Слайд 1ТЕМА: Понятие
об однородных членах предложения
Слайд 2Задание: выразительно прочитайте «мудрые мысли» К.Г. Паустовского.
С русским
языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки , блеск красок, игру света, шум и тень садов , неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский
Слайд 3Признаки
однородных членов
относятся к одному и тому же слову
отвечают на
один и тот же вопрос
являются одинаковыми членами предложения
равноправны по отношению
друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью
произносятся с интонацией перечисления
Слайд 4Задание: запишите предложения
и найдите однородные члены
1. Зима ещё хлопочет
и на весну ворчит. (Ф.И. Тютчев)
2. Шумит, клубит волной своей
Кипучий, тёмный и седой
Поток, не скованный зимой.
А.С. Пушкин
Слайд 5
ВЫВОД:
в предложении может быть несколько рядов однородных членов
Повторяющиеся слова
однородными членами не являются
Слайд 6Вывод:
между однородными членами при отсутствии союза
ставится запятая
Слайд 7Укажите неверное утверждение :
1.Однородные члены – это ряд одинаковых
членов предложения.
2. Однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая
выражается союзами и интонационно.
3. Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи.
4. Однородные члены соединены между собой подчинительной связью
Слайд 8Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях :
На
взгляд-то он хорош(1) да зелен.
Часовой дошёл до противоположного угла(2) и
повернул обратно.
Он был ни то(3) ни сё.
1)1,2,3 2)1 3)1,3 4)1,2
Слайд 9Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях:
Безмолвие царствовало всюду(1)
в поле (2) в роще (3) над рекой.
Радостью (4) счастьем
(5) надеждой (6) всем поделись со своим другом.
Горы (7) и степь (8) цветущие деревья (9) и виднеющаяся вдали лента реки (10) ничто не радовало глаз.
1. (1:) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (8,) (10-)
2. (1,) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (8,) (10-)
3. (1:) (3,) (5,) (10-)
Слайд 10Укажите правильное объяснения постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Для
метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания (
) и реализации его в художественном образе.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
2. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
4. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
Слайд 11Объясните пунктуацию в предложении:
Давно стемнело ( ) и звёзды ярко
сияли на бархатном темно-синем покрывале небосвода.
1. Сложносочиненное
предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Слайд 12 ИТОГ
На уроке я узнал …
Урок мне был
интересен, потому что…
Я с пользой провел(а) время на уроке, т.к.
…