Слайд 1PR-сопровождение Единого портала государственных
услуг: проектный подход
А.С. Втюрина, О.Г. Филатова
Институт «Высшая
школа журналистики и массовых коммуникаций»
Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 19 -
20 ноября 2014 г.)
Слайд 2Единый портал
государственных услуг
(ЕПГУ - Gosuslugi.ru) – это элемент
действующего электронного правительства Российской Федерации;
наиболее успешный элемент внедрения электронных услуг
в контексте государственного управления в России, направленный на автоматизацию процесса предоставления услуг физическим и юридическим лицам
Слайд 3Проблема
На сегодняшний день при условии довольно развитой инфраструктуры электронных
услуг, их востребованность остается довольно низкой, что связано
с отсутствием
осведомленности о портале,
новизной использования электронных услуг в государственном управлении,
недоверием граждан к виртуальным сервисам и т.д.
Данные проблемы можно решить с помощью продуманной концепции осуществления PR-поддержки развития портала
Слайд 4Ключевые факторы, сдерживающие развитие ЕПГУ
Слайд 51. Инфраструктурные проблемы
Слайд 62. Проблемы, связанные с работой правительственных органов
Слайд 73. Позиция граждан в вопросе использования электронных государственных услуг
Слайд 8часть проблем реализации проекта ЕПГУ связана со сложностью организации межведомственного
и межуровневого взаимодействия, неразвитостью технических и технологических элементов в предоставлении
электронных услуг гражданам;
существуют проблемы, отражающие необходимость продвижения услуг электронного правительства среди населения, повышения лояльности граждан, снижения уровня недоверия и негативных ассоциаций с ЕПГ
Слайд 9Согласно «майским указам Президента РФ», к 2018 году 70% россиян
должны получать госуслуги в электронном виде.
По данным на 2013 год,
доля зарегистрированных граждан, имеющих доступ к электронным услугам на Едином портале, в передовых регионах составляет не более 15 %, в отстающих субъектах РФ – всего 0,5%
Слайд 102017 год
Москва, 15 марта 2017 года. — Министерство связи и массовых
коммуникаций РФ сообщает, что на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ)
появилось 28 новых услуг, которые пользователи портала могут получить в электронном виде.
Всего на портале gosuslugi.ru доступно 356 федеральных государственных услуг в электронном виде
Слайд 11«Недавно были подведены итоги ежегодного исследования, которое показало, что в
2016 году 51,3% граждан, получающих госуслуги, использовали электронный способ их
получения», — сказал директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах
По данным сайта Минкомсвязь России http://minsvyaz.ru/ru/events/36611/
Слайд 12Анализ PR-сопровождения Единого
портала в субъектах РФ
Слайд 13Анализ имеющихся открытых источников информации относительно мероприятий по повышению информированности
населения о Едином портале госуслуг позволил разделить способы его продвижения
на несколько смысловых групп
Слайд 141. Работа со СМИ. Деятельность государственных структур по обеспечению публикаций
в СМИ (пресс-конференции, брифинги, создание информационных поводов и т.д., результатом
чего, являются новостные, имиджевые, аналитические статьи, радиопередачи, видеорепортажи на федеральных и региональных телеканалах).
2. Мероприятия разъяснительного характера, обучающие работе с порталом (лекции, выступления, обучающие уроки, мастер-классы)
Слайд 153. Мероприятия, направленные непосредственно на увеличение количества зарегистрированных пользователей в
процессе проведения мероприятия (открытие мобильных офисов электронного правительства, «Дни электронного
правительства», акции и конкурсы).
4. Мероприятия, привлекающие внимание к проблеме популяризации портала (конкурсы на разработку слогана, написания рекламной статьи, создания видео-презентации).
5. Социальная реклама (видеоматериалы и печатные носители).
6. Деятельность по продвижению портала в социальных сетях.
7. Продвижение услуг через разработку мобильных приложений
Слайд 16Можно выделить ряд регионов-лидеров в сфере продвижения ЕПГУ:
три региона
Дальневосточного Федерального округа (Приморский край, Амурская область, Хабаровский край),
три региона Уральского ФО(Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра),
три региона Северо-Западного ФО (Калининградская область, Архангельская область, Республика Карелия),
один регион Приволжского ФО (Самарская область)
Слайд 17Мероприятия, проведенные в выделенных трех федеральных округах, составляют 48% от
общего числа мероприятий.
То есть реализация практически половины мер, направленных
на популяризацию электронного правительства в России приходится на данные 3 федеральных округа
Слайд 18Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, выросла до 39,6%.
Согласно исследованию Росстата (2016), абсолютными лидерами по этому
показателю стали Татарстан (65,2%), Москва (64,2%), Калининградская область (58,4%), Тульская область (55,6%), Приморский край (54,8%)
Слайд 19Мероприятия, направленные на популяризацию ЕПГУ в субъектах РФ
Слайд 20Рекомендации по программе
PR-сопровождения развития ЕПГУ
Слайд 21Целью проекта является повышение уровня информированности населения о преимуществах использования
электронного правительства (Единого портала государственных услуг РФ)
Слайд 22Основные задачи проекта
выявить сильные и слабые стороны как портала, так
и концепции «электронного правительства» в целом в восприятии групп общественности;
оценить посещаемость портала в регионе, количество зарегистрированных пользователей, провести оценку осведомленности о портале, оценить характер ассоциаций, связанных с порталом;
выделить целевые группы общественности;
провести анализ коммуникационной деятельности по популяризации услуг портала в регионе;
обеспечить непрерывный поток информации о Едином портале посредством ведения постоянной работы с представителями СМИ;
выделить каналы коммуникации с группами общественности;
разработать ряд программных мероприятий, направленных на повышение узнаваемости, формирование высокого доверия и стимулирование пользования услугами электронного правительства
Слайд 23Целевые группы
пользователи портала;
люди, не использующие услуги портала
Каждый регион выделяет собственные
четкие характеристики целевых групп, исходя из результатов массовых опросов, статистических
данных (пол, возраст, сфера деятельности, уровень образования, медиапредпочтения)
Слайд 24Ожидаемые результаты для группы пользователей портала:
рост осведомленности о сервисах электронного
правительства;
увеличение доли пользователей, заходящих на портал хотя бы раз в
месяц;
увеличение лояльности по отношению к электронным услугам, формирование положительных ассоциаций, связанных с порталом;
увеличение доли посетителей сайта в день до Х человек в день (в зависимости от региона)
Слайд 25Ожидаемые результаты для группы потенциальных клиентов портала:
рост осведомленности об электронном
правительстве в среднем на 20% (в зависимости от уровня информированности
граждан региона);
рост показателей пользования порталом;
увеличение доли населения, имеющего положительные ассоциации с порталом, снижение доли населения, имеющего отрицательные ассоциации
Слайд 26Концепция проекта и предполагаемые участники
− устранение существующих барьеров для целевой
аудитории, препятствующих регистрации на портале;
− упрощение процедуры доступа;
− информирование о
портале;
− обучение работе с порталом;
− поиск каналов коммуникации с целевой группой;
− поиск партнеров для сотрудничества;
Слайд 27− проведение ряда программных мероприятий, направленных на привлечение целевой группы
и создание имиджа Единого портала как инновационного, удобного, быстрого способа
получения государственных услуг:
обучающие мастер-классы, конкурсы, акции, лекции, семинары, круглые столы, комплексные мероприятия – «Дни электронных услуг», распространение полиграфической продукции об услугах портала создание специализированных центров регистрации
Слайд 28Исполнение проекта может быть доверено администрации субъектов РФ.
Исполнитель -
пресс-служба администрации субъекта РФ.
Предполагаемый руководитель проекта – Начальник пресс-службы администрации
субъекта РФ
Слайд 29Каналы коммуникации
средства массовой информации;
специальные мероприятия для целевой общественности;
социальные сети;
интернет-сайты с
информационным контентом о портале, размещением новостей и актуальной информации
Слайд 30Для выявления оптимальных каналов для конкретного региона коммуникации необходимо провести
ряд исследований по изучению медиапредпочтений жителей конкретного региона, использовании гражданами
социальных сетей, источники получения информации о портале, предпочитаемые досуговые активности и др.
Проведя такого рода исследование, можно будет сформировать медиакарту и рассчитывать PR-активность, ориентированную на конкретные СМИ (региональные и федеральные телеканалы, радиостанции, газеты и журналы, электронные издания и порталы)
Слайд 31Этапы и программные мероприятия
1 этап. Проведение исследования (временные затраты –
2 месяца)
− выявление социальных предпочтений;
− составление портрета целевой группы;
− выбор
каналов, методов, инструментов коммуникации, разработка программы, составление бюджета
Слайд 322 этап. Создание осведомленности (временные затраты – 8 месяцев)
− работа
со СМИ (создание новостных поводов, рассылка пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов,
проведение ознакомительных мастер-классов с представителями СМИ)
− работа в социальных сетях (создание и поддержание публичных страниц, обновление групп)
− проведение ряда специальных мероприятий для целевой общественности (лекции, «Дни электронных услуг», конкурсы, акции)
Слайд 333 этап. Проведение оценки эффективности
Анализ соответствия результатов заявленным целям. Составление
отчета (временные затраты – 2 месяца)
− увеличение доли зарегистрированных
пользователей - количественные показатели;
− повышение лояльности населения – оценка отзывов, постов в социальных сетях;
− контент-анализ СМИ – количество, качество и коннотация публикаций
Слайд 34Программные мероприятия
Канал коммуникации: СМИ
Методы работы: создание новостных поводов, рассылка
пресс-релизов, проведение мероприятий для СМИ
Инструменты (примеры мероприятий):
− Постоянное насыщение информационного
поля (рассылка пресс-релизов, новостных статей, статистических данных, информации о смежных сферах, освещение планов и проектов);
− проведение пресс-конференций, брифингов, ознакомительных мастер-классов с представителями СМИ;
Слайд 35− виртуальные пресс-туры по порталу;
− встречи с городскими и районными
главами, по проблемам сфер, имеющим услуги на портале (социальным, образованию,
здравоохранению);
− производство и размещение видеороликов на темы уже доступных электронных услуг и полезности портала;
− создание и размещение инфографики, комиксов на тему «Электронное правительство»;
− размещение социальной рекламы на телеканалах, печатных СМИ;
− конкурс среди представителей региональных СМИ (на лучшую аналитическую статью об электронном правительстве)
Слайд 36Канал коммуникации: социальные сети
Методы работы: создание и поддержание публичных
страниц, обновление групп
Инструменты (примеры мероприятий):
− создание публичных страниц портала (с
геотаргетингом) в социальных сетях (Вконтакте, Facebook), еженедельное пополнение;
− создание и ведение аккаунта в Twitter, ежедневное пополнение;
− постоянная работа по продвижению групп в соц. сетях и SEO-оптимизации;
Слайд 37− размещение в группах актуальной информации, а также привлекательной информации,
связанной со смежными проблемами создание и размещение вирусных видеороликов;
− конкурсы
в социальных сетях (подсчет количества перепостов, подарки от ОАО «Ростелеком»);
− создание обсуждений портала в соц.сетях и на форумах; создание занимательных демотиваторов на тему электронного правительства;
− конкурс на лучший видеоролик (в официальной группе)
Слайд 38Канал коммуникации: специальные мероприятий для целевой аудитории
Методы работы: лекции, конкурсы,
акции, мастер-классы
Инструменты (примеры мероприятий):
− «Дни электронных услуг» (мастер-классы в университетах,
бизнес-центрах, районных администрациях, обучающие работе с порталом, подарки за регистрацию);
− создание мобильных конструкций с возможностью регистрации там на портале и обучения работе с ним (Идея «Дома электронного правительства», переносные, мобильные конструкции на главных площадях городов, могут быть арт-объектами (виртуальные проекции на стенах));
Слайд 39− акции по распространению полиграфической продукции об услугах портала;
− «Электронный
урок», рассчитанный на аудиторию от 50 лет, обучение работе в
интернете + регистрация на портале, обучение пользования;
− конкурс «Мисс и мистер виртуальность» (награждение районными администрациями людей, использовавших портал госуслуг более 10 раз в течение полугода);
− конкурсы на популяризацию портала (лучший логотип, слоган, отзыв, статья);
− образовательные акции для школьников старших классов (обучающие мастер-классы, акция «Электронная семья» - в целях стимулирования интереса семьи к электронным услугам)
Слайд 40Сроки реализации проекта могут варьироваться от нескольких месяцев до нескольких
лет в зависимости от финансирования, насыщенности программы действий и мероприятий,
планируемых осуществить в конкретном регионе.
Работа со СМИ в контексте информационного взаимодействия и работа с социальными сетями может вестись постоянно, а специальные мероприятия для целевых групп общественности могут проводиться время от времени (1 раз в квартал)
Слайд 41Источники финансирования, бюджет и параметры оценки эффективности проекта
Слайд 42Бюджет проекта
зависит от финансирования региональных программ по информатизации и
средств, выделяемых региону под нужды государственной программы.
Необходимо учитывать затраты
на
проведение исследования,
насыщенность проекта мероприятиями,
затраты на их проведение,
заработную плату исполнителям,
оборудование и материалы, используемые для работы.
Бюджет рассчитывается под конкретный проект PR-сопровождения, нацеленный на конкретный регион
Слайд 43В качестве источников финансирования могут быть использованы
− бюджетные средства, выделяемые
на финансирование региональных программ по информатизации субъектов РФ;
− спонсорские средства
(составление партнерских и спонсорских предложений)
Слайд 44Параметры оценки эффективности проекта
− повышение удельного веса приобретенной целевой аудитории,
то есть зарегистрированных пользователей;
− увеличение количества публикаций в СМИ, положительная
тональность публикаций;
− повышение лояльности к Единому порталу, выражающаяся в положительной обратной связи с целевой группой (положительные отзывы в социальных сетях, в анкетировании и массовых опросах)