Слайд 1Правовые основы организации перевозок
Баев Антон
Слайд 2Правовая природа, роль, значение и место общественных отношений, связанных с
организацией перевозок
Транспортное законодательство как система нормативных правовых актов обладает особенностями,
обусловленными спецификой регулируемых им отношений.
Слайд 3Транспортное законодательство представляет собой сложившуюся систему иерархически взаимосвязанных нормативных правовых
актов, сгруппированных относительно отдельных отраслей транспорта и различных видов транспортной
деятельности (транспортная деятельность на железнодорожном, автомобильном, морском, речном, воздушном транспорте; перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа на отдельных видах транспорта; погрузочно-разгрузочные работы; работы по техническому обслуживанию транспортных средств)
Слайд 4Учитывая комплексный характер транспортного законодательства, его невозможно в целом отнести
к подсистеме гражданского законодательства.
Транспортное законодательство является единой взаимосвязанной комплексной
системой законодательства, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства
Слайд 5
В условиях действия принципа равенства сторон гражданско-правовых отношений вызывает сомнения
обоснованность сохранения положений транспортных кодексов и уставов об ограничении ответственности
транспортных организаций.
Слайд 6Транспортные уставы и кодексы
Основополагающее значение в системе источников транспортного права
имеет Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор
развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. При этом в Конституции есть прямые нормы, имеющие отношение к транспорту.
Так, статья 71 Конституции относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.
Слайд 7Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют
отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также
при обеспечении транспортной деятельности
В главе 41 ГК РФ размещены базовые нормы, касающиеся транспортной экспедиции.
Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов
Транспортные уставы и кодексы
Слайд 9Транспортная деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).
Статья
8 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что
Положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензия выдается и соответствии с новым порядком, на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее чем 5 лет.
Слайд 10Для получения лицензии заявитель представляет в лицензионный орган:
Слайд 11Копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации предприятия, заверенные
нотариусом; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя; характеристики судов и плавучих объектов, погрузочно-разгрузочного оборудования, причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида деятельности.
Слайд 12Форма и порядок заключения договоров перевозок
Порядок заключения договоров перевозки
Перевозка
грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Слайд 13По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем
груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение
груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Слайд 14По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт
назначения, а в случае сдачи им багажа также доставить багаж
в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа.
Слайд 15Договор двусторонний, взаимный, возмездный.
Предмет договора - доставка, хранение, выдача, погрузка
и выгрузка груза, перевозка пассажира, провоз багажа.
Слайд 16Стороны договора:
Перевозчик – транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство,
имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель – юридическое или физическое
лицо; грузополучатель - третье лицо, которому направлен груз.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Слайд 17Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа
багажной квитанцией.
Заключению договора перевозки грузов всегда предшествует согласование основных условий
перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов).
Слайд 18Для заключения договора перевозки необходимы предпосылки организационного характера: заявки (заказы)
грузоотправителей; договора об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); административно-плановые
акты.
Слайд 19Договор об организации перевозок заключается перевозчиком и грузовладельцем при систематических
перевозках грузов. По нему перевозчик обязуется в установленные сроки принимать,
а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Слайд 20В силу договора об организации перевозок или заявки (заказа) перевозчик
обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой
от него заявкой (заказом) или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для соответствующего груза.
Слайд 21Отправитель груза должен предъявить к перевозке груз того наименования, рода
и количества, для которого просил транспортные средства в заявке. Он
обязан соблюдать требования о правильном наименовании груза, маркировке, указании его особых свойств, к таре, оформлению документов на груз, определению веса.
Слайд 22Устной
Форма договоров перевозки
Форма договора перевозки может быть:
Далее представлены типовые формы
договоров перевозки пассажира, груза, морского фрахтования, указаны требования к ним,
описаны правила и порядок оформления договоров перевозки
Письменной
Слайд 23Также в случаях предусмотренных законодательством, необходимо государственная регистрация сделки.
Правовое регулирование
формы договора перевозки
Требования, предъявляемые к форме сделки устанавливаются ст.ст. 158 -165 ГК РФ.
Слайд 24Сделки, которые могут совершаться устно:
исполняемые при самом их совершении, за исключением
договоров, для которых установлена нотариальная форма, и сделки, несоблюдение простой
письменной формы, которых влечет недействительность;
сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, по соглашению сторон могут совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору
Слайд 25Сделки, которые совершаются в письменной форме:
сделки юридических лиц между собой и
гражданами
сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем
в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки
Договор является двух- или многосторонней сделкой, поэтому вышеуказанные правила применяются к договору
Слайд 26Форма договора перевозки пассажира.
По договору перевозки пассажира и его багажа,
как правило, не составляется договор в письменной форме, заключение договора
перевозки пассажира удостоверяется билетом, перевозка багажа багажной квитанцией.
Слайд 27Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными
уставами и кодексами. В случае наличия платы за провоз ручной
клади (каютного багажа при морской перевозке) или за провоз ручной клади (каютного багажа) сверх установленной нормы бесплатной перевозки выдается соответствующая квитанция на провоз ручной клади (каютного багажа).
Слайд 28При перевозке пассажира и его багажа автотранспортом кассовый чек с
указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз
ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. При воздушной перевозке пассажира и его багажа билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Слайд 29Форма договора перевозки груза обязательно должна быть письменной.
Слайд 30Транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, по общему
правилу, заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему
соответствующего груза. В документе на груз содержатся все существенные условия договора перевозки груза.
Слайд 31Форма договора фрахтования
Устанавливается транспортными уставами и кодексами .Договор фрахтования должен
быть заключен в простой письменной форме.
Слайд 32В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового
мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна
(его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование.
Слайд 33При перевозке автотранспортом
договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на
предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Слайд 34Элементы договора перевозки грузов
Слайд 35Ответственность по договору перевозки грузов (Проблемы, условия, виды ответственности по
перевозке грузов.)
Ответственность по договору, в отличие от обязательства, возникающего из
соглашения об организации перевозок, строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны
Слайд 36Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение
30 дней с момента истечения сроков доставки, а при перевозке
на воздушных судах — в течение 10 дней); на автомобильном транспорте при выполнении городских и пригородных перевозок предусмотрен срок 10 дней, который исчисляется с момента принятия груза к перевозке .
Слайд 37Порча груза
Ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение —
вследствие изменения физических свойств. Порча, повреждение груза, при которых исключается
использование его по назначению, приравнивается к утрате груза
Слайд 38Условия ответственности за необеспечение сохранности груза общие:
Слайд 39Грузоотправитель или грузополучатель обязаны при решении вопроса об ответственности перевозчика
доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением перевозчиком договорного
обязательства и возникновением убытков.
Слайд 40Такими обстоятельствами являются:
вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или
упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при
приеме груза к перевозке;
особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы .
Слайд 41Если перевозчик принял к перевозке нетранспортабельный груз, хотя недостатки груза,
тары, упаковки заметил или мог заметить по наружному осмотру, он
отвечает перед получателем в необходимых случаях совместно с отправителем.
Слайд 42Если перевозчик использует грузы для своих производственных нужд (например, цистерну
с нефтью), то он возмещает стоимость груза в двойном размере.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки
Слайд 43Транспортные уставы и кодексы устанавливают минимальный и максимальный размеры штрафа,
который исчисляется в процентах от провозной платы, например, от 10
до 50% провозной платы на внутренневодном, от 9 до 100% — на железнодорожном транспорте, в зависимости от величины просрочки
Слайд 44Но если просрочка явилась причиной порчи, недостачи, повреждения грузов (например,
овощей, плодов, мяса и других скоропортящихся продуктов), то наступает ответственность
за два нарушения обязательства:
за просрочку взыскивается штраф
за необеспечение сохранности груза — убытки в пределах стоимости груза. В этом случае по отношению к убыткам от несохранности груза неустойка является штрафной.
Слайд 45Грузополучатель отвечает за несвоевременное получение и вывоз грузов с железнодорожных
станций, портов, аэропортов: с него может быть взыскана плата за
хранение грузов сверх срока бесплатного хранения в указанных пунктах.
Слайд 46Невостребованные получателем в надлежащие сроки грузы передаются перевозчиком соответствующим организациям
для реализации. Полученные от реализации таких грузов суммы, за вычетом
причитающихся перевозчику платежей и сборов, перечисляются получателю, а если его банковские реквизиты неизвестны, — то в доход бюджета РФ.
Слайд 47Грузополучатель несет ответственность за несвоевременную разгрузку транспорта на своих подъездных
путях — платит штраф за простои транспорта. Если при разгрузке
по вине получателя транспортные средства были повреждены, он возмещает перевозчику убытки, а кроме того, платит штраф в размере пятикратной, а на внутренневодном транспорте — трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей.
Слайд 49Кейс
Задание для группы:
Компании "ОАО Звездочка" нужно перевезти груз ,
перед директором стал выбор какой транспортировкой воспользоваться , морской воздушной
железнодорожной или автомобильной. Нужно поделиться на группы выбрать себе вид перевозки, придумать название своей фирме. Полностью рассказать про ваш вид грузоперевозки, описать преимущества недостатки, сделать вывод почему именно вашими услугами должна воспользоваться компания и в виде презентации представить на семинаре. Презентация минимум 15 слайдов 7-10 мин. По мимо этого каждая группа делает кроссворд по своему виду грузоперевозки, в конце занятия необходимо поменяться и решить. В кроссворде должно быть минимум 15 слов.