Слайд 1Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России.
Кашенов А.Т.,
к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР
Слайд 2Общие положения пересмотра и внесения поправок в Конституцию
2. Пересмотр Конституции
3.
Внесение поправок в Конституцию
4. Изменение Конституции в связи с изменением
состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации.
Слайд 3
Общие положения пересмотра и внесения поправок в Конституцию
Слайд 4Субъекты права инициативы пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской
Федерации
1. Президент Российской Федерации (с учетом части 3 статьи 92
Конституции Российской Федерации
2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
4. Правительство Российской Федерации
5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы
Слайд 9Пересмотр Конституции
Конституционное Собрание - специальный орган учредительной власти, создаваемый в
соответствии с федеральным конституционным законом.
К ведению Конституционного Собрания относятся:
подтверждение неизменности
Конституции Российской Федерации;
разработка проекта новой Конституции Российской Федерации;
принятие проекта новой Конституции России 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания;
вынесение проекта новой Конституции России на всенародное голосование;
установление порядка вступления в силу новой Конституции России.
Слайд 13Пересмотр Конституции
Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации,
обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
(Статья
1 Федерального конституционного закона
от 20 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации)
Слайд 14Пересмотр Конституции
1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем
через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых
назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.
2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.
(Статья 23 Федерального конституционного закона
от 20 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации)
Слайд 15Пересмотр Конституции
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся,
если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных
в списки участников референдума.
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
(Статья 80 Федерального конституционного закона
от 20 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации)
Слайд 16Вопросы для самопроверки
Имеет ли право исполняющий обязанности Президента вносить предложения
о пересмотре и поправках к Конституции?
Что такое Конституционное Собрание?
Какой орган
государственной власти принимает решение о пересмотре Конституции?
Кто назначает референдум по проекту новой Конституции?
Имеет ли право Конституционное Собрание подтвердить неизменность действующей Конституции?
Слайд 173. Внесение поправок
в Конституцию
Слайд 18Внесение поправок в Конституцию
Правовой основой внесения поправок в Конституцию являются:
1.
Статьи 134, 136 Конституции Российской Федерации
2. Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации
3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации
Слайд 19Внесение поправок в Конституцию
Поправки к главам 3 - 8 Конституции
Российской Федерации к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.
Статья 2 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ
«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации
Слайд 20Внесение поправок в Конституцию
Субъекты права инициативы внесения поправок в Конституцию
Предложение
о внесении поправок в Конституцию
Слайд 21Внесение поправок в Конституцию
Субъекты права инициативы внесения поправок в Конституцию
Предложение
о внесении поправок в Конституцию
Принятие проекта закона Государственной Думой большинством
в 2/3 от общего числа голосов депутатов
Одобрение проекта закона Советом Федерации большинством в 3/4 от общего числа голосов депутатов
Слайд 22Внесение поправок в Конституцию
Субъекты права инициативы внесения поправок в Конституцию
Предложение
о внесении поправок в Конституцию
Принятие проекта закона Государственной Думой большинством
в 2/3 от общего числа голосов депутатов
Одобрение проекта закона Советом Федерации большинством в 3/4 от общего числа голосов депутатов
Одобрение закона о поправке законодательным представительным органом субъекта РФ
Подписание и обнародование закона
Президентом РФ
Слайд 23Внесение поправок в Конституцию
Законы Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской
Федерации
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря
2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
Слайд 24Вопросы для самопроверки
Что понимается под поправкой к Конституции?
В течение какого
срока законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут
принять решение о проекте закона о поправках к Конституции?
Кем определяется порядок рассмотрения проекта закона о поправках к конституции законодательными органами субъектов Российской Федерации?
Имеет ли Президент право veto в отношении закона о поправке к Конституции?
Может ли закон о поправке к Конституции противоречить положениям действующей Конституции?
Слайд 254. Изменение Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации
и наименований субъектов Российской Федерации.
Слайд 26Изменение Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации
Правовая основа:
Часть
1 статьи 137 Конституции Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 17
декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
Слайд 27Изменение Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации
Принятие в
Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов
Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части
Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
Изменение части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации
Слайд 28Изменение Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации
Образование в
составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава
субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Слайд 29Изменение Конституции в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации
Правовая
основа:
Часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации
Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации
Решения субъектов Российской Федерации об изменении наименования
Указ Президента о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации
Слайд 30Изменение Конституции в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации
Принятие
субъектом Российской Федерации решения об изменении наименования государства или его
части.
Издание указа Президента Российской Федерации о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации
Слайд 31Вопросы для повторения
На основании какого нормативного правового акта вносится изменение
в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в случае
образования в ее составе нового субъекта?
Каким нормативным правовым актом вносится новое наименования субъекта российской Федерации в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации?