Слайд 3 (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими
и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых
ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
4 Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
растрёпанными
Слайд 4В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять
2. ни..ложить, чере..чур, в..махивать
3. о..бросить, пре…рассудок, по..ложный
4.
пред…юльский, спорт..гра, с..змала
1
Слайд 5Выпишите слова с приставками, не
изменяемыми на письме.
Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение
от серьёзных жизненных неудач и провалов.
современные
наполненная
провалов
Слайд 6В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
пр..ступить (закон), пр..ступить (к работе), пр..емница
пост..мпериализм, спорт..игра,
меж..рригационный
бе..хозный, ..дача, бе..возвратно
з..пирать,
пр..делки, пр..бабка
2
Слайд 7На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу
его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать
то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда – хорошее и плохое не жалко, а хорошего не вернёшь.
Найдите слово с приставкой, в которой написание согласной на конце определяется звонким или глухим согласным, идущим после приставки
вспоминать
Слайд 8В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
во..кликнуть, ра..шить, ..держать
2. с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый
3. на..бавить, по..шутить, о..блеск
4.
пр..баутка, пр..дание (старины), пр..лежный
1
Слайд 9 Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два
больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты
засохнешь, не приживёшься под зимним окном.
Найдите слово, написание приставки в котором определяется правилом «Приставки пре-, при-»
приживёшься
Слайд 10В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
бе..брежный, во..раст, бе..жалостный
пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть
без..дейный, без..мянный, мед..нститут
суб..ективный,
с..экономить, без…аварийный
1
Слайд 11Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении завершённости действия»
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
ПРИНЕСЛА
Слайд 12Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«Пишется приставка ПРИ- , если используется в значении присоединения к
чему- либо»
Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.
ПРИВЯЗАНА
Слайд 13Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом
: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения к
чему- либо»
Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг. Они говорили: «У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом». Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне… И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо.
ПРИХОДИЛИ
Слайд 14Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«Пишется приставка ПРИ-, если имеет значение незавершённого действия»
Что, не можете
договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним.
Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:
-Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно. Очень скучно…
ПРИГОРЮНИВШИСЬ
Слайд 15Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«Пишется приставка ПРЕ-, если имеет значение высокой степени действия или
качества»
«Прелестно»,- иронически подумал я и на перемене окликнул его.
Зачем ты записался во все кружки?- спросил я.
Мне надо,- ответил он.
Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
Нет, я знаю, упрямо ответил он. – Но мне надо. Это моя тайна.
Тайна это или не тайна,- сказал я, но на занятии физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивных кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
Княжнин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя.
ПРЕУВЕЛИЧИВАЕШЬ
Слайд 16Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом:
«Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её
пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»
Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.
Всплески
Слайд 17Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом:
«На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если
после приставки следует звонкий согласный»
Диван мягкий, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.
ВЗБИТУЮ
Слайд 18Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
звонкости \глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Хадича, маленькая проворная
женщина. Подвязав с утра косынкой седые жидкие косицы, целый день бесшумной юлой крутилась по утоптанному, чисто выметенному двору. А Катя умирала…
БЕСШУМНОЙ
Слайд 19Из предложений выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит
от глухости \ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
На
уроках географии меня так и тянуло уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?
РАСКАПЫВАТЬ, РАЗГАДЫВАТЬ
Слайд 20А6
Выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий звук, а
пишется согласная глухого звука, так эта приставка всегда пишется одинаково.
Мы сели погреться и сразу заснули. Проснулся я в землянке, на овчине. Это была не землянка, а какая-то нора. Не сравнить с нашими фронтовыми землянками, сделанными саперами. Низкая, без нар, стены земляные, пол земляной. Вместо двери висели два половика. Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.
Слайд 21А6
Выпишите слово, правописание которого с НЕ объясняется тем, что
без данной приставки это слово не употребляется.
Отец мой, несмотря
на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот.
Моя мать – дочь служащего на сахарном заводе – была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей.
Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».
Слайд 22А6
Выпишите слово, в приставке которого правописание гласной Е определяется
тем, что эта приставка всегда пишется единообразно.
У Паустовского есть
своя стройная философия природы. Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует ее основательность и правоту. Вместе с правом на новую, достойную человека жизнь мы приобрели великую власть над природой. Арктика открывает нам свои тайны и не сегодня-завтра послужит нам в самых дерзких, только новому человечеству доступных, планах перерождения природы и климата.
Слайд 23А6
Выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий согласный звук,
но пишется буква глухого согласного звука, потому что эта приставка
всегда пишется единообразно.
Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. Мы перестали сопротивляться. Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
Слайд 24А6
Выпишите слово, в приставке которого слышится глухой согласный звук,
но пишется буква звонкого согласного звука, и это объясняется тем,
что эта приставка всегда пишется единообразно».
Все дальнейшее напоминало сказочный сюжет. Перелет из Москвы на борту королевского авиалайнера, с красным вином в небесах, ее чтением стихов. Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и веревкой. Почтительный портье внес его в номер, и вещи, нисколько не страдающие комплексом неполноценности, были извлечены оттуда и заняли место на полках шкафов.
Слайд 25А6
Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На
конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая
глухой согласный».
Здешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи.
Слайд 26А6
Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На
конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая
звонкий согласный».
Она ушла, безжалостно, тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками, и после ее ухода в комнате остался неспокойный, смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха. Все молчали, глядя на двери. Пар холода таял над полом.
– Москвичка! – с одобрительной усмешкой сказал Банников и, вопросительно скосившись на Сергея, медленно добавил:
–Э, парняга, парняга, плохие твои дела, брат!.. А ведь она не к тебе приходила! Не понял?
Слайд 27А6
Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь
на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд.
Тетя училась в художественном училище – по росписи фарфора. Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. Только бабушка однажды дала понять свое ироническое отношение к действительности. Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклейменный». Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» – «А что, – говорит, – ведь это ваш гимн».
Выпишите слово, в приставке которого пишется буква О, так как она стоит под ударением.
Слайд 28А6
4. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На
конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая
глухой согласный».
Он [Берсеньев] был уже не молод. В волнистых волосах на голове и длинной бороде, ниспадавшей на грудь, пробивалась маленькая седина, что очень шло к их темно-каштановому цвету. Он разговаривал с какой-то дамой, слегка наклонившись к ней; его тихий грудной голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности.
Слайд 29А6
Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых,
недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены
в первые же месяцы битвы. Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности.
Слайд 30А6
Выпишите слово, в котором написание приставки ПРИ- определяется значением
«нахождение вблизи чего-либо»
Но лучше всего было ошеломившее меня в
первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.
Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.
Слайд 31А6
Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее близостью
к приставке ПЕРЕ-.
Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли и
в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.
Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.
Слайд 32А6
Выпишите слово, в котором правописание приставки ПРИ- определяется значением
«неполноты действия».
В детские годы мои мне часто приходилось в
ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей.
Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырехгранных усеченных пирамид, сверху прикрытых такими же четырехгранными железными крышами. В каждом таком «скворечнике» была неприглядная керосиновая лампочка с узким стеклом-фонарем.
Слайд 33А6
Выпишите слово, в котором правописание приставки ПРИ- определяется значением
«неполноты действия».
Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли
ни одного следа зубов, и, вероятно, собака не успела ее даже укусить. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу, то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени. На третий день она так ослабела, что не могла приподняться с земли. Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение.
Слайд 34А6
Выпишите слово, в котором правописание приставки ПРИ- определяется
значением «неполноты действия».
Потом выглянуло солнышко. Снова уроки передвижения, кормёжка...
А к вечеру, когда птенец совсем уже распрыгался, его сообразительная мать присела на низкие перила крыльца и стала, как мне показалось, призывать своё чадо забраться туда же.
Слайд 35А6. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением: «выпасть
на долю».
Техника сделала могущественными каждое государство в
целом и человечество в целом. И человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека?
пришлось
Слайд 36А6. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением: указание
на приближение, присоединение.
Распалясь, подожгли заодно и кузницу.
Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря. Тем же временем расчистили пожарище, прикатили новый ракитовый пень под наковальню, сшили мехи, покрыли кирпичную коробку тёсом, и с той поры кузница бессменно служила сначала серпилковской коммуне, а потом уже и колхозу.
прикатили
Слайд 37А6. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением: указание
на превосходную степень состояния.
Боль путала сознание,
но я понимал, что, если я лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
преспокойно
Слайд 38Использованные ресурсы
ГИА -2011. Русский язык 9 класс. ФИПИ, 2010 год
Егорова
Г.Т. Типовые тестовые задания. ГИА 9 класс.. Москва, 2011 год
Учебники
русского языка
ДЕМОВЕРСИЯ 2011года