Слайд 1Практическое занятие №11 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем,
в том числе на лингвистическую тему.
Цель: обучение составлению монологического высказывания
на лингвистическую тему.
Задачи:
1. Прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.
2. Прививать навыки самостоятельности и творческой активности учащихся.
3. Воспитывать общую культуру; совершенствовать навыки общения.
Время на выполнение: 2 час
схт
Слайд 2Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном
или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного
последовательно и связанного логически.
Слайд 3Три части рассуждения:
– Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая
доказательства. В нем заключается идея текста.
– Доказательство – это вторая часть
текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
– Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.
Слайд 41. Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
2. Какова цель написания сочинения
на лингвистическую тему ?
3. Как строится сочинение-рассуждение?
Слайд 5Метафора – это перенос названия одного предмета на другой на
основании их сходства. Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин).
Метафора –
это скрытое сравнение. Пустых небес прозрачное стекло (А.А. Ахматова).
Слайд 6Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Нет тропа более блистательного, сообщающего речи
большее количество ярких образов, чем метафора».
Троп (от др.-греч. τρόπος «оборот»)
— риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста А. Чирвы. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 7 Инструкция по выполнению практического занятия
Структура сочинения-рассуждения:
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС)
Я считаю,
по моему мнению, на мой взгляд
АРГУМЕНТЫ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДИМЫЕ В
ПОДДЕРЖКУ ТЕЗИСА: ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ.
1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - 2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Во-первых, Во-вторых,
ПРИМЕР - ПРИМЕР
Например, Наконец,
ВЫВОД: Итак, таким образом, следовательно
Слайд 8(1)Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по
каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста. (2)В качестве подсказки
сошлёмся на мнение Г. Уэллса. (3)Он сказал об этом весьма впечатляюще, сравнив читателя короткого рассказа с человеком, убегающим от тигра. (4)Этот человек, по справедливому замечанию писателя, не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой бежит, и вряд ли ему придёт в голову любоваться деревом, на которое он должен взобраться, спасаясь от опасности. (5)Цель рассказа, новеллы — создать иллюзию напряжённого действия. (6)Но ведь не ради же напряжённого действия пишется малое произведение. (7)Тогда чем же оно завораживает, в чём его прелесть?
Слайд 9(8)Рассказ — наиболее адекватная форма передачи всей многосложности жизни. (9)К
этому не пригоден никакой другой жанр. (10)В. Белинский сказал, что,
в отличие от романа, рассказ в свои тесные рамки заключает такие события, которые «в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить и в века».
(11)Л. Леонов рассказы А. П. Чехова уподобил большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества».
Слайд 10(12)Динамизм, уплотнённость, сжатость мысли в каждом слове — отличительный признак
любого рассказа, если он претендует на художественность. (13)Классический рассказ —
образец художественности. (14)Она, по определению Белинского, состоит в том, «чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов». (15)Краткость произведения как условие жанра обязывает писателя быть предельно экономным — находить средства, позволяющие избегать разъяснений, комментариев, длинных описаний, а это возможно лишь при повышенной требовательности к собственному мастерству.
Слайд 11(16) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства
читателя. (17)Требовательность одного рождает повышенную взыскательность к другому. (18) Рассказ
недоступен тому, кто пытается уразуметь что-то, лишь скользя по поверхности сюжета. (19) Надо уметь проникать в суть мгновения, запёчатлённого автором. (20) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.
(По А. Чирве)
Слайд 12Задания для практического занятия:
Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста по
В. Железникову, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной
лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому». Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:
1. Раскрытие смысла высказывания.
2. Пример 1.
3. Пример 2.
4. Вывод.
Слайд 13Заданные лексемы (слова и выражения)
Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о
том, что _____________
_____________________________________________________________.
Докажем это на примерах из прочитанного текста.
В
предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово _________, которое содержит _______ и свидетельствует о _____________________________________. В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово - ____________. Его произносит ____________ в адрес ___________________, которая __________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует _________________.Таким образом, ________________________________________________________.
Слайд 16Инструкция по выполнению практического занятия
Структура сочинения-рассуждения
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС)
Я полагаю,
по моему мнению, на мой взгляд
АРГУМЕНТЫ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДИМЫЕ В
ПОДДЕРЖКУ ТЕЗИСА: ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ.
1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Во-первых, Во-вторых,
ПРИМЕР ПРИМЕР
Например, Наконец,
ВЫВОД
Итак, таким образом, следовательно
Слайд 17Образец отчета по практическому занятию
(1)Я резко обернулась и увидала дикое:
молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та
сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
— (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
Слайд 18(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение
к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты
и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...
(22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову.)
Слайд 19Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими
в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Пример сочинения-рассуждения
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи...» Их ещё называют "устойчивыми сочетаниями". Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.