет Федерации5 дней           большинство голосовсогласительная

Слайд 21одобрение закона
Закон считается одобренным Советом Федерации, если за

него проголосовало более половины от общего числа этой палаты ЛИБО

в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен
Советом Федерации
(принцип «одобрения молчанием»)

одобрение закона  Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа

Слайд 22промульгация (подписание) закона
принятый ФЗ
Президент
5 дней
принятый ФЗ
обнародование
14 дней
Президентское Вето
Повторное рассмотрение
Совет Федерации
Если

ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции
не менее чем

2/3 голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

7 дней

промульгация (подписание) законапринятый ФЗПрезидент5 днейпринятый ФЗобнародование14 днейПрезидентское ВетоПовторное рассмотрениеСовет ФедерацииЕсли ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции

Слайд 23обнародование закона
официальное опубликование в течение 7 дней
после его подписания

Президентом РФ
в «Российской газете»
или
«Собрании законодательства Российской Федерации»
Законы

вступают в силу одновременно
на всей территории России
по истечении 10 дней после их
официального опубликования,
если в тексте самого закона не установлен иной
порядок вступления его в силу
обнародование законаофициальное опубликование в течение 7 дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании

Слайд 24


Понятие и структура системы законодательства

Понятие и структура системы законодательства

Слайд 25Система законодательства

совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов,

регламентирующих процессы правотворчества и реализации права

Система законодательствасовокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права

Слайд 26ПРИЗНАКИ
Публичность
Объективность
Формальность
Иерархичность
Непосредственная связь с государством
Непосредственная связь с пространством

и временем

ПРИЗНАКИПубличностьОбъективность Формальность ИерархичностьНепосредственная связь с государством Непосредственная связь с пространством и временем

Слайд 27первичными структурными элементами системы законодательства являются
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ – документы,

содержащие нормы права и используемые в качестве юридических средств в

процессе реализации регулятивно-охранительной функции права

системе законодательства, в соответствии с
принципами субординации и координации,
присущи
вертикальное и горизонтальное построение
структурных элементов
первичными структурными элементами системы законодательства являются НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ – документы, содержащие нормы права и используемые в качестве

Слайд 28
Вертикаль системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности

Критерием вертикального

деления нормативно-правовых является юридическая сила акта

Вертикаль системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичностиКритерием вертикального деления нормативно-правовых является юридическая сила акта

Слайд 29Система законодательных актов,
построенная в зависимости от юридической силы акта:
I. Федеральный

уровень
1. Законы Российской Федерации:
а) Конституция;
б) федеральные конституционные законы;
в) федеральные законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной

власти
Российской Федерации:
а) указы Президента;
б) постановления Правительства;
в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной
власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных
служб и т. п.).
II. Уровень субъектов Российской Федерации
1. Законы субъектов РФ:
а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);
б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты субъектов РФ:
а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;
б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
Система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:I. Федеральный уровень1. Законы Российской Федерации:а) Конституция;б) федеральные конституционные законы;в) федеральные законы.2. Подзаконные нормативно-правовые

Слайд 30
Горизонталь системы законодательства формируется в основном под влиянием объективно сложившейся

системы права.
Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в

группы в зависимости от предмета правового регулирования.
различают отраслевое и межотраслевое законодательство
Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру таможенное законодательство регламентирует отношения вытекающие из таможенных, административных и т.п.).
Горизонталь системы законодательства формируется в основном под влиянием объективно сложившейся системы права.Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых

Слайд 31
Текущее законодательство - комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое

регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство - комплекс

нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации.
Законодательство общего характера – комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права
Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах
Текущее законодательство - комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.Чрезвычайное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика