Слайд 1Повышение эффективности руководства трудовым коллективом в условиях корпоративного управления
900igr.net
Слайд 2Определение стиля руководства
Слайд 3Определение стиля руководства
Слайд 4Стиль руководства.
«X»-культура. «Y»-культура.
Слайд 5Определение оптимального стиля руководства
X
Y
Контролируемые факторы:
Сроки выполнения
Качество выполнения
Ресурсы, выделяемые для
выполнения заданий
Рабочее окружение
Вид заданий
Инструкции по выполнению заданий
Решение проблем
Решение о вознаграждении
Эффективные
способы мотивации работников
Слайд 6История Х, У, Z, Z’
1960 г. – Д.Макгрегор – биполярная
теория «Х-У»
К.Левин, Р. Липпит, Р. Уайт – анархическое лидерство «Z’»
У.
Оучи – теория Z как «ответ американского бизнеса на японский вызов»
А. Маслоу – организация теории Z
Слайд 7Исследования К. Левина
Объект изучения – 10-летние мальчики.
Распределены по трем клубам
(с автократическим, демократическим и попустительским (либеральным) лидером.
Слайд 8По сравнению с демократичным руководством:
Авторитарное руководство: больший объем работы +
низкая мотивация + меньше оригинальности + больше агрессивности + больше
подавленной тревоги и более покорное и зависимое поведение.
Либеральное руководство: сниженный объем работы + предпочтение демократичному лидеру
Слайд 9Рэнсис Лайкерт (Мичиганский университет)
Объект изучения – группы с высокой и
низкой продуктивностью в различных организациях
Слайд 10Вывод Лайкерта
Стиль руководства обязательно ориентирован либо на работу (задачу), либо
на человека.
Слайд 11Системы лидерства Лайкерта
Эксплуататорско-
авторитарная
Благосклонно-
авторитарная
Консультативно-
демократическая
Основанная
на участии
Фокус - работа
Фокус - человек
Системы руководства
Слайд 12Группа Университета Огайо
Классификация стилей поведения руководителя по параметрам:
Фокус – структура
группы
Внимание к подчиненным
Слайд 131. Структура
Руководитель распределяет роли между подчиненными
Расписывает задания и объясняет требования
к их выполнению
Планирует и составляет график работ
Разрабатывает способы выполнения
Проявляет озабоченность
выполнением
Слайд 142. Внимание к подчиненным
Руководитель участвует в диалоге с подчиненными
Допускает участие
подчиненных в принятии решений
Общается в одобрительной и неугрожающей манере
Дает возможность
людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой
Слайд 15Управленческая решетка Блэйка и Мутона
Степень учета интересов людей
Степень учета интересов
производства
9
1
9
1, 9
Управление в духе загородного клуба
9, 9
Групповое управление
5, 5
Организационное управление
1,
1
Обедненное управление
9,1
Власть - подчинение
Слайд 161, 9.Управление в духе загородного клуба.
Повышенное внимание к потребностям людей
ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы. А это, в
свою очередь определяет оптимальный рабочий ритм в организации.
Слайд 179, 9. Групповое управление
Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми.
Взаимозависимость, достигаемая вложениями каждого в организационные цели, ведет к созданию
взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
Слайд 181, 1. Обедненное управление
Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных
результатов достаточно для сохранения членства в организации.
Слайд 199, 1. Власть – подчинение.
Эффективность производства зависит от создания таких
рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.
Слайд 205, 5. организационное управление.
Эффективность организации, получаемая путем сбалансирования необходимости в
производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.
Слайд 21Ситуационная модель руководства Фидлера
Факторы руководства:
Отношения между руководителем и членами коллектива
Структура
задачи
Должностные полномочия
Слайд 221. Отношения
«руководитель – подчиненные»
Лояльность, проявляемая подчиненными
Доверие работников к руководителю
Привлекательность
личности руководителя для исполнителей
Слайд 232. Структура задачи
Привычность задач
Структурированность задач
Четкость формулирования задач
Слайд 243. Должностные полномочия
Объем законной власти, связанной с должностью руководителя
Официальная возможность
использования вознаграждений
Степень поддержки, которую оказывает руководителю организация
Слайд 25Кого изменять?
Предположение Фидлера: человек не может приспособить свой стиль руководства
к ситуации.
Вывод: следует помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим
образом подходят к стабильному стилю руководства.
Слайд 26сильные
сильные
сильные
сильные
слабые
слабые
слабые
слабые
Должностные полномочия руководителя
Структура задачи
хорошие
хорошие
хорошие
хорошие
плохие
плохие
плохие
плохие
Взаимоотношения «руководитель-подчиненный»
НПК
ФОКУС - ЗАДАЧА
ФОКУС - ОТНОШЕНИЯ
Слайд 27Подход «Путь-цель»
Митчела и Хауса
Основа – мотивационная модель экспектаций (ожиданий)
Слайд 28Теория ожиданий
М = (з р) х (р в)
х (валентность)
М – мотивация;
З – затраты, или усилия;
Р – результаты,
или эффективность;
В – вознаграждение;
Валентность – ощущаемая человеком ценность вознаграждения.
Слайд 29Подход «Путь-цель»
Митчела и Хауса
Руководитель может влиять на подчиненных, увеличивая личную
выгоду подчиненных от достижения ими производственной цели, или облегчая их
путь к этой цели.
Слайд 30Стили руководства
Митчела-Хауса
Стиль поддержки
Инструментальный стиль
Стиль, поощряющий участие
Стиль, ориентированный на достижение
Слайд 31Теория жизненного цикла
Херси и Бланшара
Теория предполагает выбор стиля руководства в
зависимости от зрелости подчиненных
Степень зрелости определяется стремлением к достижению, готовностью
нести ответственность за собственное поведение, уровнем образования и опытом выполнения аналогичной работы.
Слайд 32Поведение, ориентированное на задачу
+
-
Зрелость последователей
+
-
Поведение, ориентированное на человеческие отношения
+
Делегирование
Участие подчиненных
в принятии решений
«Продажа»
(Убеждающий стиль)
Указания
Слайд 33Зрелость последователей
+
(Высокая)
-
(Низкая)
Умеренная
Слайд 34Зрелость индивида или группы зависит от:
Ответственности за свое поведение
Стремления к
достижению цели
образования и опыта, относящихся к выполняемым задачам
Слайд 35Делегирующий стиль
Руководитель передает ответственность за принятие и реализацию решений своим
подчиненным
Слайд 36Участвующий стиль
Руководитель делится своими идеями с подчиненными и способствует процессу
принятия решений
Слайд 37Убеждающий стиль
Руководитель объясняет свои решения подчиненным и дает возможность задать
вопросы
Слайд 38Указывающий стиль
Руководитель дает конкретные указания и обеспечивает жесткий контроль
Слайд 39Ситуация 1.
NN принят на должность руководителя группы. В группе есть
активный смутьян, который не уволен только потому, что единственный разбирается
в системах складского учета. Трое его активно поддерживают, остальные – не явно. У всех – 5-ти летний опыт работы в рганизации. Прежний руководитель смотрел сквозь пальцы даже на грубые нарушения и ошибки.
Слайд 40Ситуация 2.
Ситуация в коллективе, руководимом YY – типичное «осиное гнездо»,
хотя каждый на своем месте работает достаточно профессионально и дает
высокие результаты. Сейчас в коллектив пришли новые сотрудники (их пятеро, «старичков» - шестеро). Новенькие ранее работали в других фирмах той же сферы, правда некоторые из них пришли на работу после 3-хлетнего перерыва.
Слайд 41Модель Врума -Йеттона
Предполагает пять стилей руководства в зависимости от того,
как принимаются решения.
Слайд 42Стили руководства
Автократические стили руководства
АI и АII
Консультативные стили руководства
CI и CII
Стиль полного участия
GII
Слайд 43AI
Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся на
данный момент у него информацию.
Слайд 44AII
Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам
решает проблему. Получая информацию, он может сказать или не сказать
подчиненным, в чем суть дела. Роль подчиненных в принятии решения – предоставление информации, а не поиск или оценка альтернативных вариантов
Слайд 45CI
Руководитель вводит в курс дела только тех подчиненных, которых оно
непосредственно касается и выслушивает их предложения в индивидуальном порядке. Руководитель
не собирает подчиненных, принимающих участие в этом процессе, в группу. Окончательное решение принимается руководителем единолично.
Слайд 46CII
Руководитель излагает суть дела группе подчиненных. Вся группа выслушивает предложения
и идеи друг друга. Затем руководитель принимает решение единолично.
Слайд 47GII
Суть дела излагается всей группе. В ходе группового обсуждения предлагаются
альтернативные варианты, проводится их оценка. Руководитель пытается достичь согласия в
этом процессе. Роль руководителя – фасилитатор. Руководитель не пытается «внедрить» свое решение, а готов принять и выполнять то, что примет группа.
Слайд 48Критерии ситуации
Значение качества решения
Наличие достаточной информации или опыта у руководителя
для принятия решения
Степень структурированности проблемы
Значение согласия подчиненных для эффективного выполнения
решения
Вероятность поддержки подчиненными автократического решения руководителя
Соответствие индивидуальных и организационных целей в данной задаче
Вероятность конфликта между подчиненными при выборе решения
Слайд 49Модель принятия решений
Врума - Йеттона
Слайд 50А
Г
Б
В
Г
Д
Г
aI
Д
aI
Г
Д
aII
Д
cII
aI
gII
aI
Е
aII
cII
Е
gII
Ж
gII
cII
cII
cI
Слайд 51Да
Нет
aI, aII, cI, cII, gII
Избранные стили руководства
Слайд 52Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить
степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?
А
Слайд 53Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение?
Б
Слайд 55Является ли согласие подчиненных выбранным решением существенным для его эффективного
выполнения?
Г
Слайд 56Если бы Вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть ли
у Вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано
Вашими подчиненными?
Д
Слайд 57Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут
способствовать решив эту проблему?
Е
Слайд 58Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
Ж
Слайд 59Адаптивный стиль
Арджирис: наиболее эффективен стиль, «ориентированный на реальность».
«…Эффективные руководители –
это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости
от требований реальности».