Слайд 1После большой бури просто всегда тихо приходит налоговый инспектор (из
японской поэзии).
Для удовлетворенных работой ФНС налогоплательщиков составила 75%.
ФНС – лидер
в РФ по качеству деловой среды.
В рейтинге Всемирного банка Doing Business по налоговому администрированию Россия переместилось со 105 на 64 место, при этом Россия в целом находится только на 112 месте (ноябрь 2012 года)
Слайд 2Структура ФНС РФ
Центральный аппарат
Межрегиональные инспекции
Управления ФНС
по субъектам РФ
по федеральным округам (7)
Межрегиональные инспекции по федеральным округам (7)
Центральный аппарат, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов
Территориальные инспекции ФНС (городские, районные…)
Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (10)
Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных (ЦОД)
Межрайонные инспекции ФНС РФ
Управления ФНС по субъектам РФ
(82 управления)
Территориальные налоговые органы ФНС РФ
Слайд 3Функции ФНС:
контроль за соблюдением налогового законодательства (за полнотой, правильностью и
своевременностью уплаты налогов);
регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, ККТ, договоров некоммерческой
концессии;
контроль за соблюдением валютного законодательства;
контроль оборота алкогольной продукции, спирта, табака, лотерей, игорного бизнеса;
разработка форм и форматов представления налоговой отчетности в электронном виде;
представляет государство в делах о банкротстве и др.
Слайд 4Налоговая декларация (ст. 80 НК РФ)
это письменное заявление или заявление,
составленное в электронном виде и переданное по ТККС с применением
ЭЦП, налогоплательщика об объектах налога, о доходах, расходах, источниках доходов, налоговых базах, ставках, льготах, об исчисленной сумме налога и других данных служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Расчет авансовых платежей - письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по ТККС с применением ЭЦП, налогоплательщика, о базе исчисления, льготах, об исчисленной сумме платежа и других данных служащих основанием для его исчисления и уплаты.
Не подлежат представлению декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от их уплаты в связи с применением СНР.
Налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке и не имеющее объекта налога сдает по данным налогам единую упрощенную декларацию (ежеквартально).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующие календарный год превышает 100 чел., сдают декларации (расчеты) в электронном виде по установленным форматам.
Слайд 5Внесение изменений в декларацию (ст.81 НК РФ):
При обнаружении ошибок, приводящих
к занижению налога, налогоплательщик обязан представить в ИФНС уточненную декларацию.
Если ошибка не приводит к занижению суммы налога, то он вправе подать уточненную декларацию.
Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена:
до истечения срока подачи декларации;
после истечения срока подачи декларации, но до момента уплаты налога и до момента, когда налогоплательщик узнал, что ошибку обнаружил налоговый орган или он назначил ВНП;
после истечения срока уплаты и срока представления декларации, если:
а) декларация представлена до того, как налогоплательщик узнал что ошибку обнаружил налоговый орган или он назначил ВНП, при этом налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и пени;
б) декларация представлена после ВНП, которая не обнаружила неполноты отражения сведений и ошибок, занижающих налог.
Уточненная декларация (расчет) сдается по формам, которые действовали в тот период, за который вносят соответствующие изменения.
Слайд 6Обязанности по сообщению сведений в налоговые органы (ст. 85 НК
РФ)
несут органы юстиции (о лицензиях); адвокатские палаты; органы, осуществляющие ЗАГСы;
органы осуществляющие кадастровый учет недвижимости, осуществляющие регистрацию транспортных средств; нотариусы, органы опеки и попечительства и другие органы.
Органы, осуществляющие технический учет недвижимости сообщают сведения об инвентарной стоимости недвижимости, органы местного самоуправления – сведения о земельных участках – до 1 января текущего года.
Банки обязаны сообщать сведения об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов организации и ИП (в течение 3 дней), выдавать справки налоговым органам об остатках денежных средств на счете в течение 3 дней со дня мотивированного запроса налогового органа. Информация м.б запрошена после вынесения решения о взыскании налога или о приостановлении операций по счету.
Слайд 7Налоговый контроль:
это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства.
Формы налогового контроля: налоговые
проверки, получение объяснений налогоплательщиков; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений, иные формы.
Налоговый контроль осуществляют должностные лица налоговых органов. Налоговые органы, таможенные органы, ОВД, следственные органы обмениваются необходимой информацией
Слайд 8Учет организаций и физических лиц (ст.83)
Организации и ФЛ подлежат постановке
на учет в ИФНС по месту нахождения организации, месту нахождения
каждого ее обособленного подразделения; месту жительства ФЛ, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимости и транспортных средств.
Для иностранной компании местом нахождения является место нахождения международной организации и место осуществления иностранной организацией деятельности на территории России через обособленное подразделение (заявление не позднее 30 дней с начала деятельности).
Постановке на учет подлежат иностранные граждане по месту их пребывания в качестве иностранной рабочей силы на основе данных миграционной службы.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета в течение 5 дней со дня получения сведений и в те же сроки выдать соответствующее свидетельство (уведомление).
Слайд 9Виды налоговых проверок (глава 14):
камеральные и выездные.
Инструменты КНП:
- арифметический контроль;
- проверка правильности применения льгот, ставок;
- экономический анализ на
основе внутренней информации (сопоставление данных декларации и бухгалтерских отчетов, данных за разные периоды, с данными других предприятий);
- экономический анализ на основе внешней информации (информация регистрирующих органов, правоохранительных, данных других ИФНС);
- Истребование документов (ст.93).
Инструменты ВНП:
- проверка подлинных документов бухгалтерского и налогового учета 9документв д.б. представлены в течение 10 дней);
- инвентаризация;
- смотр складских. торговых и производственных… помещений;
-выемка документов, экспертиза, истребование информации о налогоплательщике; привлечение специалистов, свидетелей, понятых, переводчиков.
Слайд 10Камеральная проверка (ст. 88 НК)
проводится в налоговом органе; продолжительность –
3 месяца с момента представления декларации.
Если КНП выявлены ошибки в
декларации, противоречия и несоответствия данных в документах. Об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить пояснения относительно выявленных ошибок в течение 5 дней.
ФНС может затребованы документы: подтверждающие льготы; вычеты по НДС; документы, являющиеся основанием для расчета налогов за использование природных ресурсов.
Если выявлены ошибки, то по результатам камеральной проверки в течение 10 дней после окончания проверки составляется акт и требование об уплате налога.
Если до окончания проверки представлена уточненная декларация, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации.
Слайд 11Примеры по срокам камеральной проверки.
Укажите, когда заканчивается срок проведения проверки
в следующих двух случаях:
Налоговая декларация представлена в налоговый орган 17
апреля, 20 мая налогоплательщик получил требование о представлении книг продаж и покупок и других документов. Документы представлены 27 мая.
Декларация по НДС представлена 20 апреля, 20 мая сдана уточненная декларация. 27 мая получено требование о представлении документов. Необходимых для налогового контроля. 3 июня документы представлены в ИФНС.
Декларация по НДС за 4 квартал сдана 18 января 2010. 28 апреля ИФНС выставила требование о представлении документов, подтверждающих право на освобождение от НДС. Правомерно ли это требование?
Слайд 12Выездная проверка (ст. 89 НК РФ)
Глубина проверки – 3 календарных
года, предшествующих году в котором вынесено решение о проверке. В
случае представления уточненной декларации в рамках соответствующей ВНП проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
Налоговый орган по месту нахождения подразделения может проводить самостоятельную проверку филиалов и представительств по региональным и местным налогам.
Нельзя проводить 2 и более проверок по одним и тем же налогам, за один и тот же период. Нельзя проводить более двух ВНП в год, при этом не учитывается количество проведенных самостоятельно ВНП филиалов и представительств.
Максимальный срок проверки со дня вынесения решения о проверке до составления справки – 2 месяца, в некоторых случаях 4 или 6 месяцев.
Проверка м.б. приостановлена на общий срок не более 6 месяцев для истребования документов, до 9 месяцев – для получения информации от иностранных государств.
Слайд 13Повторные и «встречные» проверки
Разновидностью выездных являются повторные ВНП (проводится в
случае контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа; при подаче налогоплательщиком
уточненной декларации с меньшей суммой налога). Если при повторной проверке выявлены «новые» ошибки, то налоговые санкции к НП не применяются, если не доказан сговор. Повторная проверка может проводится в связи с ликвидацией и реорганизацией налогоплательщика (ст. 89).
Должностное лицо налогового органа может истребовать документы (копии или подлинники) у контрагентов и иных лиц, касающихся деятельности проверяемого. Поручение об истребовании документов направляется в ИФНС по месту учета контрагента. В течение 5 дней контрагенту направляется требование о представлении документов. Контрагент в течение 5 дней исполняет требование или сообщает об отсутствии информации. В последнем случае срок представления м.б. продлен или производится выемка документов. (ст. 93.1)
Слайд 14Продолжительность основных этапов ВНП:
Слайд 15Пример по налоговому контролю.
В ООО «Май» проведена выездная налоговая проверка,
которая закончена
1 сентября 2010. Проверяемые периоды – 2008 и
2009 годы, а также полугодие 2010 года. В результате проверки установлено следующее:
- в сентябре 2009 года в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, включена сумма материальной помощи работникам в размере 380 000 руб.;
- в 1 квартале 2010 года при расчете НДС не учтена выручка от реализации в сумме 52 000 руб. и неправомерно предъявлен к вычету НДС в сумме 38 600 руб.;
- за 2009 год не уплачен транспортный налог в сумме 2244 руб.
Акт проверки составлен 21 сентября и вручен организации 27 сентября 2010 года. Возражения по акту организация не представила. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция вынесла 1 ноября 2010 года, решение вступило в силу 23 ноября 2010 года.
Рассчитайте суммы неуплаченных налогов, пени и штрафы, начисленные по результатам выездной налоговой проверки. Предположим для простоты, что ставка рефинансирования Банка России составила в 2009 - 2010 годах 9% годовых. Как учесть суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов в бухгалтерском учете?
Штраф (20%):
налог на прибыль = 380000 х 0,2 = 76000; 15200
НДС = 52000х0,18 +38600 = 47960; 9592
транспортный = 2244; 449
Пени:
По налогу на прибыль с 29 октября 2009 по 1 ноября 2010:
76000 х 0,09/300 х 368 дней = 8390,4
По НДС с 21 апреля по 1 ноября 2010:
47960 х 0,09/300 х 194 = 2791,27
По транспортному с 2 февраля по 1 ноября: = 163,55
Предположим, что организация уплатила налоги, пени и штрафы
5 октября, т.е. на 27 дней раньше, чем вынесено решение.
В этом случае организация пересчитает пени (срок на 27 дней меньше)
Если организация не уплачивает Н и П до 23 ноября, то ей направляется требование, в котором сумма пеней будет пересчитана на дату составления требования. Однако, если организации уплатит налог 5 октября, то с 6 октября пени не увеличиваются.
Слайд 17продолжение
Предположим у ООО «Май» имеется переплата по НДС в сумме
203000 руб., которая возникла 20 октября 2012.
Организация 15 ноября
2012 подала заявление с просьбой зачесть переплату по НДС в счет погашения задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет по акту ВНП.
Инспекция приняла решение о зачете переплаты 26 ноября 2010. Какую сумму можно принять к зачету?
Слайд 18решение
С 2008 года зачет излишне уплаченных налогов производится по соответствующим
видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим видам
налогов.
Следовательно переплата по НДС м.б. зачтена в счет уплаты федеральных налогов и пеней и штрафов по федеральным налогам., т.е. НДС и налога на прибыль (как в федеральный, так и в региональный бюджет).
Т.к. переплата по НДС образовалась до момента возникновения недоимки по НДС (20.10.2010) , то пени и штрафы за неполную уплату НДС взыскиваться не должны._
На дату принятия решения о привлечении к ответственности (1.11. 2012) НП и Ш следует отразить в бухгалтерском и налоговом учете: налог на прибыль, пени и штрафы в целях налогообложения прибыли не признаются; транспортный налог включается в состав прочих расходов, учет НДС зависит от обстоятельств.
Слайд 19Налоговые правонарушения (раздел 6)
Налоговое правонарушение – виновно совершенное деяние лица,
за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность.
Срок давности привлечения лица к
ответственности – 3 года со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата налога. (неуплата налога на прибыль за 2008 год – срок давности с 1.01.2009 по 1.01.2012).
Лицо считается невиновным в совершении НП, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте НП и виновности лица, лежит на налоговых органах.
Формы вины: умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение может совершаться при обстоятельствах:
исключающих привлечение к ответственности (лицу менее 16 лет, истечение срока давности, отсутствие события правонарушения, отсутствие вины лица);
исключающие вину (стихийные бедствия, болезненное состояние, следование письменным разъяснениям законодательства неопределенному кругу лиц органами государственной власти);
отягчающих вину (совершение налогового правонарушения лицом, которое уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение);
смягчающих вину (тяжелые личные обстоятельства, под угрозой, тяжелое материальное положение).
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или ИФНС.
Слайд 20Виды налоговых правонарушений (главы 15 и 16 НК РФ)
Слайд 22Уголовная ответственность
(ст. 198,199,199.1,199.2 УК РФ)
Физическое лицо привлекается к уголовной
ответственности, если нарушение налогового законодательства содержит признаки преступления: непредставление налоговой
декларации и иных обязательных документов, или включение заведомо ложных сведений, повлекшее неуплату налога с организации в крупном или особо крупном размере.
К уголовной ответственности привлекаются – руководитель организации, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены на подписание отчетности, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов, а также физические лица (с 16 лет), налоговые агенты, инд. предприниматели.
Слайд 24Административная ответственность (Кодекс об административных правонарушениях, ст.15.3- 15.9; 19.6; 19.7;
19.4. и 19.5)
Административная ответственность применяется к должностным лицам налогоплательщиков.
Протокол составляется
должностными лицами налоговых органов.
Штрафы на граждан от 100 руб.; на должностных лиц от 300 руб.; на банки от 2000 руб. Штраф за непредставление декларации на должностных лиц – от 300 до 500 руб.
В случае, если налоговая и административная ответственность наступает в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно к налоговой и к административной ответственности.