Слайд 1 Шишкина Алена Викторовна –
учитель физической культуры
Первая квалификационная категория
МКОУ
СОШ №20
Обобщение опыта работы
Слайд 2«Ученик – это не сосуд, который надо заполнять, а факел,
который надо зажечь»
Л.Г.Петерсон
Слайд 3Тема работы:
«МОТИВАЦИЯ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Слайд 4Актуальность работы
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом,
выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области
подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
Слайд 5 Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование.
Поскольку мотив
всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования
практически все ученые педагоги и психологи. Мотив здесь рассматривается как
основа самоорганизации личности.
Слайд 6 Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные,
что впрочем, не исключает их сосуществования.
К первым можно отнести
желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично.
Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.
Слайд 7 Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников будет эффективным
если:
в программу по физической культуре будут внедрены интегрированные уроки;
во внеклассную
работу будут включены преимущественно игры соревновательного характера
Слайд 8 Ребенок, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому,
что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для
здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит только физкультура.
Слайд 9Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются:
Охрана и укрепление
здоровья детей;
Формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии
с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки и укрепления здоровья;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Слайд 10 Система физического воспитания детей включает в себя следующие звенья:
укрепление здоровья
и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
формирование
и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
развитие основных двигательных качеств;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения;
формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;
привитие организаторских навыков.
Слайд 11Для повышения мотивации необходим гуманистический подход
на уроках физкультуры
Он заключается
в
Удовлетворенности – необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры.
Мотивации
физкультурно-спортивных занятий
Слайд 12Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры
Слайд 13Уровень мотивации к урокам физической культуры учащихся МКОУ СОШ №
Слайд 14В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы побуждающие к
занятиям физической культурой:
Слайд 15Мотивы, мешающие занятиям физической культурой
Слайд 16Формы и методы
работы по повышению мотивации на уроках физической
культуры и во внеклассной деятельности
Слайд 17На уроках используются мною следующие методы:
фронтальный метод,
поточный метод,
посменный метод,
круговой метод ,
игровой метод.
индивидуальный метод ,
соревновательный метод ,
Слайд 18Фронтальный метод
успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей
страховки, например – при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого
и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Слайд 19Мотивация
при фронтальном методе
Здесь я обязательно даю соответствующую информацию
как при обучении движению, так и при его совершенствовании.
Эта
информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.
Например, начиная обучение упорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
Слайд 20Поточный метод
состоит в том, что учащиеся одно и то же
упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком.
Преимущество
одного потока — в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.
Слайд 21 Здесь я использую анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю детям
после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не
получилось, что выполняющий сделал неправильно.
Обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
Мотивация
при поточном методе
Слайд 22Посменный метод
состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются
на смены, на очереди для выполнения упражнений. В каждой из
смен столько учеников, сколько могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами
Слайд 23Круговой метод
состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая
группа по заданию учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают
в основной части урока в тех случаях, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание учителя.
В каждой группе назначается старший, который наблюдает за детьми во время занятий.
Слайд 24
Мотивация
при посменном и круговом
методах
Здесь перед каждым учеником я ставлю
минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившего движение, задача на
уроке более сложная, чем у слабого ученика. Сильному ученику я, например, предлагаю после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения. При этом всегда прошу сильного ученика помочь более слабому учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться и объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается.
Слайд 25Индивидуальный метод
заключается в том, что каждый учащийся выполняет упражнение, а
остальные наблюдают. Такой способ применяется в учетных уроках. Он позволяет
учителю после выполнения каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее выполнение упражнения, на недостатки и ошибки, что очень важно в образовательном и воспитательном отношении.
Слайд 26Мотивация
при индивидуальном методе
В работе с детьми учителю ни в
коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на формирование двигательных
навыков и развитие физических качеств учащихся, существенным образом зависит от силы их нервной системы(особенно со стороны возбуждения). Практика показывает, например, что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и развитие, двигательные качество более значительно у детей со слабой нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность – у детей с сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на обучаемость лиц с сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы обучения.
Слайд 27Игровой метод
«сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с
образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается
достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.
Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д.
Слайд 28
Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости,
ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения
двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
Слайд 29 Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять
их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных
задач, например, в разминке(«Пятнашки», «У медведя во бору») или упражнения соревновательного характера в парах («Тяни-толкай», Фламинго).
При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Мотивация
при игровом методе
Слайд 30Соревновательный метод
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем
спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с
самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Слайд 31 Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к
физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат
двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Поэтому мы с учениками ведем карточку учета результатов, в школе есть стенд, где показано участие классов в соревнованиях различного уровня.
Мотивация
при соревновательном методе
Слайд 32Главной формой физического воспитания школьников является урок.
Уроки физической культуры
состоят, как правило, из трех частей:
подготовительной,
основной,
заключительной.
Слайд 33Мотивация
на подготовительном этапе урока
Подготовительная часть урока играет вспомогательную роль
и служит созданию необходимых предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Характерными
задачами, которые решает педагог в этой части, являются: а) начальная организация занимающихся, овладение их вниманием, ознакомление их с предстоящей работой и создание необходимой для ее успеха психологической установки; б) постепенная функциональная подготовка организма к повышенным нагрузкам и изменение его физического состояния («разогревание»); в) создание благоприятного эмоционального состояния.
В меру необходимости в вводной части могут решаться и некоторые образовательные, а еще чаще воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции этой части — введению занимающихся в работу.
Слайд 34Мотивация
на основном этапе урока
Основная часть урока служит непосредственному решению
всех предусмотренных программами и планами текущей работы образовательных, воспитательных и
гигиенических (оздоровительных) задач физического воспитания. Это гармоническое общее и необходимое специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливание организма; вооружение занимающихся общими и специальными знаниями в области двигательной деятельности, умением управлять своим двигательным аппаратом, а также формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
В тесной связи с этими специфическими задачами физического воспитания в основной части урока (как и в других его частях) решаются также широкие задачи нравственного и эстетического воспитания.
Слайд 35Мотивация
на заключительном этапе урока
Заключительная часть урока предназначена для завершения
работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а
также создания в возможной мере установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц; регулировка эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов учебной деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных занятий и заданием на дом и т. п.
Слайд 36
Действия учащихся будут успешными, если учитель:
- хорошо знает возможности учащихся
класса (физические, интеллектуальные);
- ведет карточку здоровья каждого ученика;
сам владеет физкультурной
терминологией;
- приучает детей слушать эти слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.
Слайд 37В 2011 году был проведён опрос учащихся
Физическая активность школьников изучалась по таким педагогичес-ким параметрам как
вид спорта, которым занимается школьник;
мотивация к занятиям;
регулярность, частота занятий, продолжительность одной тренировки и сумма времени занятий за неделю;
организационные формы занятий (самостоятельно дома с родителями, в школьной секции).
Анализировалась также мнение учащихся о целесообразности занятий физической культуры. В исследовании приняло участие 276 школьников (юноши-129, девушки-147)
Слайд 38Опросник:
Интересно ли проходят уроки физической культуры?
2. Нравятся ли вам эти
уроки?
3. Нужны ли эти занятия вообще?
4. Если ли необходимость в
увеличении количества данных занятий в течение учебной недели?
5. Считаешь ли ты уроки физической культуры полезными для себя?
Слайд 39Данные исследования показали, что большинство учащихся (79,8%) считают занятия физической
культурой и спортом полезным и нужным делом, им нравятся, как
проходят уроки физической культуры, они заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом.
Слайд 40Кроме этого мы проводим спортивные мероприятия для пропаганды ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Слайд 41Фестиваль легкой атлетики
Осенний кросс
Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу
Лыжные соревнования
Веселые старты
Спортивный
праздник
Неделя физкультуры и спорта
Легкоатлетическая эстафета
Зарница и др.
Внутришкольные традиционные мероприятия:
Слайд 42ПРИВЛЕКАЮ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ ОТДЫХУ