Слайд 1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2УПРАВЛЕНИЕ
Планирование деятельности
Организация деятельности
Мотивация деятельности
Контроль деятельности
Слайд 3Три наиболее важных момента оценки эффективности метода управления (обратная связь)
1.
Реперные точки (качество образования по какой шкале измерений)
2. Критерии эффективности
метода управления (качество условий =качество продукта ????????)
3. Критерии отчетности субъекта управления
Слайд 4KPI (KEY PERFOMANCE INDICATORS)
ключевые показатели эффективности/результативности
Система оценки, позволяющая определить достижение
поставленных целей.
ISO 9000:2008
Результативность – степень достижения запланированного результата.
Эффективность – соотношение
между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.
Слайд 5ROADMAP
(дорожная карта)
План мероприятий по продвижению к определенному результату (цели)
«план, как
двигаться дальше»
Слайд 6ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - согласование интересов участников образовательных отношений (учителей, учащихся,
родителей, общественных объединений, органов управления образовательным учреждением, органов исполнительной власти
и т.д.)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - обеспечение этой образовательной политики на объективной, определенной государством основе, закрепляемой в установленной форме
Слайд 7СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Создание идеального
образа порядка управления в сфере образования.
Формализация данного образа.
Нормотворчество
Реализация норм
Слайд 8Создание идеального образа УСО
В какой парадигме его рассматривать:
Управление
в сфере образования – это целенаправленное воздействие субъекта управления (ОИВ)
на объект управления (ОУ) с целью достижения планируемого результата
или
Управление в сфере образования – это целенаправленный и ответственный процесс, направленный на создание наиболее эффективных условий обеспечивающих педагогический процесс.
Слайд 9Формализация данного образа
Это закрепляется в доктринах, стратегиях и
концепциях (цели и задачи, стратегия и тактика). Идеальный образ-порядок должен
быть выражен на этой стадии и быть однозначно понятным любому участнику образовательных отношений.
Образовательная политика – процесс согласования интересов субъектов образовательных отношений.
Нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-дефиниции (представлены в действующих НПА)
Слайд 10Нормотворчество
Создание структурно-функциональной основы для управления образовательными отношениями через нормы
права (законы и подзаконные акты)
выработка норм и правил должна
быть согласована и не расходиться с целями, задачами и принципами, закрепленными в Конституции и документах, определяющих стратегию развития образования
нормы права должны иметь гарантии (социальные, финансовые, кадровые) т.е. механизм реализации.
Слайд 11Реализация норм
Данная стадия предполагает контроль
Критерии эффективности деятельности органов
управления в сфере образования (целевые индикаторы)
Критерии отчетности органов управления в
сфере образования
Юридическую ответственность органов управления в сфере образования формально определенных процедур
Слайд 12Управление в сфере образования
– это целенаправленный и ответственный процесс,
представляющий совокупность действий органов управления образовательным учреждением и органов публичной
власти, направленный на создание наиболее эффективных условий, обеспечивающих педагогический процесс.
Слайд 13
Вне системы управления образованием невозможно ни поставить цели/задачи, ни решить
их.
Слайд 14Субъект управления в сфере образования
– это родовое понятие для субъекта
правотворчества и субъекта правоприменения
кто создает норму образовательного права,
кто
выступает организатором применения нормы образовательного права,
кто контролирует правотворчество и реализацию юридической нормы).
Слайд 15Субъект управления в сфере образования –
это концентрированное выражение власти,
за которой общество признает функции правового регулирования образовательных отношений.
Слайд 16Две функции системы образования
Консервативная (обеспечение стабильности системы). Возлагается на государственные
(муниципальные) органы управления образованием
Адаптивная (обеспечение модернизации системы). Возлагается на
потребителей образовательных услуг.
Органы управления образовательным учреждением – обеспечивают сотрудничество функций (маргиналы).
Слайд 17Парадокс системы управления
в сфере образования
Публичные органы управления в сфере образования
должны выполнять консервативную функцию системы, а вместо этого:
Присоединение к болонскому
процессу
ЕГЭ
Подушевое финансирование
Г(М)З/финансовое обеспечение
Автономность ОУ
Компетенции и бессодержательность ФГОС
НСОТ
Платность дополнительных услуг
Сокращение числа вузов (в т.ч. педагогических)…..
Слайд 18Нормативные акты определяющие стратегические цели в сфере образования
Постановление Правительства РФ
от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине
образования в Российской Федерации»
Концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года(утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61)
Слайд 193. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О
мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
4.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.)
Слайд 20Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
Целью Программы является обеспечение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской
Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Слайд 21Система образования ст. 8
Закона «Об образовании» № 3266
преемственных образовательных
программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования
Слайд 22Система образования ст. 10
ФЗ «Об образовании в РФ» № 273
1) ФГОС и ФГТ, ОС, ОП различных вида, уровня и
(или) направленности
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Слайд 233) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
Слайд 244) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения
юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность
в сфере образования.
Слайд 25Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (ФЗ-273 от
29.12.12)
Статья 89. Управление системой образования
Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
Статья 91. Лицензирование образовательной
деятельности
Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Статья 94. Педагогическая экспертиза
Статья 95. Независимая оценка качества образования
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
Статья 98. Информационные системы в системе образования
Слайд 26Статья 89. Управление системой образования
Управление системой образования осуществляется на принципах
законности,
демократии,
автономии образовательных организаций,
информационной открытости системы образования и
учета
общественного мнения
и носит государственно-общественный характер.
Слайд 272. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
См. Национальную доктрину образования в РФ, одобренную постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751
Слайд 283) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и
региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в
системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
Слайд 297) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
См. Административный
регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля
качества образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 370
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Слайд 305. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности
в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.
Слайд 31Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
1. Государственная регламентация образовательной деятельности направлена
на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных
с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Слайд 322. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:
1) лицензирование образовательной
деятельности;
2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;
3) государственный контроль (надзор) в сфере
образования.
Слайд 33Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом
- ……. органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные
полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174
Слайд 3412. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или
лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием
причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:
Слайд 353) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Слайд 36Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
См. Административный регламент предоставления органами государственной
власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области образования,
государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13 июня 2012 г. N 483
Слайд 37СТАТЬЯ 93. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
См. Положение о государственном
контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от
11 марта 2011 г. N 164
Слайд 38Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя
федеральный
государственный контроль качества образования и
федеральный государственный надзор в сфере
образования,
осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).
Слайд 392. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по
оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам,
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов
посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд 40
См. Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению федерального
государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2
мая 2012 г. N 370
Слайд 41Проблемы правового регулирования УСО
Не выделены участники педагогического (образовательного) процесса (педагог
и обучающийся), в качестве доминирующих субъектов системы образования.
Педагогический
процесс не занимает центральное место в системе образования.
По прежнему, основным субъектом системы образования является орган исполнительной власти (даже не тот, который осуществляет управление в сфере образования.
Слайд 422. Не определен правовой статус учредителя государственных и муниципальных образовательных
учреждений (обязанности и ответственность по обязательствам)
3. Не определен руководитель
образовательного учреждения в качестве доминирующего элемента в системе управления образованием.
4. Не закреплен механизм правовых гарантий руководителя ОУ (система сдержек и противовесов против волюнтаризма учредителя)
Слайд 435. Не разведены понятия «система образования» и «образовательная система». На
уровне «управления» этими системами – происходит отождествление. См. ст. 8
(10) (система образования=управление образовательной системой)
6. Не закреплен механизм увеличения финансирования в сфере образования
Г(М)З в стоимостном выражении привязано к объему выделяемых средств, а не наоборот
Не предусмотрено повышение оплаты педагогического труда на ставку
Слайд 447. Закрепляется маргинальная позиция органа управления образованием субъекта РФ:
На него
возлагается ответственность за социальные гарантии в сфере образования
Он ограничен возможностями
своего бюджета
Слайд 45Для управления (создания условий для эффективного достижения поставленных целей в
сфере образования, реализации задач, обеспечения функций) необходимо три условия:
Политическая воля
Квалифицированные
кадры
Ресурсное обеспечение
Слайд 46Система образования
5 вопросов
Кого обучают/воспитывают?
отбор, прием и перемещение обучающихся
Кто обучает/воспитывает?
Отбор, подготовка,
повышение квалификации педагогов
Чему обучают/воспитывают?
ГОС, ОП, ОТ
Где обучают/воспитывают?
Требования к условиям организации
педагогического процесса
Кто оплачивает процесс образования?
Финансовое и ресурсное обеспечение педагогического процесса
Слайд 47«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Это не модернизация отношений учитель-ученик
Это не модернизация инфраструктуры образовательных
учреждений
ЭТО КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.