Слайд 1Тема № 4
Поведение потребителя
в рыночной экономике
Слайд 2План:
Кардиналистский подход
к анализу потребительского поведения
Ординалистский подход к анализу потребительского поведения
Потребительские предпочтения
Бюджетные ограничения
Потребительский выбор
Эффект изменения цены
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Слайд 3Потребительское поведение —
это процесс формирования спроса потребителей
на разнообразные товары и услуги.
Слайд 4Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение –
т.е. полезность, которая субъективна.
Слайд 5Полезность (U - utility) блага –
это его способность удовлетворять
потребности индивида, а также это то удовлетворение, которое получает индивид
от потребления блага.
Слайд 6Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных
благ и их наборов: кардиналистский (количественный)
и ординалистский (порядковый).
Слайд 7
1. Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения
Слайд 8Кардиналистский подход основан на предположении
о
возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах — ютилях.
Слайд 9Измеримость полезности предполагает,
что потребитель может определять как полезность всей совокупности, так и любой дополнительной единицы блага.
Слайд 10В связи с этим различают
общую (совокупную)
и предельную
полезности
(TU - total utility) -
это удовлетворение, которое получает
индивид от всего количества потребленного блага.
Слайд 12Предельная полезность (MU - marginal utility) -
это прирост общей полезности, который индивид получает
в результате потребления дополнительной (следующей) единицы блага.
Слайд 13Общая и предельная полезности обычно
записываются таблично:
1
0
2
3
4
5
6
7
10
19
27
34
40
45
0
49
10
9
8
7
6
5
4
-
5 6 7 8
Q
10
20
30
40
50
U
TU
MU
и изображаются графически:
Слайд 15По мере насыщения общая полезность растет.
в экономическую теорию под
названием аксиомы увеличения общей полезности.
Слайд 17 По мере насыщения предельная полезность убывает.
в экономическую теорию под
названием первого закона Госсена или аксиомы убывающей предельной полезности:
Слайд 19Первый закон Госсена :
по мере насыщения потребности в каком-то
благе удовлетворение
от потребления каждой последующей единицы этого блага падает.
Слайд 20Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность
имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.
Слайд 21А это значит, что ценность блага определяется не общей, а
предельной его полезностью для потребителя.
Слайд 22Потребитель сопоставляет, соизмеряет полезность различных благ и наборов благ, чтобы
максимизировать ожидаемую полезность от их потребления, иначе говоря, достичь точки
потребительского равновесия.
Слайд 23Потребительское равновесие –
это максимум полезности, который может получить потребитель
при данных вкусах, ценах и доходах.
Слайд 24При моделировании поведения потребителя экономисты
основываются на:
ограниченности дохода потребителя;
аксиоме ненасыщенности
(потребитель стремится иметь большее количество любых благ);
аксиоме увеличения общей полезности;
аксиоме убывания предельной полезности.
Слайд 25Допустим, потребляются три блага:
А, В, С.
Предельная полезность, цена
и взвешенная предельная полезность каждого блага (т.е. предельная полезность, приходящаяся
на 1 руб. — MU/P) приведены в таблице:
Слайд 27Из таблицы видно, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку
каждый рубль, потраченный на благо В приносит больше полезности, чем
на блага А и С.
Слайд 28В этом случае рациональный потребитель увеличит потребление блага В
и уменьшит потребление
блага А.
Слайд 29В результате предельная полезность блага А
(MUA) возрастет, а предельная полезность блага В (МUB) снизится.
максимума благосостояния, потребитель будет перераспределять свой доход до тех
пор, пока не уравняет взвешенные предельные полезности.
Слайд 31В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит:
максимум
полезности
от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства взвешенных предельных полезностей всех потребленных благ.
Слайд 32В результате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие
данные:
Слайд 33В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ составит
255
(150 + 60 + 45).
Любая другая комбинация дает меньшую суммарную полезность для покупателя.
MUn
—— = ——— = ——— = …=
—— = λ
PA PB PC Pn
где λ — предельная полезность денег.
Экономисты говорят, что потребитель находится в состоянии равновесия при условии:
Слайд 35Для любого непокупаемого
товара Х будет верно условие:
MUX
——
< λ
PX
Слайд 36Это условие означает, что предельная полезность денег выше, чем полезность
товара, поэтому данный товар
не будет куплен потребителем.
Слайд 372 Ординалистский подход к анализу потребительского поведения
Слайд 38 До наших дней есть ученые, которые развивают кардиналистскую
концепцию полезности, но они остаются
в меньшинстве.
Слайд 39Большее признание получила другая -
так называемая ОРДИНАЛИСТСКАЯ (порядковая) концепция.
Слайд 40Процесс исследования потребительского поведения в этой концепции состоит из трех
этапов:
а) изучение предпочтений потребителя;
б) учет его доходов, т.е.
бюджетных ограничений;
в) анализ потребительского выбора.
Слайд 412.1 Потребительские предпочтения
Слайд 42Ординалистский подход основан на том, что потребитель
не способен измерять полезность,
он может лишь сравнивать, упорядочивать (ранжировать) различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.
Слайд 43 Предпочтительны те наборы, которые приносят
большее удовлетворение.
Равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности,
то есть потребителю безразлично, какой из двух или нескольких наборов выбрать.
Слайд 44
Наборы благ Количество единиц Количество единиц
блага Х блага У
A 20 30
B 10 50
C 40 20
D 30 40
E 10 20
F 10 40
Например, пусть имеется несколько
альтернативных наборов потребительских благ:
Слайд 45Попросив потребителя сравнить эти наборы, можно описать
и ранжировать его предпочтения для благ Х и Y.
Слайд 46Теория поведения потребителей начинается с трех основных
предположений, которые справедливы для большинства ситуаций.
Слайд 47Предположение 1:
Потребитель способен сравнить любые два возможных набора
благ; в результате сравнения он может прийти к одному из
трех выводов:
а) А⎬В (набор А предпочтительнее набора В);
б) А⎨В (набор А менее предпочтителен, чем набор В);
в) А~В (набор А равноценен набору В).
Слайд 48Предположение 2:
Если набор А предпочтительнее набора В, а
набор В предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора
С:
А ⎬ В ∧ В ⎬ С ⇒ А ⎬ С;
А ⎬ В ∧ В ~ С ⇒ А ⎬ С;
А ~ В ∧ В ~ С ⇒ А ~ С.
Слайд 49Предположение 3:
Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага,
чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В.
(Потребители
всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему).
Слайд 50Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.
Слайд 51КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
представляет собой совокупность потребительских наборов, которые
обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей
(то есть потребитель безразличен
к выбору наборов, представленных точками кривой).
Слайд 52E
F
B
A
D
C
X
Y
0
10 20 30
40
10
20
30
40
50
Изобразим наборы из ранее приведенной таблицы:
Слайд 53Из графика видно, что А⎬Е, так как содержит больше единиц
и блага Х и блага Y.
Также как и все
точки на заштрихованном участке.
Слайд 54
E
F
B
A
D
C
X
Y
0
10 20 30
40
10
20
30
40
50
A ⎬ E
Слайд 55По этой же причине D⎬А, также как и все точки
второго заштрихованного участка.
Слайд 56
E
F
B
A
D
C
X
Y
0
10 20 30
40
10
20
30
40
50
D ⎬ A
Слайд 57Однако сравнение набора А с наборами В и С невозможно
без более полной информации.
Слайд 58Вполне возможно, что потребитель безразличен к трем наборам благ,
то есть точки А, В, С находятся на одной кривой безразличия I.
Слайд 59
E
F
B
A
D
C
X
Y
0
10 20 30
40
10
20
30
40
50
I
Слайд 60Это означает, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни
хуже, отказавшись
от 10 единиц блага Х и получив 20 единиц блага Y при перемещении от набора А к В.
Слайд 61Точно так же потребитель может отказаться
от 10
единиц блага Y, чтобы получить 20 единиц блага Х при перемещении от набора А к С.
Слайд 62
Свойства кривых безразличия:
1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон,
то есть
проходит вниз слева направо.
Слайд 63
Доказательство:
Предположим противное, то есть что кривая безразличия идет
вверх слева направо.
Значит каждый набор, соответствующий точке, расположенной
на кривой выше, будет содержать большее количество каждого блага, чем нижний.
Это противоречит предположению 3.
Слайд 64Для описания предпочтений индивида по всем возможным наборам благ Х
и Y используют изображение семейства кривых безразличия.
Это изображение называют
картой безразличия.
Слайд 66
На графике изображены четыре кривых безразличия, которые представляют часть
карты безразличия.
Кривая I4 соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми I3, I2, I1.
Слайд 672) Кривые безразличия не
могут пересечься.
Слайд 68
3) Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку
в пространстве благ.
Это следует из предположения 1.
Слайд 69
4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
х3 х4
Х
Y
y1
y2
y3
y4
A
B
C
D
ΔY1 {
ΔY2 {
ΔX1 ΔX2
Рассмотрим одну из кривых безразличия:
Слайд 71Пусть отрезок х1х2 равен отрезку х3х4, тогда при переходе из
точки А в точку В потребитель сохранил общую полезность набора
благ при увеличении потребления блага Х на ΔХ1 и уменьшении потребления блага Y на ΔY1.
Слайд 72При переходе из С в D потребитель сохранил общую полезность
при увеличении потребления блага Х на ΔX2 = ΔX1 и
уменьшении потребления блага Y на ΔY2, при этом ΔY1 > ΔY2.
Слайд 73(RS - rate of substitution)
блага Y благом Х называется
то количество блага Y, которое потребитель согласен уступить
в обмен на увеличение количества блага Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения оказался неизменным:
Δ y
RS = -
Δ x
Нормой замещения
Слайд 74 Норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.
Слайд 75 Это можно объяснить логически:
с увеличением количества
блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага Y потребитель все
больше ценит ставшее относительно дефицитным благо Y и готов отдавать все меньшее его количество в обмен на каждую следующую единицу блага Х.
х3 х4
Х
Y
y1
y2
y3
y4
A
B
C
D
ΔY1 {
ΔY2 {
ΔX1 ΔX2
При приближении точки В к А
(Δ Х1 → 0) получим
предельную норму замещения
Слайд 77Предельная норма замещения
(MRS - marginal rate of substitution):
Δ y
MRS = lim (- )
Δ x→0 Δ x
Слайд 78Предельная норма замещения
равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к
кривой безразличия в точке А,
то есть тангенсу угла,
образованного касательной и осью ОХ:
Слайд 80 Утверждение о выпуклости кривой безразличия к началу координат
тождественно тому, что
предельная норма замещения уменьшается при движении
вдоль кривой безразличия.
Слайд 81Рассмотрим два особых случая конфигурации кривых безразличия:
Слайд 82А) В случае, когда Х и Y - совершенно взаимозаменяемые
блага,
их рассматривают как одно благо.
Слайд 83
В этом случае потребитель может отказаться от потребления одного
из благ (точки на осях координат) либо будет замещать их
в постоянной рыночной пропорции, то есть в зависимости от соотношения цен.
Слайд 84Кривая безразличия в этом случае вырождается в прямую линию,
то
есть предельная норма замещения становится постоянной величиной:
MRS = const.
X
Y
X и Y - совершенно взаимозаменяемые блага:
Слайд 86 Б) В случае жесткой взаимодополняемости благ каждому уровню
удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация благ.
Слайд 87Увеличение количества одного блага без увеличения количества другого не изменяет
полезности этой комбинации для потребителя.
Слайд 88Одно благо нельзя заменить на другое,
то есть предельная
норма замещения равна нулю:
MRS = 0
X
Y
X и Y - жестко взаимодополняемые блага:
Слайд 90Такие ситуации редки
на практике.
Большинство реальных кривых
безразличия находятся между двумя этими крайними положениями.
Слайд 92 Рассмотрим множество всех доступных потребителю товарных наборов при
условии, что он располагает какой-то фиксированной денежной суммой М (Money).
Слайд 93Потребитель может купить любое количество товаров:
х1, х2, х3, …, хn
по
ценам соответственно
Р1, Р2, Р3, …, Рn,
если выполняется условие:
Р1х1 + Р2х2
+ Р3х3 + …+ Рnхn ≤ М (*)
Выражение (*) называют бюджетным ограничением потребителя.
Слайд 94 В случае, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами
X и Y,
бюджетное ограничение имеет вид:
Pxx + Pyy ≤ M
Слайд 95 Границей множества доступных товарных наборов будет линия, аналитически
выраженная уравнением:
Pxx + Pyy = M.
Эта граница называется бюджетной линией
Слайд 96Представим уравнение бюджетной линии в виде:
M
Px
y = - x
Py Py
(y = a - bx)
Слайд 97Графически бюджетная линия изображается прямой АВ:
Y
M
Py
0
M
Px
A
B
X
Слайд 98Координаты точек
А(0;M/Py) и В(М/Рх;0) характеризуют максимальные количества товаров Х и
Y, которые может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только
на товар Х или только на товар Y.
Слайд 99Любой другой точке С, находящейся на бюджетной линии, соответствует набор
товаров
с = (хс;yс),
который имеет стоимость М:
Рххс + Руус = М.
У
0
Х
хс
ус
С
А
В
Слайд 100Бюджетная линия -
это геометрическое место точек, характеризующих все
наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход
М при данных ценах товаров Рх и Ру.
Слайд 101Из уравнения
M Px
y =
- x
Py Py
следует:
-бюджетная
линия имеет отрицательный наклон, так как Рх > 0, Ру > 0;
-наклон бюджетной линии постоянен, так как Рх и Ру постоянны.
Слайд 102 Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет
собой треугольник АВО, ограниченный бюджетной линией и осями координат:
А
В
0
Х
Y
Слайд 103 Рассмотрим, как изменится граница множества всех доступных для
потребителя наборов товаров, если увеличится доход с М1 до М2.
При первоначальном доходе М1 бюджетную линию можно было записать уравнением:
M1 Px
y = --- - --- x
Py Py
Слайд 104 При увеличившемся доходе М2 бюджетную линию можно записать
уравнением:
M2 Px
y = - x
Py Py
Слайд 105Сравним эти уравнения:
Наклон линий (Рх/Ру) не изменился;
Точки пересечения с осями
координат сдвинулись:
А1(0;М1/Ру) → А2(0;М2/Ру),
В1(М1/Рx;0) → В2(М2/Рx;0).
Поскольку М2 >
М1, линия А1В1 сдвигается вправо в положение А2В2.
Слайд 107Вывод:
Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу
бюджетной линии вправо, а снижение дохода - влево.
Слайд 108 Рассмотрим влияние изменения цены одного товара на положение
бюджетной линии:
пусть цена товара х уменьшилась
с Рх до Рх' , а Ру не изменилась.
Новая бюджетная линия может быть записана уравнением:
M1 Px'
y = --- - --- x
Py Py
Слайд 109Сравним положение бюджетной линии до и после уменьшения цены:
Положение точки
пересечения с осью ОY не изменилось: А(0;М1/Ру).
Точка пересечения с
осью ОХ сместилась вправо: В1→ В2, так как Рх′ < Рх ⇒ М1/Рх′ > М1/Рх
Слайд 111Вывод:
Уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной
линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с
осью OY,
а увеличение цены товара Х - к аналогичному повороту по часовой стрелке.
Слайд 113Попытаемся определить, какими свойствами обладает набор товаров, который выбирает потребитель
из множества доступных ему товарных наборов при заданных ценах и
доходе.
Слайд 114Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность,
то есть выбирает
наиболее предпочтительный из множества доступных ему наборов.
Слайд 115Совместим на одном графике бюджетную линию и карту безразличия данного
потребителя:
Слайд 117Очевидно, что если точка потребительского выбора (например, N) лежит ниже
бюджетной линии АВ, то часть дохода останется неизрасходованной, а значит
полезность ее будет ниже, чем у точек, лежащих на АВ.
Слайд 118То есть точка потребительского выбора должна лежать на бюджетной линии.
Слайд 120Возьмем точки F и G – пересечения АВ и кривой
безразличия I1. Очевидно, что они не будут максимизировать полезность, так
как при перемещении по бюджетной линии от F вниз, а от G вверх потребитель находит более высоко расположенные кривые безразличия, то есть поднимается на более высокий уровень полезности.
Слайд 122Точки С и D хотя и лежат на более высокой
кривой безразличия I2, не являются точками потребительского выбора по тем
же причинам, что и точки F и G.
Слайд 123Вывод:
Если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в
двух точках, то все точки, лежащие между ними, будут более
предпочтительны.
Слайд 125Точка потребительского оптимума -
это точка касания бюджетной линии
и кривой безразличия.
Слайд 126 Наклоны двух линий в точке касания равны,
то есть в точке Е наклон бюджетной линии равен
наклону кривой безразличия.
Слайд 127
Наклон I3 в точке Е равен предельной норме
замещения (MRS),
наклон АВ равен отношению цен товаров (Рх/Ру).
Следовательно, в точке потребительского оптимума MRS = Px/Py.
Слайд 128Вывод:
Потребитель получает максимальное удовлетворение, устанавливая потребление товаров Х
и Y таким образом, чтобы
MRS равнялась соотношению цен.
Слайд 129Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить товар
Х на товар Y, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.
Слайд 131Рассмотрим более подробно, каким образом изменение цены товара оказывает влияние
на объем спроса потребителя при неизменности цен прочих товаров и
дохода потребителя.
Слайд 132Во-первых,
снижение цены одного товара при постоянстве цен других
товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара,
то
есть данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам.
Слайд 133Во-вторых,
Снижение цены какого-либо товара можно рассматривать как повышение
реального дохода потребителя.
( Если в ситуации до снижения цены
потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров он способен приобрести тот же набор А и в его распоряжении останется некоторая сумма денег).
Слайд 134
Понимание этих обстоятельств привело экономистов к выводу
о целесообразности
разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замещения и эффект дохода.
Слайд 135Под эффектом замещения
понимают изменение объема спроса, вызванное исключительно
изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, то есть
при сохранении уровня полезности потребляемого набора товаров.
Слайд 136Эффектом дохода
называется изменение объема спроса, вызванное исключительно
изменением реального дохода при
неизменности относительных цен товаров.
Слайд 137Общий эффект изменения цены -
это общее изменение объема
спроса на данный товар, вызванное изменением его цены.
Общий эффект равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода.
Слайд 138 Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект
замещения и эффект дохода впервые сформулирована русским экономистом-математиком Евгением Евгеньевичем
Слуцким в 1915 г.
Слайд 139Рассмотрим модель разложения общего эффекта.
Пусть потребитель покупает два товара
Х и Y по ценам соответственно Рх и РY,
имея доход М.
Е0 – оптимум потребителя – точка касания бюджетной линии АВ с кривой безразличия I0.
Слайд 141Пусть цена товара Х снизилась
с Рх до Рх′.
В этом случае новая бюджетная линия пересекает ось ОY в той же точке А, а ось ОХ в точке В1(М/Рх′;0), лежащей вправо от В.
Новая бюджетная линия АВ1 имеет точку Е1 с кривой безразличия I1.
Это новый оптимум потребителя.
Слайд 143Таким образом при цене Рх потребитель покупал ОХ0 единиц товара,
по новой цене Рх′ -
ОХ1 единиц товара.
Покажем разложение общего эффекта (отрезок Х0Х1) на эффект замещения и эффект дохода.
Слайд 144Проведем воображаемую бюджетную линию А′В′, параллельную АВ1
и касательную к кривой безразличия I0.
Слайд 146Такая линия, очевидно, отражает новое соотношение цен товаров Х и
Y
(так как угол наклона А′В′ равен углу наклона АВ1).
Слайд 147В то же время точка касания этой линии с кривой
безразличия I0 – точка воображаемого потребительского оптимума Е′ характеризуется тем
же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0.
при движении потребителя
от точки Е0 к Е′ уровень реального дохода потребителя останется неизменным.
Слайд 149Изменение объема спроса потребителя на товар Х при переходе от
Е0 к Е′ вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров
Х и Y и, следовательно, отрезок Х0Х′ представляет собой эффект замещения.
Слайд 150I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
x′
E′
I1
X
Y
0
Эффект
замещения
А′
В′
Слайд 151Точки Е′ и Е1 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров и,
следовательно, изменение спроса на товар Х происходит исключительно вследствие увеличения
реального дохода.
Тогда очевидно, что отрезок Х′Х1 представляет эффект дохода.
Слайд 152I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
x′
E′
I1
X
Y
0
Эффект
замещения
Эффект дохода
А′
В′
Слайд 153Эффект замещения всегда имеет одно направление:
если относительная цена блага
растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление.
Именно он
вносит основной вклад в отрицательный наклон кривой спроса.
может
иметь разные направления при изменении цены.
эффекта дохода совпадает
с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными.
Эффект замещения
Эффект дохода
Общий эффект
Слайд 156Если направление эффекта дохода
не совпадает с направлением эффекта замещения,
противоположно ему, то такие товары называются низшими товарами
Эффект замещения
Эффект дохода
Общий эффект
эффект дохода
не увеличивает, а сокращает общий эффект.
Слайд 158Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения
и перекрывает его, то такие товары называются товарами Гиффена.
Эффект дохода
Эффект
замещения
Общий эффект
рост цены на товар сопровождается увеличением объема спроса