Разделы презентаций


Поведение потребителя в рыночной экономике

Содержание

План: Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения Ординалистский подход

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема № 4
Поведение потребителя в рыночной экономике

Тема № 4Поведение потребителя  в рыночной экономике

Слайд 2План:
Кардиналистский подход

к анализу потребительского поведения

Ординалистский подход к анализу потребительского поведения
Потребительские предпочтения
Бюджетные ограничения
Потребительский выбор
Эффект изменения цены

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

План:  Кардиналистский подход             к

Слайд 3Потребительское поведение —

это процесс формирования спроса потребителей

на разнообразные товары и услуги.
Потребительское поведение —            это процесс формирования

Слайд 4Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение –

т.е. полезность, которая субъективна.
Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение –

Слайд 5Полезность (U - utility) блага –
это его способность удовлетворять

потребности индивида, а также это то удовлетворение, которое получает индивид

от потребления блага.
Полезность (U - utility) блага – это его способность удовлетворять потребности индивида, а также это то удовлетворение,

Слайд 6Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных

благ и их наборов: кардиналистский (количественный)

и ординалистский (порядковый).
Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных благ и их наборов: кардиналистский (количественный)

Слайд 7
1. Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения

1. Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения

Слайд 8Кардиналистский подход основан на предположении

о

возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах — ютилях.
Кардиналистский подход     основан на предположении

Слайд 9Измеримость полезности предполагает,

что потребитель может определять как полезность всей совокупности, так и любой дополнительной единицы блага.
Измеримость полезности предполагает,

Слайд 10В связи с этим различают
общую (совокупную)

и предельную
полезности

В связи с этим различают общую (совокупную)         и предельную

Слайд 11Общая полезность

(TU - total utility) -
это удовлетворение, которое получает

индивид от всего количества потребленного блага.
Общая полезность         (TU - total utility) -  это

Слайд 12Предельная полезность (MU - marginal utility) -

это прирост общей полезности, который индивид получает

в результате потребления дополнительной (следующей) единицы блага.
Предельная полезность    (MU - marginal utility) -  это прирост общей полезности, который индивид

Слайд 13Общая и предельная полезности обычно
записываются таблично:
1
0
2
3
4
5
6
7
10
19
27
34
40
45
0
49
10
9
8
7
6
5
4
-

Общая и предельная полезности обычно записываются таблично: 1023456710192734404504910987654-

Слайд 140 1 2 3 4

5 6 7 8

Q

10

20

30

40

50

U

TU

MU

и изображаются графически:

0   1  2  3  4  5  6  7

Слайд 15По мере насыщения общая полезность растет.

По мере насыщения общая полезность растет.

Слайд 16Этот факт вошел

в экономическую теорию под

названием аксиомы увеличения общей полезности.
Этот факт вошел              в

Слайд 17 По мере насыщения предельная полезность убывает.

По мере насыщения предельная полезность убывает.

Слайд 18Этот факт вошел

в экономическую теорию под

названием первого закона Госсена или аксиомы убывающей предельной полезности:

Этот факт вошел              в

Слайд 19Первый закон Госсена :
по мере насыщения потребности в каком-то

благе удовлетворение

от потребления каждой последующей единицы этого блага падает.
Первый закон Госсена : по мере насыщения потребности в каком-то благе удовлетворение

Слайд 20Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность

имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.

Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого

Слайд 21А это значит, что ценность блага определяется не общей, а

предельной его полезностью для потребителя.

А это значит, что ценность блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Слайд 22Потребитель сопоставляет, соизмеряет полезность различных благ и наборов благ, чтобы

максимизировать ожидаемую полезность от их потребления, иначе говоря, достичь точки

потребительского равновесия.

Потребитель сопоставляет, соизмеряет полезность различных благ и наборов благ, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потребления, иначе

Слайд 23Потребительское равновесие –
это максимум полезности, который может получить потребитель

при данных вкусах, ценах и доходах.

Потребительское равновесие – это максимум полезности, который может получить потребитель

Слайд 24При моделировании поведения потребителя экономисты

основываются на:
ограниченности дохода потребителя;
аксиоме ненасыщенности

(потребитель стремится иметь большее количество любых благ);
аксиоме увеличения общей полезности;
аксиоме убывания предельной полезности.
При моделировании поведения потребителя экономисты           основываются на:ограниченности

Слайд 25Допустим, потребляются три блага:
А, В, С.
Предельная полезность, цена

и взвешенная предельная полезность каждого блага (т.е. предельная полезность, приходящаяся

на 1 руб. — MU/P) приведены в таблице:
Допустим, потребляются три блага: А, В, С. Предельная полезность, цена и взвешенная предельная полезность каждого блага (т.е.

Слайд 27Из таблицы видно, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку

каждый рубль, потраченный на благо В приносит больше полезности, чем

на блага А и С.
Из таблицы видно, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку каждый рубль, потраченный на благо В приносит

Слайд 28В этом случае рациональный потребитель увеличит потребление блага В

и уменьшит потребление

блага А.
В этом случае рациональный потребитель увеличит потребление блага В

Слайд 29В результате предельная полезность блага А

(MUA) возрастет, а предельная полезность блага В (МUB) снизится.
В результате предельная полезность блага А

Слайд 30Чтобы достигнуть

максимума благосостояния, потребитель будет перераспределять свой доход до тех

пор, пока не уравняет взвешенные предельные полезности.
Чтобы достигнуть          максимума благосостояния, потребитель будет перераспределять свой

Слайд 31В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит:
максимум

полезности

от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства взвешенных предельных полезностей всех потребленных благ.
В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит: максимум полезности

Слайд 32В результате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие

данные:

В результате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие данные:

Слайд 33В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ составит

255

(150 + 60 + 45).
Любая другая комбинация дает меньшую суммарную полезность для покупателя.

В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ составит 255

Слайд 34MUA MUB MUC

MUn
—— = ——— = ——— = …=

—— = λ
PA PB PC Pn

где λ — предельная полезность денег.

Экономисты говорят, что потребитель находится в состоянии равновесия при условии:

MUA   MUB    MUC      MUn—— = ——— =

Слайд 35Для любого непокупаемого

товара Х будет верно условие:
MUX
——

< λ
PX

Для любого непокупаемого          товара Х будет верно условие:MUX

Слайд 36Это условие означает, что предельная полезность денег выше, чем полезность

товара, поэтому данный товар

не будет куплен потребителем.
Это условие означает, что предельная полезность денег выше, чем полезность товара, поэтому данный товар

Слайд 372 Ординалистский подход к анализу потребительского поведения

2 Ординалистский подход к анализу потребительского поведения

Слайд 38 До наших дней есть ученые, которые развивают кардиналистскую

концепцию полезности, но они остаются

в меньшинстве.

До наших дней есть ученые, которые развивают кардиналистскую концепцию полезности, но они остаются

Слайд 39Большее признание получила другая -

так называемая ОРДИНАЛИСТСКАЯ (порядковая) концепция.

Большее признание получила другая -          так называемая ОРДИНАЛИСТСКАЯ

Слайд 40Процесс исследования потребительского поведения в этой концепции состоит из трех

этапов:
а) изучение предпочтений потребителя;
б) учет его доходов, т.е.

бюджетных ограничений;
в) анализ потребительского выбора.
Процесс исследования потребительского поведения в этой концепции состоит из трех этапов: а) изучение предпочтений потребителя; б) учет

Слайд 412.1 Потребительские предпочтения

2.1 Потребительские предпочтения

Слайд 42Ординалистский подход основан на том, что потребитель

не способен измерять полезность,
он может лишь сравнивать, упорядочивать (ранжировать) различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.
Ординалистский подход основан    на том, что потребитель

Слайд 43 Предпочтительны те наборы, которые приносят

большее удовлетворение.
Равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности,
то есть потребителю безразлично, какой из двух или нескольких наборов выбрать.
Предпочтительны те наборы, которые приносят

Слайд 44
Наборы благ Количество единиц Количество единиц

блага Х блага У

A 20 30

B 10 50

C 40 20

D 30 40

E 10 20

F 10 40

Например, пусть имеется несколько
альтернативных наборов потребительских благ:

Наборы благ  Количество единиц Количество единиц

Слайд 45Попросив потребителя сравнить эти наборы, можно описать

и ранжировать его предпочтения для благ Х и Y.
Попросив потребителя сравнить эти наборы, можно описать

Слайд 46Теория поведения потребителей начинается с трех основных

предположений, которые справедливы для большинства ситуаций.

Теория поведения потребителей начинается    с трех основных предположений, которые справедливы для большинства ситуаций.

Слайд 47Предположение 1:
Потребитель способен сравнить любые два возможных набора

благ; в результате сравнения он может прийти к одному из

трех выводов:
а) А⎬В (набор А предпочтительнее набора В);
б) А⎨В (набор А менее предпочтителен, чем набор В);
в) А~В (набор А равноценен набору В).
Предположение 1:  Потребитель способен сравнить любые два возможных набора благ; в результате сравнения он может прийти

Слайд 48Предположение 2:
Если набор А предпочтительнее набора В, а

набор В предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора

С:
А ⎬ В ∧ В ⎬ С ⇒ А ⎬ С;
А ⎬ В ∧ В ~ С ⇒ А ⎬ С;
А ~ В ∧ В ~ С ⇒ А ~ С.
Предположение 2:  Если набор А предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора С, то набор

Слайд 49Предположение 3:
Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага,

чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В.
(Потребители

всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему).
Предположение 3:Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага, чем набор В, то набор А предпочтительнее

Слайд 50Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.

Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.

Слайд 51КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
представляет собой совокупность потребительских наборов, которые

обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей
(то есть потребитель безразличен

к выбору наборов, представленных точками кривой).
КРИВАЯ  БЕЗРАЗЛИЧИЯ  представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей  (то

Слайд 52E
F
B
A
D
C





X
Y
0
10 20 30

40
10
20
30
40
50

Изобразим наборы из ранее приведенной таблицы:

EFBADCXY010   20   30    4010 20 304050Изобразим наборы из ранее приведенной

Слайд 53Из графика видно, что А⎬Е, так как содержит больше единиц

и блага Х и блага Y.
Также как и все

точки на заштрихованном участке.
Из графика видно, что А⎬Е, так как содержит больше единиц и блага Х и блага Y. Также

Слайд 54
E
F
B
A
D
C





X
Y
0
10 20 30

40
10
20
30
40
50
A ⎬ E

EFBADCXY010   20   30    4010 20 304050A ⎬ E

Слайд 55По этой же причине D⎬А, также как и все точки

второго заштрихованного участка.

По этой же причине D⎬А, также как и все точки второго заштрихованного участка.

Слайд 56

E
F
B
A
D
C





X
Y
0
10 20 30

40
10
20
30
40
50
D ⎬ A

EFBADCXY010   20   30    4010 20 304050D ⎬ A

Слайд 57Однако сравнение набора А с наборами В и С невозможно

без более полной информации.

Однако сравнение набора А с наборами В и С невозможно без более полной информации.

Слайд 58Вполне возможно, что потребитель безразличен к трем наборам благ,

то есть точки А, В, С находятся на одной кривой безразличия I.
Вполне возможно, что потребитель безразличен к трем наборам благ,

Слайд 59

E
F
B
A
D
C





X
Y
0
10 20 30

40
10
20
30
40
50
I

EFBADCXY010   20   30    4010 20 304050I

Слайд 60Это означает, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни

хуже, отказавшись

от 10 единиц блага Х и получив 20 единиц блага Y при перемещении от набора А к В.
Это означает, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись

Слайд 61Точно так же потребитель может отказаться

от 10

единиц блага Y, чтобы получить 20 единиц блага Х при перемещении от набора А к С.
Точно так же потребитель может отказаться

Слайд 62
Свойства кривых безразличия:
1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон,
то есть

проходит вниз слева направо.

Свойства кривых безразличия:1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, то есть проходит вниз слева направо.

Слайд 63


Доказательство:
Предположим противное, то есть что кривая безразличия идет

вверх слева направо.
Значит каждый набор, соответствующий точке, расположенной

на кривой выше, будет содержать большее количество каждого блага, чем нижний.
Это противоречит предположению 3.
Доказательство:  Предположим противное, то есть что кривая безразличия идет вверх слева направо.  Значит каждый набор,

Слайд 64Для описания предпочтений индивида по всем возможным наборам благ Х

и Y используют изображение семейства кривых безразличия. Это изображение называют

картой безразличия.
Для описания предпочтений индивида по всем возможным наборам благ Х и Y используют изображение семейства кривых безразличия.

Слайд 65I4
I3
I2
I1
X
0
Y

I4I3I2I1X0 Y

Слайд 66
На графике изображены четыре кривых безразличия, которые представляют часть

карты безразличия.
Кривая I4 соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми I3, I2, I1.

На графике изображены четыре кривых безразличия, которые представляют часть

Слайд 672) Кривые безразличия не

могут пересечься.

2) Кривые безразличия       не могут пересечься.

Слайд 68
3) Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку

в пространстве благ.
Это следует из предположения 1.
3) Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку

Слайд 69
4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Слайд 70 0 х1 х2

х3 х4

Х

Y

y1

y2

y3

y4

A

B

C

D

ΔY1 {

ΔY2 {

ΔX1 ΔX2

Рассмотрим одну из кривых безразличия:

0    х1 х2      х3 х4

Слайд 71Пусть отрезок х1х2 равен отрезку х3х4, тогда при переходе из

точки А в точку В потребитель сохранил общую полезность набора

благ при увеличении потребления блага Х на ΔХ1 и уменьшении потребления блага Y на ΔY1.
Пусть отрезок х1х2 равен отрезку х3х4, тогда при переходе из точки А в точку В потребитель сохранил

Слайд 72При переходе из С в D потребитель сохранил общую полезность

при увеличении потребления блага Х на ΔX2 = ΔX1 и

уменьшении потребления блага Y на ΔY2, при этом ΔY1 > ΔY2.
При переходе из С в D потребитель сохранил общую полезность при увеличении потребления блага Х на ΔX2

Слайд 73(RS - rate of substitution)
блага Y благом Х называется

то количество блага Y, которое потребитель согласен уступить

в обмен на увеличение количества блага Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения оказался неизменным:
Δ y
RS = -
Δ x

Нормой замещения

(RS - rate of substitution) блага Y благом Х называется то количество блага Y, которое потребитель согласен

Слайд 74 Норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

Норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

Слайд 75 Это можно объяснить логически:
с увеличением количества

блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага Y потребитель все

больше ценит ставшее относительно дефицитным благо Y и готов отдавать все меньшее его количество в обмен на каждую следующую единицу блага Х.

Это можно объяснить логически:  с увеличением количества блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага

Слайд 76 0 х1 х2

х3 х4

Х

Y

y1

y2

y3

y4

A

B

C

D

ΔY1 {

ΔY2 {

ΔX1 ΔX2

При приближении точки В к А
(Δ Х1 → 0) получим
предельную норму замещения

0    х1 х2      х3 х4

Слайд 77Предельная норма замещения (MRS - marginal rate of substitution):

Δ y
MRS = lim (- )
Δ x→0 Δ x
Предельная норма замещения (MRS - marginal rate of substitution):

Слайд 78Предельная норма замещения
равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к

кривой безразличия в точке А,
то есть тангенсу угла,

образованного касательной и осью ОХ:
Предельная норма замещения  равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к кривой безразличия в точке А,  то

Слайд 79 0

Х

Y



A

B




α

MRS = tg α

0

Слайд 80 Утверждение о выпуклости кривой безразличия к началу координат

тождественно тому, что
предельная норма замещения уменьшается при движении

вдоль кривой безразличия.
Утверждение о выпуклости кривой безразличия к началу координат тождественно тому, что  предельная норма замещения

Слайд 81Рассмотрим два особых случая конфигурации кривых безразличия:

Рассмотрим два особых случая конфигурации кривых безразличия:

Слайд 82А) В случае, когда Х и Y - совершенно взаимозаменяемые

блага,

их рассматривают как одно благо.
А) В случае, когда Х и Y - совершенно взаимозаменяемые блага,

Слайд 83
В этом случае потребитель может отказаться от потребления одного

из благ (точки на осях координат) либо будет замещать их

в постоянной рыночной пропорции, то есть в зависимости от соотношения цен.
В этом случае потребитель может отказаться от потребления одного из благ (точки на осях координат) либо

Слайд 84Кривая безразличия в этом случае вырождается в прямую линию,
то

есть предельная норма замещения становится постоянной величиной:
MRS = const.

Кривая безразличия в этом случае вырождается в прямую линию, то есть предельная норма замещения становится постоянной величиной:MRS

Слайд 85 0

X

Y

X и Y - совершенно взаимозаменяемые блага:

0

Слайд 86 Б) В случае жесткой взаимодополняемости благ каждому уровню

удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация благ.

Б) В случае жесткой взаимодополняемости благ каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация благ.

Слайд 87Увеличение количества одного блага без увеличения количества другого не изменяет

полезности этой комбинации для потребителя.

Увеличение количества одного блага без увеличения количества другого не изменяет полезности этой комбинации для потребителя.

Слайд 88Одно благо нельзя заменить на другое,
то есть предельная

норма замещения равна нулю:

MRS = 0
Одно благо нельзя заменить на другое,  то есть предельная норма замещения равна нулю:

Слайд 890

X

Y

X и Y - жестко взаимодополняемые блага:

0

Слайд 90Такие ситуации редки

на практике.
Большинство реальных кривых

безразличия находятся между двумя этими крайними положениями.
Такие ситуации редки             на практике.

Слайд 912.2 Бюджетные ограничения

2.2 Бюджетные ограничения

Слайд 92 Рассмотрим множество всех доступных потребителю товарных наборов при

условии, что он располагает какой-то фиксированной денежной суммой М (Money).


Рассмотрим множество всех доступных потребителю товарных наборов при условии, что он располагает какой-то фиксированной денежной

Слайд 93Потребитель может купить любое количество товаров:
х1, х2, х3, …, хn
по

ценам соответственно
Р1, Р2, Р3, …, Рn,
если выполняется условие:
Р1х1 + Р2х2

+ Р3х3 + …+ Рnхn ≤ М (*)
Выражение (*) называют бюджетным ограничением потребителя.
Потребитель может купить любое количество товаров:х1, х2, х3, …, хnпо ценам соответственноР1, Р2, Р3, …, Рn,если выполняется

Слайд 94 В случае, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами

X и Y,

бюджетное ограничение имеет вид:
Pxx + Pyy ≤ M
В случае, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами  X и Y,

Слайд 95 Границей множества доступных товарных наборов будет линия, аналитически

выраженная уравнением:
Pxx + Pyy = M.
Эта граница называется бюджетной линией

Границей множества доступных товарных наборов будет линия, аналитически выраженная уравнением:Pxx + Pyy = M.Эта граница

Слайд 96Представим уравнение бюджетной линии в виде:

M

Px
y = - x
Py Py
(y = a - bx)
Представим уравнение бюджетной линии в виде:

Слайд 97Графически бюджетная линия изображается прямой АВ:
Y
M
Py
0
M
Px
A
B
X

Графически бюджетная линия изображается прямой АВ:  YMPy 0M PxABX

Слайд 98Координаты точек А(0;M/Py) и В(М/Рх;0) характеризуют максимальные количества товаров Х и

Y, которые может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только

на товар Х или только на товар Y.
Координаты точек А(0;M/Py) и В(М/Рх;0) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, потратив

Слайд 99Любой другой точке С, находящейся на бюджетной линии, соответствует набор

товаров с = (хс;yс), который имеет стоимость М: Рххс + Руус = М.

У

0

Х

хс

ус

С

А

В

Любой другой точке С, находящейся на бюджетной линии, соответствует набор товаров с = (хс;yс),

Слайд 100Бюджетная линия -
это геометрическое место точек, характеризующих все

наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход

М при данных ценах товаров Рх и Ру.
Бюджетная линия -  это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью

Слайд 101Из уравнения M Px y =

- x Py Py следует:
-бюджетная

линия имеет отрицательный наклон, так как Рх > 0, Ру > 0;
-наклон бюджетной линии постоянен, так как Рх и Ру постоянны.
Из уравнения    M   Px y =   -

Слайд 102 Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет

собой треугольник АВО, ограниченный бюджетной линией и осями координат:

А
В

0

Х

Y


Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет собой треугольник АВО, ограниченный бюджетной линией и

Слайд 103 Рассмотрим, как изменится граница множества всех доступных для

потребителя наборов товаров, если увеличится доход с М1 до М2.

При первоначальном доходе М1 бюджетную линию можно было записать уравнением:
M1 Px
y = --- - --- x
Py Py
Рассмотрим, как изменится граница множества всех доступных для потребителя наборов товаров, если увеличится доход с

Слайд 104 При увеличившемся доходе М2 бюджетную линию можно записать

уравнением:

M2 Px
y = - x
Py Py
При увеличившемся доходе М2 бюджетную линию можно записать уравнением:

Слайд 105Сравним эти уравнения:
Наклон линий (Рх/Ру) не изменился;
Точки пересечения с осями

координат сдвинулись:
А1(0;М1/Ру) → А2(0;М2/Ру),
В1(М1/Рx;0) → В2(М2/Рx;0).
Поскольку М2 >

М1, линия А1В1 сдвигается вправо в положение А2В2.
Сравним эти уравнения:Наклон линий (Рх/Ру) не изменился;Точки пересечения с осями координат сдвинулись:А1(0;М1/Ру) → А2(0;М2/Ру),В1(М1/Рx;0) → В2(М2/Рx;0).

Слайд 106 Y
X
0
M2
Py
M1

Py

M1
Px

M2
Px
А1
В1
А2
В2

Y  X  0M2Py   M1   Py M1PxM2PxА1В1А2В2

Слайд 107Вывод:
Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу

бюджетной линии вправо, а снижение дохода - влево.

Вывод:  Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу бюджетной линии вправо, а снижение дохода -

Слайд 108 Рассмотрим влияние изменения цены одного товара на положение

бюджетной линии:
пусть цена товара х уменьшилась

с Рх до Рх' , а Ру не изменилась.
Новая бюджетная линия может быть записана уравнением:
M1 Px'
y = --- - --- x
Py Py

Рассмотрим влияние изменения цены одного товара на положение бюджетной линии:пусть цена товара х уменьшилась

Слайд 109Сравним положение бюджетной линии до и после уменьшения цены:
Положение точки

пересечения с осью ОY не изменилось: А(0;М1/Ру).
Точка пересечения с

осью ОХ сместилась вправо: В1→ В2, так как Рх′ < Рх ⇒ М1/Рх′ > М1/Рх
Сравним положение бюджетной линии до и после уменьшения цены:Положение точки пересечения с осью ОY не изменилось: А(0;М1/Ру).

Слайд 110 Y
X
0
M1

Py

M1
Px

M1
Px′
А1
В1
В2

Y  X  0   M1   Py M1PxM1Px′А1В1В2

Слайд 111Вывод:
Уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной

линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с

осью OY,
а увеличение цены товара Х - к аналогичному повороту по часовой стрелке.
Вывод:  Уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения

Слайд 1122.3 Потребительский выбор

2.3 Потребительский выбор

Слайд 113Попытаемся определить, какими свойствами обладает набор товаров, который выбирает потребитель

из множества доступных ему товарных наборов при заданных ценах и

доходе.
Попытаемся определить, какими свойствами обладает набор товаров, который выбирает потребитель из множества доступных ему товарных наборов при

Слайд 114Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность,
то есть выбирает

наиболее предпочтительный из множества доступных ему наборов.
Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность, то есть выбирает

Слайд 115Совместим на одном графике бюджетную линию и карту безразличия данного

потребителя:

Совместим на одном графике бюджетную линию и карту безразличия данного потребителя:

Слайд 116I1
I2
I3
I4
A
B
X
Y
0

N

I1I2I3I4ABX Y0N

Слайд 117Очевидно, что если точка потребительского выбора (например, N) лежит ниже

бюджетной линии АВ, то часть дохода останется неизрасходованной, а значит

полезность ее будет ниже, чем у точек, лежащих на АВ.
Очевидно, что если точка потребительского выбора (например, N) лежит ниже бюджетной линии АВ, то часть дохода останется

Слайд 118То есть точка потребительского выбора должна лежать на бюджетной линии.

То есть точка потребительского выбора должна лежать на бюджетной линии.

Слайд 119I1
I2
I3
I4
A
B


F
G
X
Y
0

I1I2I3I4ABF GX Y0

Слайд 120Возьмем точки F и G – пересечения АВ и кривой

безразличия I1. Очевидно, что они не будут максимизировать полезность, так

как при перемещении по бюджетной линии от F вниз, а от G вверх потребитель находит более высоко расположенные кривые безразличия, то есть поднимается на более высокий уровень полезности.
Возьмем точки F и G – пересечения АВ и кривой безразличия I1. Очевидно, что они не будут

Слайд 121I1
I2
I3
I4
A
B
C
D
F
G
X
Y
0

I1I2I3I4ABCDF GX Y0

Слайд 122Точки С и D хотя и лежат на более высокой

кривой безразличия I2, не являются точками потребительского выбора по тем

же причинам, что и точки F и G.
Точки С и D хотя и лежат на более высокой кривой безразличия I2, не являются точками потребительского

Слайд 123Вывод:
Если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в

двух точках, то все точки, лежащие между ними, будут более

предпочтительны.
Вывод:  Если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки, лежащие между

Слайд 124I1
I2
I3
I4
E
A
B
X
Y
0

I1I2I3I4EABX Y0

Слайд 125Точка потребительского оптимума -
это точка касания бюджетной линии

и кривой безразличия.

Точка потребительского оптимума -  это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Слайд 126 Наклоны двух линий в точке касания равны,

то есть в точке Е наклон бюджетной линии равен

наклону кривой безразличия.
Наклоны двух линий в точке касания равны,  то есть в точке Е наклон бюджетной

Слайд 127
Наклон I3 в точке Е равен предельной норме

замещения (MRS),
наклон АВ равен отношению цен товаров (Рх/Ру).

Следовательно, в точке потребительского оптимума MRS = Px/Py.
Наклон I3 в точке Е равен предельной норме замещения (MRS),  наклон АВ равен отношению

Слайд 128Вывод:
Потребитель получает максимальное удовлетворение, устанавливая потребление товаров Х

и Y таким образом, чтобы

MRS равнялась соотношению цен.

Вывод:  Потребитель получает максимальное удовлетворение, устанавливая потребление товаров Х и Y таким образом, чтобы

Слайд 129Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить товар

Х на товар Y, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.
Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить товар

Слайд 1302.4 Эффект изменения цены

2.4 Эффект изменения цены

Слайд 131Рассмотрим более подробно, каким образом изменение цены товара оказывает влияние

на объем спроса потребителя при неизменности цен прочих товаров и

дохода потребителя.
Рассмотрим более подробно, каким образом изменение цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя при неизменности цен

Слайд 132Во-первых,
снижение цены одного товара при постоянстве цен других

товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара,
то

есть данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам.
Во-первых,  снижение цены одного товара при постоянстве цен других товаров представляет собой снижение относительной цены этого

Слайд 133Во-вторых,
Снижение цены какого-либо товара можно рассматривать как повышение

реального дохода потребителя.
( Если в ситуации до снижения цены

потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров он способен приобрести тот же набор А и в его распоряжении останется некоторая сумма денег).
Во-вторых,  Снижение цены какого-либо товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя. ( Если в ситуации

Слайд 134
Понимание этих обстоятельств привело экономистов к выводу

о целесообразности

разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замещения и эффект дохода.

Понимание этих обстоятельств привело экономистов к выводу

Слайд 135Под эффектом замещения
понимают изменение объема спроса, вызванное исключительно

изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, то есть

при сохранении уровня полезности потребляемого набора товаров.
Под эффектом замещения  понимают изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном

Слайд 136Эффектом дохода
называется изменение объема спроса, вызванное исключительно

изменением реального дохода при

неизменности относительных цен товаров.
Эффектом дохода  называется изменение объема спроса, вызванное исключительно        изменением

Слайд 137Общий эффект изменения цены -
это общее изменение объема

спроса на данный товар, вызванное изменением его цены.

Общий эффект равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода.
Общий эффект изменения цены -  это общее изменение объема спроса на данный товар, вызванное изменением его

Слайд 138 Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект

замещения и эффект дохода впервые сформулирована русским экономистом-математиком Евгением Евгеньевичем

Слуцким в 1915 г.
Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода впервые сформулирована русским

Слайд 139Рассмотрим модель разложения общего эффекта.
Пусть потребитель покупает два товара

Х и Y по ценам соответственно Рх и РY,

имея доход М.
Е0 – оптимум потребителя – точка касания бюджетной линии АВ с кривой безразличия I0.

Рассмотрим модель разложения общего эффекта. Пусть потребитель покупает два товара Х и Y по ценам соответственно Рх

Слайд 140I0
A
B
x0
E0
X
Y
0

I0 A   Bx0E0XY0

Слайд 141Пусть цена товара Х снизилась

с Рх до Рх′.
В этом случае новая бюджетная линия пересекает ось ОY в той же точке А, а ось ОХ в точке В1(М/Рх′;0), лежащей вправо от В.
Новая бюджетная линия АВ1 имеет точку Е1 с кривой безразличия I1.
Это новый оптимум потребителя.

Пусть цена товара Х снизилась

Слайд 142I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
I1
X
Y
0

I0 A   Bx0E0 B1E1  x1I1XY0

Слайд 143Таким образом при цене Рх потребитель покупал ОХ0 единиц товара,

по новой цене Рх′ -

ОХ1 единиц товара.
Покажем разложение общего эффекта (отрезок Х0Х1) на эффект замещения и эффект дохода.
Таким образом при цене Рх потребитель покупал ОХ0 единиц товара, по новой цене Рх′ -

Слайд 144Проведем воображаемую бюджетную линию А′В′, параллельную АВ1

и касательную к кривой безразличия I0.
Проведем воображаемую бюджетную линию А′В′, параллельную АВ1

Слайд 145I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
x′
E′
I1
X
Y
0

А′
В′

I0 A   Bx0E0 B1E1  x1  x′E′I1XY0  А′В′

Слайд 146Такая линия, очевидно, отражает новое соотношение цен товаров Х и

Y

(так как угол наклона А′В′ равен углу наклона АВ1).
Такая линия, очевидно, отражает новое соотношение цен товаров Х и Y

Слайд 147В то же время точка касания этой линии с кривой

безразличия I0 – точка воображаемого потребительского оптимума Е′ характеризуется тем

же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0.
В то же время точка касания этой линии с кривой безразличия I0 – точка воображаемого потребительского оптимума

Слайд 148Таким образом,

при движении потребителя

от точки Е0 к Е′ уровень реального дохода потребителя останется неизменным.
Таким образом,

Слайд 149Изменение объема спроса потребителя на товар Х при переходе от

Е0 к Е′ вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров

Х и Y и, следовательно, отрезок Х0Х′ представляет собой эффект замещения.
Изменение объема спроса потребителя на товар Х при переходе от Е0 к Е′ вызвано исключительно изменением соотношения

Слайд 150I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
x′
E′
I1
X
Y
0
Эффект

замещения
А′
В′

I0 A   Bx0E0 B1E1  x1  x′E′I1XY0Эффект замещения  А′В′

Слайд 151Точки Е′ и Е1 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров и,

следовательно, изменение спроса на товар Х происходит исключительно вследствие увеличения

реального дохода.
Тогда очевидно, что отрезок Х′Х1 представляет эффект дохода.
Точки Е′ и Е1 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров и, следовательно, изменение спроса на товар Х происходит

Слайд 152I0
A
B
x0
E0
B1
E1
x1
x′
E′
I1
X
Y
0
Эффект

замещения
Эффект дохода
А′
В′

I0 A   Bx0E0 B1E1  x1  x′E′I1XY0Эффект замещенияЭффект дохода  А′В′

Слайд 153Эффект замещения всегда имеет одно направление:
если относительная цена блага

растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление.
Именно он

вносит основной вклад в отрицательный наклон кривой спроса.
Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена блага растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его

Слайд 154Эффект дохода

может

иметь разные направления при изменении цены.
Эффект дохода

Слайд 155Если направление

эффекта дохода совпадает

с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными.

 


Эффект замещения

Эффект дохода

Общий эффект

Если направление              эффекта дохода

Слайд 156Если направление эффекта дохода

не совпадает с направлением эффекта замещения,

противоположно ему, то такие товары называются низшими товарами

 


  

Эффект замещения

Эффект дохода

Общий эффект

Если направление эффекта дохода           не совпадает с

Слайд 157Для низших товаров

эффект дохода

не увеличивает, а сокращает общий эффект.

Для низших товаров

Слайд 158Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения

и перекрывает его, то такие товары называются товарами Гиффена.
 


 
 
Эффект дохода
Эффект

замещения

Общий эффект

Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения и перекрывает его, то такие товары называются

Слайд 159Для товара Гиффена

рост цены на товар сопровождается увеличением объема спроса

Для товара Гиффена         рост цены на товар сопровождается увеличением

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика