Слайд 1Потенциальные возможности дополнительного образования лиц с ОВЗ
К.пс.н, доцент кафедры
дошкольного,
коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания
ИНО ОГПУ
Андреева Е.И.
Слайд 2Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ФЗ "Об образовании в РФ"
ст. 2 п.16)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 3Инвалид (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ст. 1)
лицо,
которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты
Устанавливает бюро МСЭ
Слайд 5Категории обучающихся с ОВЗ (ФЗ «Об образовании в РФ» ст.
79. п.5 + ФГОС ОВЗ, УО)
с нарушениями слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие)
с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
с нарушениями речи (в т.ч. ТНР)
с НОДА
с ЗПР
с нарушением интеллекта (УО)
с РАС
с ТМНР (в т.ч. со сложными дефектами)
другие обучающиеся с ОВЗ
Слайд 6Варианты получения образования ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 79
п.4, ст. 41 п. 5, ст. 63 п.2
Образование обучающихся с
ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
+ на дому или в медицинских организациях
+ семейное
+ реализация ОП с использованием ДОТ
Слайд 7п. 1 ст. 24 Конвенции о правах инвалидов
государства-участники обеспечивают инклюзивное
образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни,
стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме
Слайд 8социальная интеграция лиц с ОВЗ
доступность дополнительного образования
зачастую единственный институт
социализации лиц с ОВЗ
углубление, расширение и применение знаний, полученных в
других ОО
удовлетворение образовательных потребностей, в том числе особых
Слайд 9Виды потребностей
Познавательные
Творческие
Коммуникативные
Компенсаторные
Профориентированные
Досуговые
Слайд 10ДО лиц с ОВЗ с позиции философии
осознание ребенком различных сторон
своей личности
формирование ясного понимания им смысла своей жизни
определение своего места
среди других людей в различных сферах жизнедеятельности
Слайд 11ДО лиц с ОВЗ с позиции философии
«педагогика счастья»
«педагогика интереса»
«педагогика
детства»
«педагогика разнообразия»
«педагогика субъектности»
Слайд 12ДО лиц с ОВЗ с позиции философии
социализация
самореализация ребенка
самоопределение
активное вхождение ребенка
в культуру
оздоровление
Слайд 13ДО лиц с ОВЗ с позиции педагогики (воспитание)
организация разнообразного социального
опыта
реализация индивидуально-личностного подхода
социально-педагогическая поддержка
создание пространства самореализации личности
расширение
сферы межличностного общения
формирование рефлексивной позиции
Слайд 14ДО лиц с ОВЗ с позиции педагогики (самоопределение)
дифференциация и индивидуализация
включенность в общественные отношения
свобода выбора, многообразие видов творческой деятельности
выстраивание образовательного
процесса как последовательности жизненных обстоятельств
опора на познавательные, творческие интересы и потребности, пробуждение творческого начала
Слайд 15ДО лиц с ОВЗ с позиции педагогики (творчество)
культуротворческая деятельность
организация
субъект-субъектного взаимодействия в коллективе единомышленников;
вариативность образовательных программ при условии
свободного выбора детьми направлений своей деятельности;
комплексность и многопрофильность среды;
подбор педагогов, реализующих принципы педагогики сотворчества
Слайд 16ДО лиц с ОВЗ с позиции педагогики (профессия)
попробовать себя в
различной деятельности
получить профессиональную ориентацию, допрофессиональное образование
овладеть новой социальной ролью
в конкретной деятельности
выбрать дело всей своей жизни, профессионально овладеть им
получить сведения практически обо всех отраслях мира труда
Слайд 17ДО лиц с ОВЗ с позиции социологии
социализация
образовательно-воспитательные функции социума
социальная поддержка
сфера
свободного времени
реальная социальная сила, способная последовательно противостоять натиску всевозможных
дестабилизирующих «контркультур»
Слайд 18ДО лиц с ОВЗ с позиции социологии
деятельность, способствующая выбору профессии,
усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни
вовлечение в
жизнь сообщества на демократических принципах совместной жизнедеятельности, укрепление связи с окружающими людьми
развитие социально-психологических качеств и компетенций
Слайд 19ДО лиц с ОВЗ с позиции социологии
усвоение и интериоризация социальных
ценностей в процессе активной социально-значимой деятельности
социальная адаптация через формирование
социальной грамотности, социальной активности, социальной устойчивости
социальная автономизация через формирование адекватности самовосприятия, самопринятия, самооценки
Слайд 20ДО лиц с ОВЗ с позиции культурологии
пространство, в котором происходит
усвоение, создание и передача культурных ценностей, овладение способами культурного самоопределения
и самореализации
культуротворческая среда
способ освоения культуры социума, процесс выявления и развития творческих способностей и возможностей
Слайд 21ДО лиц с ОВЗ с позиции психологии (функции ДО)
развивающая
социализирующая
компенсаторная
релаксационная
Слайд 22ДО лиц с ОВЗ с позиции психологии (процессы)
самопознание (осознание собственных
психологических особенностей)
самоутверждение (определение собственного «места» среди других людей)
самоактуализация (практическая реализация
своих возможностей в различных видах деятельности)
психологическое здоровье
Слайд 23ДО лиц с ОВЗ с позиции физиологии
формирование у детей мотивации
к ЗОЖ
воспитание валеологической культуры
профилактику вредных привычек
укрепление физического здоровья
через организацию занятий физической культурой
обучение тому или иному виду деятельности (спорту, хореографии, музыке, аэробике и т.д.), каждое из которых обладает лечебным (оздоровительным) эффектом
Слайд 24ДО лиц с ОВЗ с позиции физиологии
самоопределение «границ» своих физических
возможностей и их максимальное развитие
усвоение и интериоризация ценностей здорового
образа жизни;
«самоформирование» психологического здоровья через адекватность восприятия своих возможностей, устойчивость к стрессовым ситуациям различного характера
Слайд 25Функции ДО лиц с ОВЗ
образовательная
воспитательная
развивающая
функция психологического сопровождения
функция социализации
функция
самореализации
креативная
компенсационная
профориентационная
рекреационная
Слайд 26Персонализация ДО
Вариативность
Возможность менять программу, педагога
Выбор режима, сроков, темпа
Неформализованность содержания
Вариативность оценивания
Практическая
направленность
Разновозрастность