Слайд 1Предания о Петре Великом
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник-
Он
всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник.
Слайд 3Таким Петр 1 был изображен в «Царском титулярнике»-историческом справочнике тех
лет, еще до вступления на престол.
Слайд 4У Федора остались два брата — пятнадцатилетний Иоанн (сын первой жены царя
Алексея Михайловича, Марии Милославской) и девятилетний Петр (сын второй жены Алексея,
Натальи Нарышкиной). У Иоанна тоже были серьезные проблемы со здоровьем, и было очевидно, что как самодержавный государь он править не сможет. Нарышкины, выражаясь современным языком, подсуетились: воспользовавшись поддержкой духовенства, они созвали нечто вроде земского собора (хотя некоторые историки сомневаются, был ли этот собор действительно собран) и провозгласили царем Петра.
Провозглашение царем малолетнего Петра означало, что править за него будут Нарышкины. Это, конечно, не устраивало партию Милославских. Как считается, они инициировали Стрелецкий бунт, результатом которого стало провозглашение царями обоих братьев, Иоанна и Петра. Это важный сигнал перемен, которые происходили в сознании людей того времени. Ведь для традиционного сознания царь — это воплощение Бога на земле. То, что царей может быть два, разрушает привычную тогда картину мира. Мы наблюдаем процесс секуляризации царского образа.
Регентом при царях (одном малолетнем, другом больном) стала их старшая сестра Софья. Именно она фактически правила страной следующие семь лет. Среди некоторых историков бытует мнение, что Софья, как и Федор Алексеевич, осознавала необходимость перемен. Насколько нам известно, конкретной программы у нее не было, но те исследователи, которые придерживаются этой точки зрения, предполагают, что она надеялась сперва стать полноценной самодержавной государыней, а уже потом приступить к реформам. Принято также считать, что какой-то план преобразований был у ближайшего к Софье человека — князя Василия Васильевича Голицына. Но сведения об этом довольно скудные: французский дипломат де ла Нёвилль в своих записках сообщает, что Голицын был образованным человеком, знал иностранные языки, носил европейское платье и говорил Нёвиллю о каких-то планах преобразований. О серьезности и масштабе этих преобразований мы можем только догадываться. Однако уже вступление России в Священную лигу говорит о многом.
Слайд 5Эта французская гравюра изображает двух малолетних российских царей, правящих одновременно
— Петра I и его старшего брата Ивана. Уникальный для
российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки, и вовсе страдал слабоумием). В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.
Слайд 6В 1689 году происходит переворот. Традиционная версия такова: до Петра, который в это время
находится в селе Преображенском, дошли слухи о том, что Софья организует новый стрелецкий
бунт, целью которого является поход стрельцов на Преображенское и убийство царя. Узнав о готовящемся заговоре (сегодня историки по большей части склонны думать, что на самом деле это были ложные слухи: заговора не существовало), Петр бежит в Троице-Сергиев монастырь. В последующие дни патриарх и духовенство выказывают поддержку Петру, и из Москвы на защиту монастыря выдвигаются полки. Софья, понимая, что власть уходит у нее из рук, тоже едет в Троицу, но на полпути ее останавливают и приказывают вернуться в Москву. Затем Софью заключают в Новодевичий монастырь — и таким образом отстраняют от власти, а Голицын лишается боярства и отправляется в ссылку. Очередной Стрелецкий бунт 1697 года, который, как считал Петр, был также инспирирован Софьей, закончился провалом; в 1704 году Софья умерла.
После заточения Софьи в монастырь Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696 году — царь Иоанн. С этого момента начинается единоличное правление Петра.
Слайд 7После смещения с роли регента царевны Софьи в 1689 году
Петр стал единоличным правителем. Его брат Иван добровольно отказался от
престола, хотя номинально считался царем. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
Слайд 8 После возвращения в Россию Петр I запустил реформы, направленные
на европеизацию страны. Для этого он предпринял меры самого разного
порядка: запретил ношение бород, осуществил переход на юлианский календарь, перенес Новый год на 1 января. В 1700 году Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть принадлежавшие ранее России земли и выйти к Балтийскому морю. В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.
Слайд 9Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел
реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства.
При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.
Слайд 10Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись
на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый
придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.
Слайд 11Словацкий портретист Ян Купецкий написал портрет Петра I во время
его путешествия по германским землям. Осенью 1711 года император провел
три недели в Карлсбаде, где лечился целебными водами. А затем уехал в городок Торгау — на свадьбу сына, царевича Алексея, и Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Однако брак не принес им счастья: немецкая принцесса скончалась в 1715 году после тяжелых родов, а царевич умер в 1718 году в заточении в Петропавловской крепости.
Слайд 12В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в
жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был
приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I). Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.
Слайд 13На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а
он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра.
Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».
Слайд 14Офорт «Торжество христианства» был первым опытом Петра I как художника.
Во время Великого посольства царь обучался искусству графики у голландского
гравера Адриана Шхонебека. Как гласит надпись, «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании».
Слайд 15В последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни,
несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года
он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.
Слайд 16Награды
1698 — Орден Подвязки (Англия) — орден был вручён Петру в
ходе Великого посольства из дипломатических соображений, но Пётр от награды
отказался.
1703 — Орден Андрея Первозванного (Россия) — за взятие двух шведских кораблей в устье Невы.
1712 — Орден Белого орла (Речь Посполитая) — в ответ на награждение короля Речи Посполитой Августа II орденом святого Андрея Первозванного.
1713 — Орден Слона (Дания) — за успехи в Северной войне.