Слайд 1ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Сопровождение – бытие рядом,
поддержка и помощь; сопровождать – значит идти, ехать вместе с
кем-либо в качестве спутника или провожатого
(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Сопровождение личности – это движение вместе с ней, рядом, иногда – чуть впереди
(М.Р. Битянова)
Слайд 2В контексте личностной ориентации образования особую актуальность приобретает задача интеграции
усилий педагогов и педагогов-психологов как субъектов, несущих непосредственную ответственность за
создание условий для актуализации личностного ресурса!
Однако, в условиях слабой организации психологической службы в образовании, основным субъектом сопровождения становится педагог! (ссылки на профстандарты)
Слайд 3
Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в процессе сопровождения
Слайд 4
Взаимодействие педагогов и психологов возможно только в конструктивном диалоге, началом
которого является
обоюдное признание общего предмета практической работы – психической
реальности развивающейся личности, договоренность по основным позициям на каждом уровне интеграции и понимание единой сущности процессов психологического сопровождения и воспитания.
Слайд 51. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении
3 основных подхода к пониманию сути
и назначения сопровождения:
сопровождение (психологическое) – помощь в разрешении актуальных
проблем обучения, профессиональной деятельности и т.д. (Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина) (модель «врача»);
сопровождение (психологическое) – создание оптимальных условий для развития личности в образовательном процессе (модель взаимодействия) (М.Р. Битянова);
сопровождение (педагогическое) – содействие личности в выстраивании отношений с образовательной средой (И.Н. Емельянова) (модель взаимодействия).
Слайд 6ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Слайд 7Конструктивное взаимодействие предполагает неконфликтный характер связей личности со средой, отношения
сотрудничества и владение соответствующим «инструментарием» (навыки конструктивного общения, педагогические приемы
и техники, средства обучения, методы развития ученического коллектива и т.д.).
Продуктивное взаимодействие личности с образовательной средой предполагает «взаимные» изменения личности и среды, выражающиеся в качественных новообразованиях личности и деятельности, создании продукта творческой деятельности человека, имеющего значение для дальнейшего развития образовательной среды.
Слайд 8Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь ребенку в решении
его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным
и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)»
(О.С. Газман по Степанов Е.Н., Лузина Л.М.)
Слайд 9Педагогическая поддержка - «процесс совместного с ребенком определения его собственных
интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему
сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни»
(О.С. Газман 2000).
Слайд 10К слову…
Е.А. Александрова, описывая «профессиональный портрет» классного воспитателя, рассматривает следующие
его функции: аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная.
Роли: защитник, помощник, психолог, координатор,
посредник, эксперт, организатор, «контролер», консультант и др.
Слайд 11В бизнесе: от продажи процесса – к продаже результата.
«Человеку
нужна не стиральная машина (процесс стирки), а чистое белье»
(Гарет
Джонстон, американ. маркетолог).
Что рассматривать как результат образования в целом и сопровождения,
в том числе???
Слайд 12Актуальность сопровождения
Универсальная проблема - несоответствие субъективных ресурсов ребенка объективным требованиям,
что препятствует его успешной социализации
Стресс («дистресс» по Г. Селье) –
дискомфорт личности, связанный с дисбалансом объективных требований и субъективных возможностей (ресурсов личности).
Состояние дискомфорта побуждает человека к поиску «выхода» из затруднительной ситуации
Слайд 13
Ресурсы – широкий круг факторов (явлений, процессов, свойств, состояний), представляющих
ценность для человека и помогающих ему сохранить психологическую устойчивость в
стрессогенных ситуациях;
в более широком смысле ресурсы – это все, что может быть задействовано человеком для эффективного существования и поддержания качества жизни.
Хобфолл С., Б. А. Беккер Б. А. и др.. Взаимосвязи между ресурсами, работой, личностными ресурсами и вовлеченностью в работу // Журнал профессионального поведения. – 2009. – Вып. 74. – С. 235 – 244.
Слайд 14Психологическое здоровье
(И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева и др.)
(определяется всегда позитивно)
- развитость тех качеств личности, которые позволяют ей «полноценно функционировать»
(Е. Калитеевская);
как развитость механизмов личностной саморегуляции, способность человека преодолевать свою биологическую и социальную обусловленность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире .
Слайд 15Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)
Креативный. На этом уровне находятся люди
с устойчивой адаптацией к среде, наличием необходимых ресурсов для преодоления
стрессовых ситуаций, с активным творческим отношением к действительности. Они не нуждаются в психолого-педагогической помощи.
Адаптационный. На этом уровне находятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они относятся к «группе риска», поскольку не имеют достаточных ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций. Им показана групповая работа профилактически-развивающей направленности.
Дезадаптивный (ассимилятивно-аккомодативный). На этом уровне здоровья находятся люди с нарушением баланса процессов ассимиляции (приспособление к среде) и аккомодации (приспособление среды к себе).
Слайд 16Психологическое здоровье как норма развития
«Норма – это не то среднее,
что есть
(или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что
возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях».
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
3 типа нормы:
среднестатистические нормы (в некотором отношении все люди похожи, так как имеют типологически общие черты),
социокультурные нормы (мы не только похожи, но и едины, если живем в схожих социокультурных условиях)
индивидуально-личностные нормы
Слайд 17Приведение личности в состояние статистической нормы, равно как и достижение
состояния полной адаптации к условиям среды, исключают возможность развития!
Существует ли
вообще норма развития, или, как считает В. П. Зинченко, логичнее говорить о «развитии как норме»?
Слайд 192. Структура сопровождения
Модель взаимодействия ориентирована на решение общих задач, подчиняющихся
логике развития ребенка. Задачи решаются в ходе следующих видов деятельности:
Диагностика
Консультирование
Коррекционно-развивающая
работа
Профилактика и просвещение
Социально-диспетчерская работа
Слайд 20Диагностика – деятельность, направленная на выявление наиболее важных особенностей деятельности,
поведения, общения и психического состояния личности, которые должны быть учтены
в образовательном процессе.
Консультирование – преимущественно индивидуальная форма оказания помощи человеку в решении его психологических проблем (затруднений, субъективно воспринимающихся человеком как неразрешимые в данной ситуации, на данном этапе его жизни).
Слайд 21Коррекционно-развивающая работа – деятельность, в которой можно обозначить два аспекта:
развивающий и коррекционный.
Развивающая деятельность направлена на создание оптимальных условий
для целостного развития личности в образовательном процессе и на поддержание позитивных тенденций в развитии личности. Развивающая деятельность ориентирована на «психологически благополучных» учащихся, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать относительно сложные задачи.
Коррекционная деятельность направлена на изменение (исправление) неблагоприятных тенденций развития личности. Ориентирована на работу с «психологически неблагополучными» учащимися, уровень развития и актуальное состояние которых не позволяет им решать актуальные задачи, связанные с обучением, поведением, взаимодействием, совместной деятельностью.
Слайд 22Просветительски-профилактическая работа – деятельность, направленная на введение личности в актуальные
проблемы собственного развития.
Просветительски-профилактическая деятельность способствует более глубокому и адекватному
пониманию феноменологии, проблематики и динамики развития личности, формированию адекватной стратегии и тактики взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Грамотное просвещение может предупредить многие трудности, проблемы развития, обучения и, тем самым, предотвратить формирование неблагоприятных тенденций в развитии личности – в этом и заключается суть профилактической работы.
Социально-диспетчерская работа – деятельность, направленная на оказание помощи личности, выходящей за рамки функциональных обязанностей педагога (предоставление достоверной информации о разных социально-психологических службах, оказывающих квалифицированную помощь).
Слайд 233. Понятие о психологическом статусе школьника
Психологический статус школьника – совокупность
психологических характеристик личности, деятельности, поведения, взаимодействия и внутреннего психологического состояния
ребенка, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде
Слайд 24Показатели психологического статуса
Нормативные (критериальные по М.Р. Битяновой) - нормы возрастного
развития, требования конкретной среды (требования к познавательной деятельности, поведению), определенные
морально-правовые нормы.
Проблемы ребенка связаны с несоответствием его развития различным нормативным показателям и требованиям
2. Индивидуальные (констатирующие по М.Р. Битяновой) - различные психологические особенности ребенка, проявляющиеся в его познавательной деятельности, общении, поведении, представлениях и отношениях с окружающими.
Без знания и учета этих особенностей невозможно создать полноценные условия для обучения и развития ребенка в школе!
Слайд 25Социометрический (межличностный)
статус (Я. Морено) – положение человека в коллективе,
в системе неформальных межличностных отношений, определяющее степень его авторитетности для
других;
реальная социально-психологическая характеристика положения человека в системе внутригрупповых отношений.
Слайд 26«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все
хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих
учеников.
Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (замечу, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
Пренебрегаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Слайд 27Я. Морено выделяет следующие группы:
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в
группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не
замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Слайд 28Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол.
фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448
с.
Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. – Москва: Сентябрь, 1998 . – 128 c.
Битянова, М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. С.69 –111.
Емельянова И.Н. Педагогическое сопровождение личности в образовательной среде: методические материалы / И.Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2012. – 28 с.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – С.62.