Слайд 2
Пожары приносят большие несчастья людям и наносят огромный ущерб
железнодорожному транспорту и всему хозяйству в целом. Особенно опасны пожары
в железнодорожных вагонах, оснащенных большим количеством электрических приборов и собирающих много людей в сравнительно небольшом пространстве, что затрудняет их быструю эвакуацию.
Слайд 4Основными причинами пожаров в вагонах являются:
Неосторожное обращение с огнем;
Искры котлов
отопления;
Технические неисправности.
Слайд 5В вагонах запрещается:
Провозить бензин, краски, спирт и другие легковоспламеняющиеся жидкости,
взрывоопасные и отравляющие вещества;
Слайд 6В вагонах запрещается:
Пользоваться открытым огнем;
Курить в неустановленных местах;
Выбрасывать непогашенные спички
и окурки;
Слайд 7В вагонах запрещается:
Пользоваться любыми бытовыми приборами от специальных розеток в
коридорах, кроме электробритв;
Слайд 8В вагонах запрещается:
Растапливать котел и кипятильник горючими жидкостями;
Сушить дрова и
одежду около отопительных и электронагревательных приборов.
Слайд 9В вагонах запрещается:
Хранить горючие материалы вблизи отопительных приборов;
Выбрасывать на ходу
поезда горящий уголь;
Слайд 10Так же причинами пожара могут быть:
Неисправность АКБ;
Топка котлов отопления и
кипятильников без воды;
Неисправности дымовытяжных труб и пожарных разделок котлов и
кипятильников;
Скопления пыли и сажи в вентиляционных каналах, надпотолочных пространствах, нишах, батареях, дымовытяжных приборах;
Попадание влаги на электропроводку;
Оставление проводником вагона без надзора.
Слайд 11ПОМНИ!!!
Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за
наличие и готовность к действию средств пожаротушения является:
Проводник вагона;
Начальник поезда;
Поездной
электромеханник.
На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности.
Слайд 12 Нужно учитывать и то, что пожар в вагоне возникает не
сразу.
Сперва появляется характерный запах (дыма, горящей резины и пряжи). Также
место очага можно обнаружить появлением задымленности в вагоне. Поэтому при обнаружении задымленности в вагоне, появлении характерного запаха или открытого огня, необходимо обнаружить их источник и принять необходимые меры.
Слайд 13Порядок действия
поездной бригады
при обнаружении пожара
в пассажирском вагоне
Слайд 14Дежурный проводник обязан:
Немедленно вызвать проводника, находящегося на отдыхе;
Остановить поезд стоп-краном;
В
светлое время суток обесточить вагон, а в ночное время отключить
все потребители кроме цепи аварийного освещения;
Приступить к тушению пожара.
Слайд 15ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Останавливать поезд, когда он находится на искусственных сооружениях, таких как:
Мосты;
Тоннели;
Виадуки;
Акведуки.
Остановка
поезда возможна только после проезда данных сооружений.
Слайд 16Второй проводник обязан:
Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери;
Вызвать
«по цепочке» начальника поезда и поездного электромеханика;
Открыть аварийные окна;
Открыть двери
всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.
Слайд 17Примерный текст оповещения
пассажиров :
«Граждане пассажиры! В связи с возможной
опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные
выходы открыты».
Необходимо убедиться в полной эвакуации пассажиров и приступить к тушению пожара.
Слайд 18Действия дежурного проводника
соседнего вагона:
Получив информацию о пожаре, обязан:
Сообщить по цепочке
проводнику следующего вагона о пожаре;
Разбудить отдыхающего проводника и направить его
к горящему вагону с огнетушителями ;
Организовать эвакуацию пассажиров из своего вагона;
Приступить к тушению пожара горящего вагона.
Слайд 19Действия отдыхающего проводника
соседнего вагона:
Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре
- обязан взять огнетушители и доставить их к горящему вагону,
выйдя на полевую сторону пути;
Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.
Слайд 20Действия дежурного проводника
хвостового вагона:
Сообщить отдыхающему проводнику о пожаре;
Привести в действие
ручной тормоз;
Оградить состав согласно ИСИ, дальнейшие действия по указанию ЛНП.
Слайд 21Действия дежурных и отдыхающих
проводников остальных вагонов:
Прибыть к горящему вагону с
огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника
поезда.
Дежурный проводник головного вагона остается на своем месте!
Слайд 22Начальник поезда обязан:
Немедленно прибыть к месту пожара;
Лично убедиться в полной
эвакуации пассажиров;
Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение
или пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другими средствами связи оперативному дежурному ФПК:
номер поезда;
местонахождение;
свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;
обстоятельства случившегося.
Слайд 23При невозможности затушить пожар:
Необходимо отвести горящий вагон на расстояние, исключающее
возможность перехода огня на остальные вагоны. Для этого:
При электроотоплении
состава взять на локомотиве ключ электроотопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза;
2. Поднять переходные площадки с обеих сторон горящего вагона, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения;
3. Отцепить вагоны хвостовой части и отвести горящий вагон на расстояние не менее 10 м.;
4. Отцепить горящий вагон от головной части поезда, закрепить его ручным тормозом;
5. Отвести головную часть поезда от горящего вагона на расстояние не менее 15-20 м.
Слайд 24Внимание!!!
Любые работы по тушению пожара должны осуществляться, соблюдая правила личной
безопасности, в изолирующем самоспасателе СПИ-20 которыми оборудован каждый вагон пассажирского
поезда(две штуки).
Поездная бригада должна помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя, указанного в паспортах к этим средствам защиты.
Слайд 26Для борьбы с огнем, в вагоне используются:
Огнетушители;
Пожарные рукава;
Пожарная сигнализация;
Противопожарный инвентарь.
Слайд 27Огнетушители:
ОП-5 – порошковый
ОУ-5 – углекислотный
ОСП – самосрабатывающий порошковый
Слайд 28ОП-5
Огнетушитель порошковый, пистолетного типа;
Объем 5 литров;
Время действия 60-70 сек.;
Масса 8,8
кг;
Освидетельствование каждые 6 мес.;
Дальность струи до 6и метров;
Находится с нерабочей
стороны вагона.
Слайд 29ОУ-5
Огнетушитель углекислотный;
Объем 5 литров;
Время действия 30-50 сек.;
Масса 13 кг;
Освидетельствование раз
в год;
Весовая проверка не реже 1 раза в 3 месяца;
Дальность
струи до 3х метров;
Находится с рабочей стороны вагона.
Слайд 30ОСП
Огнетушитель самосрабатывающий порошковый;
Расположен внутри распределительного шкафа каждого вагона;
Срабатывает при 100С;
Расположен
горизонтально.
Слайд 31Пожарные рукава:
Купейные вагоны:
Слайд 32Пожарные рукава:
Плацкартные вагоны:
Слайд 34Установка пожарной
сигнализации:
УПС состоит из щитка и датчиков, распределенных по
вагону;
Реагирует на тепловые и дымовые признаки;
Срабатывают при температуре 70-80С;
Вид сигнала:
акустический и оптический с указанием места пожара.
Слайд 35Данное руководство было составлено с целью помощи проводникам вагонов не
растеряться в трудной ситуации.
Только неуклонное выполнение бригадой поезда и прежде
всего проводником вагона всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный в пожарном отношении проезд пассажиров.
Помни, жизнь пассажиров в твоих руках!!!