Разделы презентаций


ПОНЯТИЕ О СУДЕБНОМ

Содержание

наука (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору)искусство (индивидуальный стиль оратора, его мастерство)культура речиораторское мастерствокрасноречиедар словаумение убеждатьискусство изящной словесностиРиторика (греч. rhеtоriке – «ораторское искусство»)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОНЯТИЕ О СУДЕБНОМ
КРАСНОРЕЧИИ

ПОНЯТИЕ О СУДЕБНОМКРАСНОРЕЧИИ

Слайд 2наука (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать

любому оратору)
искусство (индивидуальный стиль оратора, его мастерство)
культура речи
ораторское мастерство
красноречие
дар слова
умение

убеждать
искусство изящной словесности








Риторика (греч. rhеtоriке – «ораторское искусство»)

наука (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору)искусство (индивидуальный стиль оратора, его мастерство)культура

Слайд 31. Искусство убеждения (Древняя Греция. Аристотель, Платон). Данное направление предлагало

считать хорошей убедительную, эффективную речь.

2. Искусство говорить хорошо (Древний

Рим. Цицерон, Квинтилиан). С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.

3. Искусство украшения речи (характерно для Древней Греции – Исократ; средневековья и начального периода Возрождения). Считалась хорошей богато украшенная, пышная, построенная по канонам эстетики речь. Усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РИТОРИКИ

1. Искусство убеждения (Древняя Греция. Аристотель, Платон). Данное направление предлагало считать хорошей убедительную, эффективную речь. 2. Искусство

Слайд 4Общественно-политическое (политические речи, митинговые, дипломатические, парламентские выступления и т.д.)

Академическое (научный

стиль речи, информационная насыщенность; научный доклад, диспут, полемика)

Социально-бытовое (беседа, обсуждение,

диалог)

Судебное (юридическая речь, устная и письменная; цель – защита прав и интересов граждан)

Эпидейктическое (торжественная речь)

Богословское (совокупность правил составления церковных проповедей)

РОДЫ И ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

Общественно-политическое (политические речи, митинговые, дипломатические, парламентские выступления и т.д.)Академическое (научный стиль речи, информационная насыщенность; научный доклад, диспут,

Слайд 5 Судебное ораторское искусство можно определить как:
комплекс знаний и

умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно

с требованиями закона;
умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения;
умение воздействовать на правосознание людей.

СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

Судебное ораторское искусство можно определить как: комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной

Слайд 6К каким последствиям может привести ситуация, при которой судебный оратор

не обладает данным комплексом знаний и умений? 1.

К каким последствиям может привести ситуация, при которой судебный оратор не обладает данным комплексом знаний и умений?

Слайд 7Риторика - про речевое взаимодействие, про возможности сделать это взаимодействие

успешным. Причем слово «возможности» здесь ключевое.

И все-таки актуально - внимание

к речи со стороны судьи.

А ведь проблема привлечения внимания судьи не нова. Читаем у Генри Резника: «Бесцветная, унылая речь способна усыпить кого угодно. Тем более профессионального судью… хоть где - в России, в Европе, в Америке… Длительное время я считал, что пренебрежение к защите - плод советского репрессивного правосудия. Пока не натолкнулся на высказывание гранда парижской адвокатуры Жюля Фавра: «Адвокаты жалуются, что судьи их не слушают; но их внимание мы должны вынуждать, приковывая и очаровывая своей речью»

Риторика - про речевое взаимодействие, про возможности сделать это взаимодействие успешным. Причем слово «возможности» здесь ключевое.И все-таки

Слайд 8 Английский адвокат XIX в. Рихард Гаррис отмечал:

«Плохая речь подточит самое прочное дело. Плохой оратор - это

моряк, который при само́м отплытии уже выкидывает сигнал бедствия; многие пожалеют о нем, но никто не пойдет к нему на помощь. В речах заурядных судебных ораторов совсем не бывает искусства, но при умелом пользовании им против того, кто им пользоваться не умеет, и при равенстве прочих условий, едва ли можно сомневаться в исходе процесса».

2.

Английский адвокат XIX в. Рихард Гаррис отмечал:  «Плохая речь подточит самое прочное дело. Плохой

Слайд 9В.В. Мельник: «в состязательном уголовном процессе… адвокат или прокурор, не

владеющий ораторским искусством, в лучшем случае бесполезен, в худшем -

источник повышенной опасности и для потерпевшего, и для обвиняемого, и для всего общества».


3.

В.В. Мельник: «в состязательном уголовном процессе… адвокат или прокурор, не владеющий ораторским искусством, в лучшем случае бесполезен,

Слайд 10 Своим выступлением в прениях и судебной речи он

может, демонстрируя профессиональное мастерство и талант красноречия, выполнить свою роль

и убедить суд в своей точке зрения, способствовать достижению объективной истины и вынесению законного и обоснованного судебного решения, или, наоборот, навредить слабой процессуальной позицией, неграмотной, некачественной, неубедительной речью.

Чем опасен плохой судебный оратор?

Своим выступлением в прениях и судебной речи он может, демонстрируя профессиональное мастерство и талант красноречия,

Слайд 11Во-первых, выступление в суде должно предполагать безусловное знание материалов дела

– умение свободно ориентироваться в порой весьма обширном массиве документов.

От этого напрямую зависит качество выступления в суде.

«Если можно, вы должны знать дело лучше всех, если нельзя – не хуже председателя и обвинителя. Если ваш противник будет настоящий прокурор, вы увидите, что он знает дело именно вдоль и поперек, помнит не только страницы, но и внешний вид каждой бумажонки, знает, сколько раз и когда допрошен каждый свидетель, где встречаются недомолвки и где попадаются описки в актах следователя. Вот опасный противник. Таким должны быть и вы» (П. Сергеич).

Уметь строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность – первостепенная задача каждого судебного оратора.

Мнение дореволюционных правоведов:

Во-первых, выступление в суде должно предполагать безусловное знание материалов дела – умение свободно ориентироваться в порой весьма

Слайд 12Риторика возникла в Греции в V в до н.э.

Почему античность явилась колыбелью ораторского искусства современного человечества?

Античная культура была

преимущественно устной культурой (она была рассчитана на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора).

Общественно-политический строй. Расцвет красноречия падает на период развития демократии (эпоха Перикла).

Интерес античной культуры к человеку, человеческой индивидуальности

Особенности судебного процесса (суд совершался публично; обвинителем мог выступить любой человек; обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства зависела его жизнь).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУДЕБНОГО КРАСНОРЕЧИЯ

Риторика возникла в Греции в V в до н.э.  Почему античность явилась колыбелью ораторского искусства современного

Слайд 13Первый преподаватель риторики в Афинах. Горгий утверждал, что учит не

добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речи Горгия стали

образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные.

Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры.

По мнению Горгия, «слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело. Подобно тому, как разные лекарства изгоняют разные соки из тела, причем одни пресекают болезнь, а другие - жизнь, так и речи - одни повергают слушателей в печаль, другие услаждают, третьи пугают, четвертые вселяют в них смелость, пятые же неким злым убеждением отравляют и обвораживают душу».

ГОРГИЙ

Первый преподаватель риторики в Афинах. Горгий утверждал, что учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству.

Слайд 14ПРОТАГОР

ПРОТАГОР

Слайд 15Лисий - выдающийся афинский судебный оратор. Из сохранившихся судебных речей

Лисия только одна произнесена им лично: это обвинительная речь против

Эратосфена, убийцы брата Лисия.

Стиль Лисия - простой, прозрачный, и четкий. Искусство этого оратора состоит в том, чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, чтобы ее характерный облик предстал в наиболее выгодном свете, сохраняя всю свою естественность и жизненность.

Лисий стал профессиональным "логографом", т.е. составителем речей для выступления тяжущихся сторон в суде.

ЛИСИЙ

Лисий - выдающийся афинский судебный оратор. Из сохранившихся судебных речей Лисия только одна произнесена им лично: это

Слайд 16Исократ - основатель литературной риторики. Его стиль полон многочисленных украшений,

отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства.

Первоначально Исократ избрал

себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. В этой школе были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Мнение Исократа о целях риторики отражается в его высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага».

ИСОКРАТ

Исократ - основатель литературной риторики. Его стиль полон многочисленных украшений, отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского

Слайд 17СОФИСТЫ

СОФИСТЫ

Слайд 18Каков их риторический идеал? Софисты…

Каков их риторический идеал? Софисты…

Слайд 19НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА РИТОРИКИ: ЦЕЛЬ - ПОИСК ИСТИНЫ

НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА РИТОРИКИ: ЦЕЛЬ - ПОИСК ИСТИНЫ

Слайд 20ПЛАТОН

ПЛАТОН

Слайд 21Основоположник науки риторики

Основоположник науки риторики

Слайд 22 Способность находить возможные

способы убеждения относительно каждого данного предмета

ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ В ПОНИМАНИИ АРИСТОТЕЛЯ

Способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предметаПРЕДМЕТ РИТОРИКИ

Слайд 23ДЕМОСФЕН

ДЕМОСФЕН

Слайд 24 Дебют Демосфена был неудачным, юноша был

буквально освистан публикой. Тем не менее, спустя несколько лет Демосфен

становится сильнейшим мастером красноречия своего времени.

Почему освистали Демосфена?

Ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?

С тихим, еле слышным голосом, задыхающегося на длинных предложениях?

Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?

Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕМОСФЕНА

Дебют Демосфена был неудачным, юноша был буквально освистан публикой. Тем не менее, спустя

Слайд 25
По дороге домой расстроенный Демосфен

случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист

попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.

С этой минуты Демосфен понимает - чтобы стать оратором, нужно научиться:

Четкому произношению;

Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;

Вкладывать чувства в каждое слово речи;

Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира.

Слайд 26
Демосфеновская система упражнений:

Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в

рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.

Чтобы сделать

свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, произносил речи при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы.

Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.

Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.

Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.


РАБОТА ОРАТОРА НАД СОБОЙ

Демосфеновская система упражнений:Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты

Слайд 27I век до н.э., эпоха Цезаря и Цицерона
Если в

Древней Греции риторика  - это «искусство убеждения», то в Древнем

Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.

РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В РИМЕ

I век до н.э., эпоха Цезаря и Цицерона Если в Древней Греции риторика  - это «искусство убеждения»,

Слайд 28 Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах

по риторике («Об ораторе»,  «Брут», «Оратор»). Основные положения  важны и

для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат.  Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи  необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе»,  «Брут», «Оратор»). Основные

Слайд 29 Выдающийся древнеримский оратор.

В

трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей  риторической

практике, Квинтилиан изложил систему обучения ораторскому мастерству  ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются  в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать  природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

2. Начинать и заканчивать речь сильными аргументами; «говорить  только о тех вещах, которые знаешь».

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения,  дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить  из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН

Выдающийся древнеримский оратор.     В трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников

Слайд 30
docere
научить (донести информацию)

movere
побудить (вдохновить к действию)

delectare
усладить (эстетическое

удовольствие от выступления)

В древности риторика преследовала цели:

docere научить (донести информацию)movere побудить (вдохновить к действию)delectare усладить (эстетическое удовольствие от выступления)В древности риторика преследовала цели:

Слайд 31РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Слайд 32 РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 33РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 34А.К. Михальская: «Риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей,

гармонизирующей речи».
Риторика – это наука об убеждающей коммуникации.

Становление и

расцвет красноречия связан с демократическими формами политического устройства, а при авторитарных методах правления риторика перестает играть в государственной жизни сколь-либо заметную роль. Возрождение риторики в конце ХХ столетия – знак демократических перемен. Риторика как учебная дисциплина преподается в наиболее прогрессивных ВУЗах. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни, в том числе, безусловно, в юридической профессии.

Современная риторика становится средством познания действительности и её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

В современном мире особое значение имеет коммуникативная компетенция – совокупность условий, закономерностей и правил, учет и выполнение которых обеспечивает эффективность речевого общения (в отношении к людям, к самому себе, в особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою точку зрения, продуктивно выходить из конфликтной ситуации).

ЗНАЧЕНИЕ РИТОРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.К. Михальская: «Риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».Риторика – это наука об убеждающей

Слайд 35 Главное отличие современной риторики от ее античной вариации

– это отсутствие пассивного слушателя. Если во времена Древнего мира

коммуникации носили преимущественно однонаправленный характер, то сейчас публика является полноправным активным участником беседы. Один из принципов современной риторики – это построение диалога с публикой, согласно которому заинтересованный слушатель:
эмоционально реагирует на определенные моменты речи;
задает вопросы;
спорит, если он не согласен с какими-либо тезисами и пояснениями в выступлении;
проявляет какую-либо реакцию, принимает решение или иными способами отражает эффективность речи, произнесенной оратором.

Согласно принципу кооперации, который был сформулирован Г.П. Прайсом, выступление должно не «побеждать» публику, а быть шагом к ней навстречу. Успех ораторского мастерства же состоит в том, что публика, в свою очередь, также делает шаги навстречу, то есть, отношения между говорящим и слушателями никак не может являться антагонистическими.

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

Главное отличие современной риторики от ее античной вариации – это отсутствие пассивного слушателя. Если во

Слайд 36ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ РИТОРИКА

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ РИТОРИКА

Слайд 37Формирование умений и навыков эффективного профессионального общения.

Формирование умений и навыков

реализации различных видов общения.

Формирование умений и навыков создания текстов разных

речевых жанров.

Повышение уровня грамотного письма.

Воспитание граждан страны – личностей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить, строить эффективные коммуникации на любом уровне (развитая языковая личность).




ЗАДАЧИ РИТОРИКИ КАК НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ

Формирование умений и навыков эффективного профессионального общения.Формирование умений и навыков реализации различных видов общения.Формирование умений и навыков

Слайд 38Тематический план

Тематический план

Слайд 39
- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном; др.);

- тестировании

(письменном или компьютерном);

- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;

- проведении собеседования

(в том числе во время консультаций);

- организации различных видов коллоквиумов (устный, письменный,
комбинированный, др.);

- подготовке эссе, рефератов, других видов письменных работ,
выступлении на научных мероприятиях, проводимых Институтом;

- других формах образовательной деятельности (по усмотрению
преподавателя).

Преподаватель оценивает образовательные достижения обучающихся при:

- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном; др.);- тестировании (письменном или компьютерном);- проверке выполнения индивидуальных домашних

Слайд 40- активность, содержательность и результативность участия обучающихся в дискуссиях, тренингах,

круглых столах, пр.;

- участие в подготовке и проведении ролевых и

деловых игр, других видах активных и интерактивных занятий;

- активность и результативность участия обучающихся в научных мероприятиях.

Для того чтобы обучающийся мог быть допущен к промежуточной аттестации, необходимо выполнение им всех заданий, данных преподавателем.

С. 130 РП - Контрольные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Риторика для юристов». 60 вопросов

При оценке образовательных достижений преподавателем учитываются в том числе:

- активность, содержательность и результативность участия обучающихся в дискуссиях, тренингах, круглых столах, пр.;- участие в подготовке и

Слайд 41НАУЧНЫЙ КРУЖОК «ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТОВ»

НАУЧНЫЙ КРУЖОК  «ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТОВ»

Слайд 42Практика публичных выступлений - большая ценность для будущего юриста.

В

диалоге с живым человеком не подготовишь презентацию, да и тезисы

быстро разобьются о скалу возражений.

Учитывая динамику живого общение и близкий контакт, профессиональный юрист обладает следующими умениями:  - Слушать, слышать и вовремя реагировать на речь собеседника  - Подстраиваться под темп, эмоциональный посыл, тон  - Инициировать диалог с любым, даже малознакомым, человеком  - Управлять эмоциями и быстро перестраиваться - Ненавязчиво убеждать, вовлекать, заинтересовывать

- С легкостью устанавливать контакт с аудиторией

- Делать грамотную самопрезентацию
- Отстаивать свою точку зрения
- Быть интересным собеседником

- Возможность подготовить выступление с убеждающей речью

Цели и задачи:

Практика публичных выступлений - большая ценность для будущего юриста. В диалоге с живым человеком не подготовишь презентацию,

Слайд 43План работы кружка:

План работы кружка:

Слайд 44Место гуманитарных наук в современном обществе.

Предмет, задачи, общие принципы,

основные категории риторики. Общая и частная риторика.

Риторика как наука о

способах убеждения.

Роль науки о красноречии в профессиональной подготовке юриста.

Виды красноречия.

Судебное красноречие: понятие, специфика.

История развития общемировой судебной риторики.

История развития судебной риторики в России.

Задание к практическому занятию

Место гуманитарных наук в современном обществе. Предмет, задачи, общие принципы, основные категории риторики. Общая и частная риторика.Риторика

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика