Разделы презентаций


ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Содержание

В контексте личностной ориентации образования особую актуальность приобретает задача интеграции усилий педагогов и педагогов-психологов как субъектов, несущих непосредственную ответственность за создание условий для актуализации личностного ресурса! Однако, в условиях слабой организации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Сопровождение – бытие рядом,

поддержка и помощь; сопровождать – значит идти, ехать вместе с

кем-либо в качестве спутника или провожатого
(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Сопровождение личности – это движение вместе с ней, рядом, иногда – чуть впереди
(М.Р. Битянова)

ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАСопровождение – бытие рядом, поддержка и помощь; сопровождать – значит идти,

Слайд 2В контексте личностной ориентации образования особую актуальность приобретает задача интеграции

усилий педагогов и педагогов-психологов как субъектов, несущих непосредственную ответственность за

создание условий для актуализации личностного ресурса!
Однако, в условиях слабой организации психологической службы в образовании, основным субъектом сопровождения становится педагог! (ссылки на профстандарты)
В контексте личностной ориентации образования особую актуальность приобретает задача интеграции усилий педагогов и педагогов-психологов как субъектов, несущих

Слайд 3 Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в процессе сопровождения

Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в процессе сопровождения

Слайд 4
Взаимодействие педагогов и психологов возможно только в конструктивном диалоге, началом

которого является
обоюдное признание общего предмета практической работы – психической

реальности развивающейся личности, договоренность по основным позициям на каждом уровне интеграции и понимание единой сущности процессов психологического сопровождения и воспитания.

Взаимодействие педагогов и психологов возможно только в конструктивном диалоге, началом которого является обоюдное признание общего предмета практической

Слайд 51. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении
3 основных подхода к пониманию сути

и назначения сопровождения:
сопровождение (психологическое) – помощь в разрешении актуальных

проблем обучения, профессиональной деятельности и т.д. (Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина) (модель «врача»);
сопровождение (психологическое) – создание оптимальных условий для развития личности в образовательном процессе (модель взаимодействия) (М.Р. Битянова);
сопровождение (педагогическое) – содействие личности в выстраивании отношений с образовательной средой (И.Н. Емельянова) (модель взаимодействия).

1. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении3 основных подхода к пониманию сути и назначения сопровождения: сопровождение (психологическое) – помощь

Слайд 6ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Слайд 7Конструктивное взаимодействие предполагает неконфликтный характер связей личности со средой, отношения

сотрудничества и владение соответствующим «инструментарием» (навыки конструктивного общения, педагогические приемы

и техники, средства обучения, методы развития ученического коллектива и т.д.).
Продуктивное взаимодействие личности с образовательной средой предполагает «взаимные» изменения личности и среды, выражающиеся в качественных новообразованиях личности и деятельности, создании продукта творческой деятельности человека, имеющего значение для дальнейшего развития образовательной среды.

Конструктивное взаимодействие предполагает неконфликтный характер связей личности со средой, отношения сотрудничества и владение соответствующим «инструментарием» (навыки конструктивного

Слайд 8Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь ребенку в решении

его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным

и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)»
(О.С. Газман по Степанов Е.Н., Лузина Л.М.)
Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и

Слайд 9Педагогическая поддержка - «процесс совместного с ребенком определения его собственных

интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему

сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни»
(О.С. Газман 2000).

Педагогическая поддержка - «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий

Слайд 10К слову…
Е.А. Александрова, описывая «профессиональный портрет» классного воспитателя, рассматривает следующие

его функции: аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная.
Роли: защитник, помощник, психолог, координатор,

посредник, эксперт, организатор, «контролер», консультант и др.
К слову…Е.А. Александрова, описывая «профессиональный портрет» классного воспитателя, рассматривает следующие его функции: аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная.Роли: защитник,

Слайд 11В бизнесе: от продажи процесса – к продаже результата.
«Человеку

нужна не стиральная машина (процесс стирки), а чистое белье»
(Гарет

Джонстон, американ. маркетолог).

Что рассматривать как результат образования в целом и сопровождения,
в том числе???
В бизнесе: от продажи процесса – к продаже результата. «Человеку нужна не стиральная машина (процесс стирки), а

Слайд 12Актуальность сопровождения
Универсальная проблема - несоответствие субъективных ресурсов ребенка объективным требованиям,

что препятствует его успешной социализации

Стресс («дистресс» по Г. Селье) –

дискомфорт личности, связанный с дисбалансом объективных требований и субъективных возможностей (ресурсов личности).
Состояние дискомфорта побуждает человека к поиску «выхода» из затруднительной ситуации

Актуальность сопровожденияУниверсальная проблема - несоответствие субъективных ресурсов ребенка объективным требованиям, что препятствует его успешной социализацииСтресс («дистресс» по

Слайд 13

Ресурсы – широкий круг факторов (явлений, процессов, свойств, состояний), представляющих

ценность для человека и помогающих ему сохранить психологическую устойчивость в

стрессогенных ситуациях;
в более широком смысле ресурсы – это все, что может быть задействовано человеком для эффективного существования и поддержания качества жизни.

Хобфолл С., Б. А. Беккер Б. А. и др.. Взаимосвязи между ресурсами, работой, личностными ресурсами и вовлеченностью в работу // Журнал профессионального поведения. – 2009. – Вып. 74. – С. 235 – 244.
 

Ресурсы – широкий круг факторов (явлений, процессов, свойств, состояний), представляющих ценность для человека и помогающих ему

Слайд 14Психологическое здоровье
(И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева и др.)
(определяется всегда позитивно)

- развитость тех качеств личности, которые позволяют ей «полноценно функционировать»


(Е. Калитеевская);
как развитость механизмов личностной саморегуляции, способность человека преодолевать свою биологическую и социальную обусловленность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире .

Психологическое здоровье (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева и др.)(определяется всегда позитивно) - развитость тех качеств личности, которые позволяют

Слайд 15Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)
Креативный. На этом уровне находятся люди

с устойчивой адаптацией к среде, наличием необходимых ресурсов для преодоления

стрессовых ситуаций, с активным творческим отношением к действительности. Они не нуждаются в психолого-педагогической помощи.
Адаптационный. На этом уровне находятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они относятся к «группе риска», поскольку не имеют достаточных ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций. Им показана групповая работа профилактически-развивающей направленности.
Дезадаптивный (ассимилятивно-аккомодативный). На этом уровне здоровья находятся люди с нарушением баланса процессов ассимиляции (приспособление к среде) и аккомодации (приспособление среды к себе).
Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)Креативный. На этом уровне находятся люди с устойчивой адаптацией к среде, наличием необходимых

Слайд 16Психологическое здоровье как норма развития
«Норма – это не то среднее,

что есть
(или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что

возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях».
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
3 типа нормы:
среднестатистические нормы (в некотором отношении все люди похожи, так как имеют типологически общие черты),
социокультурные нормы (мы не только похожи, но и едины, если живем в схожих социокультурных условиях)
индивидуально-личностные нормы
Психологическое здоровье как норма развития«Норма – это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а

Слайд 17Приведение личности в состояние статистической нормы, равно как и достижение

состояния полной адаптации к условиям среды, исключают возможность развития!

Существует ли

вообще норма развития, или, как считает В. П. Зинченко, логичнее говорить о «развитии как норме»?

Приведение личности в состояние статистической нормы, равно как и достижение состояния полной адаптации к условиям среды, исключают

Слайд 18Результат сопровождения

Результат сопровождения

Слайд 192. Структура сопровождения
Модель взаимодействия ориентирована на решение общих задач, подчиняющихся

логике развития ребенка. Задачи решаются в ходе следующих видов деятельности:
Диагностика
Консультирование
Коррекционно-развивающая

работа
Профилактика и просвещение
Социально-диспетчерская работа
2. Структура сопровожденияМодель взаимодействия ориентирована на решение общих задач, подчиняющихся логике развития ребенка. Задачи решаются в ходе

Слайд 20Диагностика – деятельность, направленная на выявление наиболее важных особенностей деятельности,

поведения, общения и психического состояния личности, которые должны быть учтены

в образовательном процессе.

Консультирование – преимущественно индивидуальная форма оказания помощи человеку в решении его психологических проблем (затруднений, субъективно воспринимающихся человеком как неразрешимые в данной ситуации, на данном этапе его жизни).

Диагностика – деятельность, направленная на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения, общения и психического состояния личности, которые

Слайд 21Коррекционно-развивающая работа – деятельность, в которой можно обозначить два аспекта:

развивающий и коррекционный.

Развивающая деятельность направлена на создание оптимальных условий

для целостного развития личности в образовательном процессе и на поддержание позитивных тенденций в развитии личности. Развивающая деятельность ориентирована на «психологически благополучных» учащихся, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать относительно сложные задачи.

Коррекционная деятельность направлена на изменение (исправление) неблагоприятных тенденций развития личности. Ориентирована на работу с «психологически неблагополучными» учащимися, уровень развития и актуальное состояние которых не позволяет им решать актуальные задачи, связанные с обучением, поведением, взаимодействием, совместной деятельностью.
Коррекционно-развивающая работа – деятельность, в которой можно обозначить два аспекта: развивающий и коррекционный. Развивающая деятельность направлена на

Слайд 22Просветительски-профилактическая работа – деятельность, направленная на введение личности в актуальные

проблемы собственного развития.
Просветительски-профилактическая деятельность способствует более глубокому и адекватному

пониманию феноменологии, проблематики и динамики развития личности, формированию адекватной стратегии и тактики взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Грамотное просвещение может предупредить многие трудности, проблемы развития, обучения и, тем самым, предотвратить формирование неблагоприятных тенденций в развитии личности – в этом и заключается суть профилактической работы.
Социально-диспетчерская работа – деятельность, направленная на оказание помощи личности, выходящей за рамки функциональных обязанностей педагога (предоставление достоверной информации о разных социально-психологических службах, оказывающих квалифицированную помощь).
Просветительски-профилактическая работа – деятельность, направленная на введение личности в актуальные проблемы собственного развития. Просветительски-профилактическая деятельность способствует более

Слайд 233. Понятие о психологическом статусе школьника

Психологический статус школьника – совокупность

психологических характеристик личности, деятельности, поведения, взаимодействия и внутреннего психологического состояния

ребенка, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде

3. Понятие о психологическом статусе школьникаПсихологический статус школьника – совокупность психологических характеристик личности, деятельности, поведения, взаимодействия и

Слайд 24Показатели психологического статуса
Нормативные (критериальные по М.Р. Битяновой) - нормы возрастного

развития, требования конкретной среды (требования к познавательной деятельности, поведению), определенные

морально-правовые нормы.
Проблемы ребенка связаны с несоответствием его развития различным нормативным показателям и требованиям
2. Индивидуальные (констатирующие по М.Р. Битяновой) - различные психологические особенности ребенка, проявляющиеся в его познавательной деятельности, общении, поведении, представлениях и отношениях с окружающими.
Без знания и учета этих особенностей невозможно создать полноценные условия для обучения и развития ребенка в школе!


Показатели психологического статусаНормативные (критериальные по М.Р. Битяновой) - нормы возрастного развития, требования конкретной среды (требования к познавательной

Слайд 25Социометрический (межличностный)
статус (Я. Морено) – положение человека в коллективе,

в системе неформальных межличностных отношений, определяющее степень его авторитетности для

других;
реальная социально-психологическая характеристика положения человека в системе внутригрупповых отношений.
Социометрический (межличностный) статус (Я. Морено) – положение человека в коллективе, в системе неформальных межличностных отношений, определяющее степень

Слайд 26«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все

хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих

учеников.
Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (замечу, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
 Пренебрегаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в

Слайд 27Я. Морено выделяет следующие группы:
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в

группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не

замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.

Я. Морено выделяет следующие группы:1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем

Слайд 28Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол.

фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448

с.
Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. – Москва: Сентябрь, 1998 . – 128 c.
Битянова, М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. С.69 –111.
Емельянова И.Н. Педагогическое сопровождение личности в образовательной среде: методические материалы / И.Н. Емельянова. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2012. – 28 с.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – С.62.


Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия»,

Слайд 29


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика