Слайд 1Право проживания в римском праве
Презентацию выполнил
Студент 2-го курса ПСИ-ю18
Лебедев Алексей
*Необходимо
смотреть заметки к слайдам
Слайд 2HABITATIO
Институт пожизненного проживания в чужом доме известен на протяжении многих
веков. Впервые он возникает в римском праве. Классическое римское право
относит habitatio к личным сервитутам (servitus personarum)
Слайд 3В целом habitatio представляло собой право пожизненного проживания в чужом
доме или его части. Устанавливалось оно традиционно с помощью завещательного
отказа
Слайд 4Римские юристы спорили, устанавливается ли означенными отказами ususfructus или же
usus, или самостоятельный сервитут, занимающий между ними среднее место, что
было важно, в частности, для решения вопроса, имеет ли право получивший отказ перенести фактическое осуществление своего права на другого, и если имеет, то в каком объёме. То есть у отказополучателя есть право передавать habitatio третьему лицу
Слайд 5По общему правилу, данное право устанавливалось с помощью легата или
кодицилл. Момент возникновения права связывается с моментом принятия наследства наследниками:
«Узуфрукт и пользование возникают не раньше, чем принимается наследство». Основаниями утраты этого права были capitis deminutio (умаление правоспособности), гибели предмета сервитута, а также смерти лица, в пользу которого было отказано это право.
Слайд 6Объём прав сервитуария
1. Он имел право проживать в доме или
его части на протяжении всей своей жизни
2. Сервитуарий мог жить
в доме как лично, так и с членами своей семьи и рабами
3. Сервитуарий мог приглашать гостей и клиентов
4. Сервитуарий мог передвигаться как пешком, так и на носилках (при условии соединения права проживания с пользованием)
Слайд 75. Сервитуарий мог отчуждать своё право проживания, но только за
плату (т.е. мог сдавать дом внаймы)
6. Сервитуарий мог пользоваться инвентарём
и прочим имуществом, являющимся принадлежностью дома
Слайд 8В части заботы о сохранности имущества (дома) сервитуарий был обязан
осуществлять текущий ремонт вместе с собственником, хотя расходы на ремонт
ложились на собственника дома. Кроме того, пользование должно было быть добросовестным.
В случае, если наследник не исполнял легат, лицо, которому было отказано право проживания, могло потребовать исполнения завещания в судебном порядке.
Слайд 9Особого института, подобного современному договору пожизненного содержания с иждивением, римское
право не знало. В то же время, именно этот институт
является ближайшим к данному виду ренты. Однако ближе всего к институту habitatio является институт пользования жилым домом по завещательному отказу, установленный аб.2 ч.2 ст.1137 ГК РФ.
Слайд 10С договором пожизненного содержания с иждивением римское habitatio роднит следующее:
право
проживания и право рентополучателя проживать в жилом помещении по своей
природе идентичны; различны лишь способы их установления: habitatio устанавливается mortis causa, а право рентополучателя - сделкой inter vivos;
право римского сервитуария сдавать помещение внаём за плату служит удовлетворению материальных потребностей последнего, равно как и получение рентополучателем ренты;
habitatio и право проживать в силу договора пожизненного содержания с иждивением обременяют имущество, т.е. следуют за вещью;
habitatio имеет безвозмездный характер; получатель ренты также не должен платить за занимаемое
помещение.
Слайд 11В целом можно сделать вывод, что именно право проживания, понимаемое
сперва как разновидность пользования, а затем - как самостоятельный личный
сервитут - дало начало российскому договору пожизненного содержания с иждивением. Однако отечественный законодатель, следуя формуле Рудольфа Иеринга: «Через римское право, но вперёд и дальше него», существенно развил отдельные положения в части обеспечения права проживания граждан.