Слайд 1Православные праздники
на Руси
Слайд 2Православные праздники
По важности воспоминаемых событий они разделяются на большие, средние
и малые.
Большие праздники в свою очередь делятся на три разряда.
К первому относится величайший из праздников – Пасха; ко второму – праздники, известные под названием двунадесятых, и к третьему – великие.
Слайд 3Двунадесятые праздники:
К двунадесятым праздникам принадлежат:
1) день Рождества Пресвятой Богородицы;
2) Воздвижение Честнаго и животворящего Креста;
3) Введение во храм
Пречистой Девы Марии;
4) Рождество Христово;
5) Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявление;
6) Сретение Господне;
7) Благовещение Пресвятой Богородицы;
8) день Входа Господня в Иерусалим;
9) Вознесение Господне;
10) день Пятидесятницы - Троица;
11) Преображение Господне;
12) Успение Божией Матери.
Слайд 4Неподвижные и подвижные праздники
По времени торжеств праздники разделяются на неподвижные
и подвижные. К неподвижным относятся те, которые ежегодно приходятся на
одни и те же числа месяца. Подвижными называются такие, которые всегда приходятся на одни и те же дни недели, но числа ежегодно меняются – в зависимости от времени Пасхи.
Слайд 5Великие праздники:
К великим праздникам относятся:
1) день Покрова Пресвятой Богородицы;
2)
Рождество Иоанна Предтечи;
3) день святых апостолов Петра и Павла;
4) Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи.
Слайд 6Рождество Богородицы –
21 сентября
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется с IV—V
вв. как память рождения Марии от весьма престарелых родителей св.
Иоакима и Анны.
Слайд 7Воздвижение Честнаго и животворящего Креста
Воздвижение Креста Господня (23 сентября по
новому стилю) отмечается с начала IV в., со времени обнаружения
матерью императора Константина I Еленой на горе близ Иерусалима креста, принятого за тот, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, отраженному в различных версиях в трудах историков: Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита, Никифора Каллиста, в древнем колодце для сбора дождевой воды, в который после казни римляне свалили все кресты, было найдено три кипарисовых креста, но лишь на одном из них воскрес умерший. Именно этот крест епископ Макарий поднимал (воздвигал) для демонстрации верующим. Отсюда и название праздника. До наших дней обнаруженный на Голгофе крест не сохранился: начиная примерно с XII в. от него стали отделять частицы и помещать их в реликварии различных храмов и монастырей, пока окончательно не раздробили весь.
Слайд 8Введение во храм Пречистой Девы Марии
Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве
Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители
Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет - отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, - ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, - а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.
Слайд 9Рождество Христово
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это
время Сирией управлял Квириний. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый
житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
Слайд 10Крещение Господне
18 января (по новому стилю) — Навечерие Богоявления (Крещенский
сочельник). Ранним утром совершается первое великое освящение воды. Православные верят,
что «крещенская вода» (освящение) обладает особыми свойствами. Ею «причащали» вместо Св. Даров людей, находящихся под церковным «прещением» — наказанием.
Слайд 11Сретение Господне
Сретение Господа нашего Иисуса Христа празднуется верующими 15 февраля
(по новому стилю) и связано с новозаветным рассказом о принесении
Марией и Иосифом младенца Иисуса в храм на день после рождения для принесения очистительной жертвы и «выкупа» первенца у Бога. У храма их встретили праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Сретение» — встреча. Известен праздник с III—IV вв.
Слайд 12Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (по новому
стилю) и считается днем воплощения Спасителя. Когда Марии исполнилось четырнадцать
лет, она перешла жить в дом своего обручника Иосифа. По Евангелию, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Сына Божия. Установлен праздник в IV в. в Константинополе
Слайд 13день Входа Господня в Иерусалим;
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
празднуется с первых веков христианства. По Евангелию, вскоре после воскрешения
Лазаря Иисус въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Люди приветствовали Его как царя, с пальмовыми ветвями в руках. Переходящий праздник. За ним следует Страстная седмица и Пасха.
Слайд 14Вознесение Господне
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью
в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на
небо в присутствии апостолов. Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи.
Слайд 15Вознесение Господне
Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл
на земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами
и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.
Слайд 16Троица
Троица, или "Пятидесятница", – один
из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается на пятидесятый день
после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской легенде, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы собрались в доме Божьей Матери, чтобы ещё раз помянуть Иисуса. Там на них сошел Святой Дух, после чего они стали славить Господа на разных языках, дотоле им неизвестных. Святой Дух дал апостолам способность и силу нести учение Христа другим народам.