Слайд 1
Понятия, определения
физической культуры
Слайд 2Основные понятия теории и методики физического воспитания
Физическая культура, 2) физическое
воспитание, 3) физическое развитие,
3) физическая подготовка, 4) физическая подготовленность,
5) физическое совершенство, 6) спорт.
Слайд 3Физическая культура – составная часть культуры общества, одно из средств воспитания
человека, основанного на использовании физических упражнений для физического самосовершенствования, укрепления
здоровья, оптимизации физического состояния.
Физическая культура - часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации.
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическая культура - это социальная деятельность, направленная на укрепление здоровья и физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и всего того, что необходимо для деятельности человека. Как часть общей культуры она оказывает влияние на воспитание человека, становление личности профессионала.
Слайд 4Понятие и определения физического воспитания
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим
содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями
и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Физическое воспитание - это многолетний процесс, распространяющийся на все последующие после рождения человека периоды онтогенеза (индивидуального развития).
Слайд 5Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются:
обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и
формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Воспитание физических качеств - является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Слайд 6Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в
виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда
процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств».
Слайд 7Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на
протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного
развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).
Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.
Слайд 8Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой
работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в
определённой деятельности, либо способствующих её освоению.
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка - направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека.
Слайд 9Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической
подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного
человека современности являются:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;
2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;
4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;
5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.
Слайд 10Физическая подготовленность - результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития
физических качеств, приобретения двигательных навыков и умений, необходимых для успешного
выполнения той или иной деятельности. Характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Слайд 11Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а
также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.
Характерной особенностью
спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.
Слайд 12Общеметодические принципы
физического воспитания
Слайд 13Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического
воспитания.
Принцип сознательности и активности - его назначение состоит в том,
чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.
В процессе физического воспитания должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий физическими упражнениями и спорту.
Слайд 14Принцип активности.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень
его включения в работу.
Активность человека является фактором, зависящим от сознания.
При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация потребности, интересы и цели.
Из данного принципа вытекают следующие требования:
• Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.
• Сознательное изучение и освоение двигательных действий.
• Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни.
• Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.
Слайд 15Принцип наглядности.
Наглядность – означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения
двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического
воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям, использование иллюстративного материала (киноциклограмм, видеозаписи), наглядных пособий, введение в обстановку действия разметок, разграничительных линий, наглядных ориентиров.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.
Слайд 16Принцип доступности и индивидуализации - в физическом воспитании означает требование
оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
Назначение
этого принципа в следующем:
1.Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности.
2.Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Слайд 17Методы физического воспитания
Методы физического воспитания – это специальные способы организации двигательной деятельности
занимающихся, позволяющие решать задачи обучения двигательным действиям и воспитания физических
качеств. В процессе физического воспитания используются две группы методов: специфические методы и общепедагогические методы.
Методы строго регламентированного упражнения
Игровой метод
Соревновательный метод
Словесные методы (методы речевого воздействия)
Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)
Слайд 18
Специфические методы включают в себя:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование
упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод;
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы
(методы речевого (вербального) воздействия);
2) наглядные методы (методы наглядного воздействия).
Слайд 19Методы строго регламентированного упражнения
Сущность этого метода заключается в том, что
каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно
обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой по ходу занятия; 3) точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями; 4) избирательно воспитывать физические качества.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1)методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий;
2) методы, направленные на воспитание физических качеств.
Слайд 20Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.
Структуру этих методов определяет характер
выполнения упражнений – непрерывность или прерывистость (дискретность). По этому признаку,
методы, направленные на воспитание двигательных качеств можно подразделить на две группы: 1) методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки (непрерывный метод); 2) методы интервального упражнения (интервальный метод).
1) Непрерывный метод – характеризуется однократным непрерывным выполнением физических упражнений при отсутствии пауз отдыха. Непрерывный метод можно применять в двух вариантах:
Первый вариант – метод равномерного длительного упражнения, в основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, велоезда и т. п.).
Второй вариант - метод длительного выполнения упражнения в режиме переменной нагрузки. Этот метод также связан с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе.
Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении движений ациклического характера, которым придаётся искусственно-циклический характер путём слитных повторений (например, многократные, без пауз отдыха приседания, наклоны, отжимания в упоре лёжа, поднимание отягощений и т. д.).
Слайд 212) Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка
прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха.
Интервальный метод можно использовать в
двух вариантах:
Первый вариант – метод стандартно-повторного упражнения – характеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий, без существенных изменений скорости или мощности выполняемых упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного отрезка дистанции(200, 400 метров и др.) с постоянной, непредельной, но достаточно высокой скоростью и с регламентированными интервалами отдыха (2 минуты спокойной ходьбы). Аналогичным образом могут быть нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с отягощениями.
Второй вариант – метод вариативного интервального упражнения – отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения тренировочной программы. Это достигается различными путями: 1) изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа); 2) сменой способов выполнения действий (путём варьирований интервалов отдыха, внешних условий выполнения упражнений, дополнительных отягощений или сопротивлений).
Слайд 22Примеры методических приёмов вариативного интервального упражнения:
• в переменном режиме;
• с
увеличением или уменьшением скорости (мощности) выполняемых упражнений;
• с увеличением или
уменьшением длины отрезков дистанции или времени выполнения упражнений;
• с сокращением или увеличением пауз отдыха между выполняемыми упражнениями;
• комбинирование методических приёмов.
Слайд 23Организационно-методическая форма занятий – «круговая тренировка».
Круговая тренировка включает ряд частных
методов строго регламентированного упражнения.
Основу круговой тренировки составляет серийное (с интервалами
отдыха или слитное) повторение нескольких видов упражнений заранее подобранных и объединённых в комплекс.
Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8 – 10 станций, которые оснащаются соответствующим оборудованием или символом упражнения, изображенным на рисунке. Большинство упражнений имеет относительно локальную направленность, то есть воздействует на определённую мышечную группу, но есть, как правило, и 1 – 2 упражнения общего воздействия.
Слайд 24Число повторений на каждой станции можно определять индивидуально, в зависимости
от теста, который называется «максимумом повторений» (М. П.). Этот тест
проводится предварительно на максимально доступное число повторений на каждой станции, а затем в качестве тренировочной нормы можно определять число повторений индивидуально для каждого упражнения (50%, 70%, 90%, или 1/3, 1/2, 2/3 и т. п.).
В комплекс круговой тренировки включают технически сравнительно не сложные и предварительно хорошо разученные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения с отягощениями или сопротивлениями.
Весь круг в отдельном занятии проходят от 1 до 3-х раз слитно или интервально, дозируя общее время прохождения или интервалы отдыха, а также число повторений.
Слайд 25Игровой метод.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность
занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой
метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (футболом, баскетболом, волейболом), или подвижными играми. В принципе он может быть применён на материале любых физических упражнений, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода (фартлек, спортивное ориентирование).
Слайд 26Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие особенности:
• Игровой метод
обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений
и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры).
• Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей.
• Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у занимающихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств.
• При использовании игрового метода, педагогическое управление усложняется и приобретает новые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчёте на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, в тактических установках). В определённой мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путём изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов, оборудования и другими способами).
• Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Слайд 27
Соревновательный метод.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием
соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в
которых они должны соревноваться.
Слайд 28Соревновательный метод позволяет:
• Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять
уровень их развития.
• Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями.
•
Обеспечивать максимальную физическую нагрузку.
• Содействовать воспитанию волевых качеств.
По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее зффективному их развитию. В спорте соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.).
Слайд 29 Словесные методы (методы речевого воздействия).
Роль слова в любом педагогическом процессе
исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога в физическом воспитании,
связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют восприятия, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых.
Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы. Для процесса физического воспитания характерно использование лаконичных речевых форм, чему способствует специальная терминология и тесная связь слова с движением.
Слайд 30Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности
способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К
ним относятся:
1) Метод непосредственной наглядности – показ упражнений преподавателем или его помощником. Этот метод предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При этом необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра или маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т. п.), повторность демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражая структуру действия.
Слайд 312) Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися
двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация
иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы, рисунки фломастером на специальной доске.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений а также тактических действий в игровых видах спорта.
Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров (флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).
Слайд 32
Методы срочной информации. Эти методы предназначены для получения преподавателем и занимающимися
с помощью различных технических устройств срочной информации по ходу или
после выполнения двигательных действий с целью их коррекции, либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и др.). Например: различные тренажёрные устройства (велоэргометры, беговые дорожки (тредбаны), гребные тренажёры, оборудованные встроенными компьютерами), которые позволяют управлять системой регулирования нагрузки, а также тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры.
Слайд 34Исходное определение средств физического воспитания
Для достижения цели физического воспитания применяются
следующие группы средств: 1) физические упражнения 2) оздоровительные силы природы
3) гигиенические факторы.
Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения.
Слайд 35Вспомогательные средства– оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Оздоровительные силы
природы используются по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие
наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). Гигиенические факторы – личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, питания, сна.
Слайд 36Физические упражнения - это такие виды двигательных действий, которые направлены на
реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Физическое
упражнение рассматривается с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения. Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причём многие из них существенно отличаются друг от друга как по содержанию, так и по форме.
Слайд 37Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений
Оздоровительное значение. Выполнение физических
упражнений вызывает морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на
улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т. п.
Образовательная роль. Через выполнение физических упражнений познаются законы движения в окружающей среде, а также собственного тела и его частей.
Воспитательная роль. Выполнение физических упражнений зачастую требует проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Слайд 38
Классификация физических упражнений
По преимущественному воздействию их на физические качества человека
Первая
группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий
(спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).
Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции).
К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.).
Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).
Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:
Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).
Спортигры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и т.д.).
Слайд 39Эффект упражнения
Под эффектом физических упражнений подразумевается вызываемые их воздействием изменения
в состоянии организма человека. В целом эффект упражнения трансформируется в
сложном комплексе организменных процессов, протекающих во времени и по фазам (Рис. 1).
Слайд 40Рис. 1. Схема, иллюстрирующая фазы изменений, происходящих в организме в
процессе и в результате выполнения упражнений значительной продолжительности и интенсивности:
ОР - У - динамика оперативной работоспособности, утомления и его устранения;
ФА - динамика функциональной активности отдельных систем организма;
БВ - динамика расходования и восстановления биоэнергетических веществ;
ЭСК - эффект суперкомпенсации
Слайд 41Первая фаза – рабочая фаза. В рабочей фазе, то есть
в ходе выполнения упражнения, происходит оперативная реализация работоспособности в той
мере, в какой того требует выполнение данного упражнения.
Если выполняемая нагрузка в занятии имеет значительную продолжительность и интенсивность (большая или значительная нагрузки), то уровень оперативной работоспособности к концу занятия снижается и возникает явное (некомпенсированное) или скрытое (компенсированное) утомление.
В рабочей фазе возрастает степень функциональной активности органов и систем, обеспечивающих выполнение упражнения, одновременно расходуются биоэнергетические вещества (гликоген, креатинфосфат и др.).
Слайд 42Вторая фаза – фаза восстановления. По окончании упражнения (или занятия),
с началом следующего за ним отдыха, начинается фаза восстановления, к
исходу которой ряд показателей возвращается к дорабочему уровню. В этой фазе по механизмам саморегуляции состояния организма протекают обменные процессы, обеспечивающие устранение нарушений его гомеостаза. Возвращается к исходному уровню дыхательная и сердечно-сосудистая системы, ликвидируется кислородный долг, избыток молочной кислоты в крови и в мышцах и т. д.
Слайд 43Третья фаза – суперкомпенсаторная фаза. Если нагрузка в занятии была
большой или значительной, то возникает суперкомпенсаторная фаза (сверхвосстановление). Одно из
замечательных свойств организма состоит в том, что он способен восстанавливать свои истраченные в процессе деятельности рабочие ресурсы не просто до исходного уровня, а как бы с избытком, обретая дополнительные функциональные возможности. Именно на этой основе возникает суперкомпенсациооный эффект физических упражнений, который объясняется происходящим после достаточно напряжённой мышечной работы избыточным восстановлением биоэнергетических веществ и обновлением белковых структур в активно функционировавших системах организма. Не всякое занятие сопровождается эффектом суперкомпенсации. Такой эффект могут вызвать лишь занятия с большими и значительными нагрузками.
Слайд 44Четвертая фаза – редукционная фаза. Если следующее занятие будет проводиться
более, чем через три дня, то эффект суперкомпенсации исчезает и
наступает редукционная фаза, то есть практически состояние организма возвращается к исходному, бывшему до занятия.
Слайд 45Различают тренировочные эффекты: 1) срочный, 2) отставленный и 3) кумулятивный эффекты
упражнений.
Срочный тренировочный эффект может наблюдаться в процессе выполнения упражнения или серии
упражнений, а также после окончания занятия.
Отставленный тренировочный эффект – это то, во что преобразуется срочный тренировочный эффект, в зависимости от времени, проходящего до начала следующего занятия.
Кумулятивный тренировочный эффект – это результат соединения срочных и отставленных тренировочных эффектов достаточно большого числа занятий, серии микроциклов или мезоциклов (не менее шести недель), воплощённый в приобретении или улучшения состояния тренированности или состояния спортивной формы. Проблема теории спорта состоит в оптимальном управлении кумулятивным тренировочным эффектом.
Слайд 46Классификация физических упражнений по структуре движений
Мышечная работа при выполнении физических упражнений
может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает
первая, в других вторая.
Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного характера.
К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, гребля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.
К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.
В упражнениях со смешанным характером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического характера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.
При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др.