система
3. Семья правовых систем:
понятие, признаки, виды
4. Характеристика
основныхправовых семей
МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ
ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ
СУБЪЕКТЫ ПРАВА И ДР.
В основе - критерии «стиля права»: происхождение и эволюцию правовой системы, природу источников права, правовые институты, особенности юридического мышления, идеологические факторы.
Выделяется восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, исламский, индусский
В основе - три взаимосвязанных критерия: исторический генезис правовых систем, система источников права и структура правовой системы. Выделяют несколько правовых семей: романо-германскую, семью общего права, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную и семью обычного права
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.
Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала
4. Общность принципов регулирования общественных отношений.
В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
5. Единство терминологии, техники изложения и систематизации норм права.
Родственные страны используют сходные по своему значению термины, одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его систематизации
писаные конституции,
обладающие высшей юридической силой
высокий уровень нормативных
обобщений достигается
при помощи кодифицированных
нормативных актов
деление системы права
на публичное и частное,
а также на отрасли
правовой обычай и юридический прецедент
выступают в качестве вспомогательных,
дополнительных источников
юридическая техника, терминология,
толкование во
многом несут печать
традиций Древнего Рима
Другим источником
являются статуты
(законы)
Статут может отменить
действующий прецедент,
однако закон реализуется
именно в прецедентах
Юридические обычаи
выступают в качестве
вспомогательных,
дополнительных источников
Ведущая роль в формировании
права (правотворчестве)
отводится суду, который в этой
связи занимает особое положение
в системе государственных органов
Главенствующее значение имеет
процессуальное (процедурное,
доказательственное) право, которое во
многом определяет право материальное
Нет кодифицированных отраслей права;
отсутствует классическое деление
права на частное и публичное.
Все право является публичным.
Поэтому здесь нет деления норм
на императивные и диспозитивные
Исторически сложилось деление
на право общее и право справедливости
Мусульманское право – это одна из сторон
религии – шариата, что означает «путь следования»,
то, что должны или не должны делать
мусульмане. Шариат складывается из теологии
(акида – принципы веры) и фикха (право).
Фикх указывает, каково должно быть
поведение мусульманина по отношению к
себе подобным (муамалат), и каковы
обязательства по отношению к Аллаху (ибадат).
В шариате воедино слиты религиозные
установления, нормы нравственности и права.
Часть норм права выступает в виде
норм-принципов, другая – как нормы-правила
поведения.
Среди них нет дозволительных норм,
так они основаны на идеях обязательств,
а не на правах. Мусульманское право все поступки
классифицирует на пять видов:
обязательные, запрещаемые, порицаемые,
рекомендуемые и безразличные.
Нет деления на право частное или публичное.
Существуют определенные
блоки (отрасли) однородных норм.
Можно назвать такие отрасли, как право
личного статуса, регулирующее семейные,
наследственные и другие отношения;
уголовное право, основанное на различии между
твердо установленными (худуд) и дискреционными
(тазир) наказаниями .
Гражданское право (муамалат)
регулирует отношения собственности:
владения, пользования, распоряжения,
в том числе отчуждения.
Обычаи и традиции представляют
собой синтез юридических, моральных,
мифических предписаний, сложившихся
естественным путем и
признанных государствами
Обычаи и традиции регулируют
отношения в первую очередь групп
или сообществ, а не отдельных индивидов
Нормативные акты (писаные законы)
имеют вторичное значение,
хотя их принимается в последнее
время все больше и больше
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть