Слайд 1Понятие культуры и основные подходы к её пониманию.
Класс: 11
Слайд 2Теория культуры
1. Культурология как наука и учебная дисциплина
2 .
Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры.
3. Соотношение понятий
культура и цивилизация.
4. Глобальный кризис в современной культуре
5. Типология культуры
900igr.net
Слайд 36. Языки и символы культуры
7. Культурные нормы
8. Культура и религия
9.
Социокультурная динамика
Слайд 4Культурология как наука.
Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы
сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Впервые термин «культурология» (от
лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Слайд 5
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной
культуры;
Предмет - содержание общественной жизни
Основные задачи культурологии:
анализ культуры как системы
культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Слайд 6(от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю
творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат
этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.
Культура
Слайд 7В структуру культурологии входят:
философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой
и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология.
Слайд 8анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов
связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем
социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Основные задачи культурологии:
Слайд 9Междисциплинарный характер культурологии:
Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности
человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.
Этнография
способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.
Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.
Слайд 10Междисциплинарный характер культурологии:
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на
пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение,
психология.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.
Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.
Слайд 11Структура культурологии
философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой и отечественной
культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология
Слайд 12Понятие культуры и многообразие подходов к определению
Слайд 13Структура культуры
МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:
культура труда и материального производства;
культура быта;
культура топоса, т.е.
места жительства (жилища, дома, деревни, города);
физическая культура.
Слайд 14Определение понятия
Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая
физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.
Слайд 15ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:
- познавательная и интеллектуальная культура;
- культура речи;
-
мораль;
- искусство;
- религия;
- наука;
- философия;
- образование.
Слайд 16Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной
жизни человека и общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного
сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупносфть нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Слайд 17
Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к
духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее
систему.
Материально-духовные виды культуры:
- экономическая культура;
- политическая культура;
- правовая культура;
- экологическая культура;
- эстетическая культура.
Слайд 18ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Человекотворческая (преобразующая).
Человек живет не в природе, а в
культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и
моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
Слайд 19Преобразующая.
Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического
прогресса.
Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и
систематизации информации.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Слайд 20ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Познавательная функция.
Потребность в ней вытекает
из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как
теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Коммуникативная функция.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
Слайд 21ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости
поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной,
так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
Слайд 22ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов
культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
Духовно-нравственная. Это
- воспитательные роли культуры.
Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.
Слайд 23ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Ценностная (Аксеологическая).
С ее помощью кристаллизируются
базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и
порождаются эталонные ценностные ориентиры.
Слайд 24Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация (от лат. Civitas, что означает "государство,
сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина" как "городского жителя".
Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".
Слайд 25Многозначность понятия «Цивилизация»
Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции
О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического
типа, его разложение.
Слайд 26Многозначность понятия «Цивилизация»
Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на
той или иной ступени развития.
Культура задает смыслы и цели общественного
и личностного бытия.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.
Слайд 27Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих
возможностей.
Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.
Цивилизация
превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.
Слайд 28Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.
Цивилизация же
имеет методы и орудия.
Цивилизация определяет место и роль всякого человека
в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
Слайд 29Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
(схема проф. М.С.Кагана)
Первобытное cостояние -
Доцивилизационный тип культуры
Традиционная культура - Цивилизация в культуре
Индустриальная цивилизация -
Культура в Цивилизации
Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации
Слайд 30Типологизация цивилизаций
Цивилизации различаются:
по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные
или приморские, континентальные;
по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию
с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу
Слайд 31Типологизация цивилизаций
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и
техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия
определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Слайд 32Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры:
представление о
природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой
восточной культуры на невмешательство в природу);
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
Слайд 33деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека
(сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
технико-технологическая оптимальность развития техники и
технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.
Слайд 34
А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.
"Аграрная волна"
"Индустриальная
волна"
Грядущая "третья волна"
Слайд 36Черты современного кризиса культуры
В представленных Римским клубом исследованиях выделено
несколько типологических черт современного кризиса:
ориентация на принцип количественного роста может
привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;
возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;
Слайд 37черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф, поскольку
современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных
и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.
Слайд 38Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных
ориентаций, целей и идеалов современного человека.
Суть и смысл дальнейшего развития
техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Слайд 39Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. —
tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран.
— tolerance.
Слайд 40Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения
в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения
к другим.
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Слайд 41Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного
народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается
как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.
Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Слайд 42это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя
некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения,
хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
Знак -
Слайд 43СИМВОЛ -
одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл
этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка
черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.
Слайд 44Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного
общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное
содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Слайд 45Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке
и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи
переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Слайд 46Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В
современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или
оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Слайд 47РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять)
система представления мира, основанная
на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим
существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.
Слайд 48Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека,
вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира
и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт
Слайд 49Вера, верность, уверенность, достоверность -
все это слова, однокоренные с латинским
veritas - истина. Уточнение понятия вера - только первый шаг
к определению религии, поскольку не всякая вера - вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.
Слайд 50Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей.
Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
Слайд 51
МИФ, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся
в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях.
Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Слайд 52ИСКУССТВО
есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании
значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность"
- мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы САКРАЛЬНЫХ смыслов.
Слайд 53Социокультурная динамика
Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую
половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное
расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. «ДИНАМИКА» (от греч. dinamis) переводится как «сила».
Слайд 54Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в
культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение
– неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.
Слайд 55Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире
подчинены закону повторяемости, обратимости.
Циклическая повторяемость – закон биологического существования,
ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.
Подобные взгляды были распространены в V- V вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии.
Слайд 56Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и
в XIX- нач. XX вв.
Она представлена в теории культурно-исторических
типов у русского социолога Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО,
жизни «культурных организмов» в концепции О. ШПЕНГЛЕРА,
«круговороте локальных цивилизаций» А. ТОЙНБИ,
теории «этногенеза Л.Н. ГУМИЛЕВА
Слайд 57Вопросы:
1. В структуру культурологии входят…
2. Основные задачи культурологии…
3. Духовная культура
это…