Слайд 1 Правовые системы современности
Тема 12
Глава 32
Слайд 2Критерии объединения
правовом отношении стран.
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем
различных государств.
1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря,
системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
Слайд 3Критерии объединения
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах
это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и
т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
Слайд 4выделяют следующие правовые системы:
1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия,
Новая Зеландия и др.
2) романо- германскую (страны континентальной Европы,
Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция)
3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, иудаизм, индуизм)
4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Слайд 5Прецедентное право
Общее для всей Англии право возникает после ее захвата
Вильгельмом 1 Завоевателем ( 1066 г.). В этот период формируется
централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел
Слайд 6В. XI 1—XIV вв. система общего права достигла расцвета, но
постепенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция
к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа ее развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам.
Слайд 7Современный период развития англосаксонского права — период кардинальной правовой реформы,
суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унификации искового производства,
слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное «наступление» привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования.
Слайд 8Континентальное право
Происхождение романо-германской правовой системы. Романо-германское право возникло в XII—XIII
вв. в результате рецепции римского права.
Важной предпосылкой рецепции римского
права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение.
Слайд 9Особенности норм романо-германского права
Романо-германская норма права — общее правило
поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой
нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной (абстрактной) форме.
Слайд 10Источники романо-германского права. Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.
Законы принимаются
парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на
всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры.
Слайд 11Мусульманская правовая система
Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло
как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой
важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Му-хаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам
Слайд 12В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали
исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в
формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.
Слайд 13К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий»
для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период
действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению.
Слайд 14XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление
законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному
вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему
Слайд 15Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается
Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая
114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда
Сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий.
Иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться.
Кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии.
Слайд 16К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период
развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня
в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании.
Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь
Слайд 17Социалистическая правовая система
Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система
возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены
не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.
Слайд 18Система обычного права
Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая
в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации
общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.