Слайд 1Портрет в искусстве России
XVII - XVIII-XIX вв.
8 классы
Слайд 2Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Портрет»
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно
на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем
живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет…
Слайд 3Портреты :
И.Н. Никитин – Напольный гетман, Петр 1 на
смертном ложе
А.М. Матвеев – Автопортрет с женой
И.П. Аргунов –
портрет Екатерины 2 для Сената
Исторический жанр :
А.П. Лосенко - Прощание Гектора с Андромахой
Г.И. Угрюмов – Взятие Казани, Торжественный въезд Александра Невского в Псков
Бытовой жанр:
М. Шибанов - Крестьянский обет
Слайд 4Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко
известной иконе «Спас Нерукотворный» («Троица») хорошо заметны новые реалистические черты
живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова (1626 – 1686), тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др.
Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер.
(1626-1686)
С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата
Слайд 5Парсу́на ( «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском
царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Иван Грозный.
Алексей Михайлович в «большом наряде», 1682
Надгробный портрет
Скопина-Шуйского (1670-е)
Слайд 8Живопись петровского времени
Слайд 13ВЕК ПОРТРЕТА
Никитин Иван Никитич (1685(8)-1742)
Портрет Петра Великого
Талант Никитина заметил
Петр I и отправил его учиться в Италию, так как
считал , что есть великие мастера и из русского народа.
Слайд 19Портретная живопись
второй половины XVIII века.
Слайд 20
Антропов Алексей Петрович (1719-1795)
Портрет
Ф.Я. Дубянского
Расцвет русского портрета падает
на вторую половину XVIII в.
А. П. Антропов-
одна из самых примечательных фигур ломоносовской поры в русской художественной культуре
Портрет
императора
Петра I
Портрет атамана Ф.Краснощекова.1761
Портрет А.М.Измайловой.1759
ВЕК ПОРТРЕТА
Антропов Алексей Петрович (1719-1795)
Слайд 25Ива́н Петро́вич Аргуно́в
(1729—1802) — русский живописец-портретист, находившийся в крепостной
зависимости от графов Шереметевых
Слайд 28Через всю свою жизнь И.Аргунов пронес веру в человека и
его возможности, в своих моделях он искал и находил светлое
положительное начало.
В изображениях
И. Аргунова выступает живой интерес художника к личности, вне ее сословной принадлежности и общественного положения.
Портрет актрисы
П.И. Ковалевой- Жемчуговой
Слайд 29Великие портретисты России
Фёдор Степа́нович Ро́котов
(1735? -1808)
русский художник, портретист, представитель
стиля рококо.
Слайд 30Портрет Екатерины II (1780г.)
Изображена владычица империи и женщина в расцвете
лет.
Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну
и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус.
Слайд 31Граф Г.Г. Орлов (1762-1763)
Портрет румяного красавца (фаворита Екатерины II)
в
эффектном парадном мундире
Слайд 32Портрет А.П. Струйской , 1772 г.
Образ прекрасной женщины, овал лица,
тонкие брови… глаза – гордость и чистота. Переливы цвета и
света создают легкую дымку загадки.
Портреты отличаются проникновенностью, поэтичностью, особым живописным почерком, легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя.
Ее называют русской Джокондой
Слайд 33Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты
помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова
снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Слайд 34ВЕК ПОРТРЕТА
Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
Ф.Рокотов- один из
самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в.
Это художник самобытного дарования , необычайно поэтический и лирический.
Портрет Е.Орловой
Портрет князя
И.Барятинского
Портрет графа Орлова
Слайд 35В.Л. Боровиковский
(1757 —1825 ) — русский художник , мастер портрета,
академик Императорской академии художеств, работавший в стиле сентиментализма
Слайд 36В.Л. Боровиковский
Портрет М.И. Лопухиной (1797г.)
Окружена предметами, пытается передать личные
стороны характера
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той
улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
\Я.П.Полонский
Слайд 37Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Лопухиной
Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли
бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…
Я.П.Полонский
Слайд 38Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той
улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви и мысли
— тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .
Я.П.Полонский
Слайд 39 В. Боровиковский. Екатерина II
в Царскосельском парке
Жанр в изобразительном искусстве, воссоздающий облик человека, называется портретом. Портрет должен быть похож на человека, позирующего художнику, и отражать время, в которое он был написан: оно в деталях одежды и в предметах интерьера. Главная задача художника- раскрыть внутренний мир человека.
Слайд 40ВЕК ПОРТРЕТА
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
В. Л. Боровиковский внес в
русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих
чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Он обладал поистине виртуозной живописной техникой и по праву считался одним из лучших русских портретистов.
Портрет княгини
Барятинской
Портрет
Г.А.Державина
Слайд 42Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735 - 1822)
Мастер парадного и камерного
портрета, представитель классицизма
Автопортрет (1783 г.)
Слайд 44Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в
виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы,
жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе
Екатерина II – Законодательница
(1783 г)
Слайд 45Портрет М. А. Дьяковой (1778 г.)
Почти неуловимыми различиями в
наклоне головы, изгибе шеи, движении плеч он придавал каждому персонажу
самостоятельную позу, сохраняя при этом ее живость и естественность; то же происходило с костюмом, прической, украшениями, деталями — всегда неповторимыми. Художник, мобилизуя свою изобретательность и ресурсы живописца, добивался в каждом случае новых комбинаций, сходных только своей жизненной убедительностью и психологической точностью.
Слайд 46Д.Левицкий выразил стиль эпохи, образ мышления и чувствования своих современников.
Художник мастерски изображает материальную красоту вещей.
Портрет Агафьи Левицкой,
дочери
художника
Слайд 47
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Анны Воронцовой
в детстве
Портрет Н.И.Новикова
Дмитрий
Левицкий создал целую портретную галерею людей своего времени.
Слайд 48Художник избрал форму самого торжественного портрета – парадного, однако по -
новому осмыслил его: изображено как бы выступление на сцене перед
зрителями
Е. Нелидова в «пастушеском
платье», 1773
Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова.
1772
Слайд 50Задания.
1.Объясните причины развития жанра портрета в России 18 в.
2. Подготовьте
сообщение о серии портретов воспитанниц Смольного института кисти Д.Левицкого.
3. Расскажите
об особенностях парадного портрета на примере работ одного из портретистов 18 века.